Конспект нод по развитию речи в старшей группе «пересказ рассказа к. ушинского «спор животных»

К.ушинский рассказы о животных (читать онлайн, скачать)

Бодливая корова (рассказ)

Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! Может быть, потому и молока у неё было мало.

Помучились с ней и мать,  и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придёт, или в житах очутится, — иди выручай!

Особенно, когда бывал у нее телёнок — удержу нет!  Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то всё откладывал, будто что предчувствовал.

А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову, да махнет, — так и на лошади не догонишь.

Вот раз летом прибежала она от пастуха, еще задолго до вечера: было у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре — девочке эдак лет двенадцати:

— Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку пасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко, что им без толку стоять.

Взяла Феня хворостину, погнала и теля, и корову; пригнала на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести из васильков, что по дороге во ржи нарвала; плетёт и песенку поёт.

Слышит Феня, что-то в лозняке зашуршало, а речка-то с обоих берегов густым лозняком обросла.

Глядит Феня что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака Серко. Известно, волк на собаку совсем похож, только шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая, и глаза блестят; но Феня волка никогда вблизи не видала.

Стала уже Феня собаку манить:

— Серко, Серко! — как смотрит — телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать; телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревёт, передними копытами землю роет, рога-то прямо волку наставила.

Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет — голосу нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил — с первого раза, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмешь, и стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться, или теля отхватить, — только куда не кинется, везде рога ему навстречу.

Феня все ещё не догадывается, в чём дело, хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву.

Стала тут девочка кричать, на помощь звать… Наш казак пахал тут на взгорке, услышал, что и корова-то ревёт, и девочка кричит, кинул соху и прибежал на крик.

Видит казак, что делается, да не смеет с голыми руками на волка сунуться — такой он был большой да остервенелый; стал казак сына кликать, что пахал тут же на поле.

Как завидел волк, что люди бегут, — унялся, огрызнулся ещё раз, два, завыл да и в лозняк.

Феню казаки едва домой довели — так перепугалась девочка.

Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов.

Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие с элементами песочной терапии „Корова, лошадь и собака“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Корова, теленок. Все о коровах
  • Корова. Конспекты занятий
  • Логопедические занятия
  • Лошади, лошадки. Конспекты занятий
  • Лошадь, жеребенок, конь
  • Песок. Все материалы с использованием песка
  • Песочная терапия
  • Собака, щенок. Все про собак для детей
  • Собака, щенок. Конспекты занятий
  • Темочки

— закреплять умение отвечать на вопросы педагога.

Психогимнастика

Логопед : Давайте встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.

Этот мячик не простой, а волшебный. Он излучает тепло и передаёт его тому, кто держит его в руках. Мы будем передавать мяч и желать друг другу доброе утро. (Доброе утро, имя ребенка)

Сегодня я приглашаю вас в гости ко мне в деревню, у меня живут разные домашние животные. Я расскажу о своих животных и познакомлю вас со сказкой Константина Дмитриевича Ушинского «Спор животных»

Отправляемся в гости в деревню (Звучит музыка, на экране паравозик).

2. Поисковый этап:

Приехали. Я рада видеть вас у себя в гостях.

— Хозяин здесь я!

— Как вы думаете, кто живет в моем хозяйстве?

— А кого из них я больше люблю? Вот об этом и спорили мои животные.

— Хотите услышать спор животных?

— Помогите разобраться кто из животных нужнее.

3. Практический этап: (приглашаю сесть)

Сейчас я вам расскажу вам сказку «Спор животных» ее написал писатель Константин Дмитриевич Ушинский (вот это его портрет).

Сказка:

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

— Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему соху таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

— Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. — Я всю его семью молоком кормлю.

— Нет, меня,— ворчит собака,— я его дом стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

— Перестаньте спорить: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Объяснение слов в тексте сказки непонятных детям:

-А были ли слова в сказке, которые были вам не понятны? (если дети молчат, то сама начинаю говорить фразу из текста)

-Ребята, а кто может объяснить соха, что это значит?

Соха- орудие для вспашки земли

А еще незнакомые слова есть?

пропал бы без меня – без помощи лошади хозяин не смог бы дрова из лесу возить

семью молоком кормлю — правильно дает молоко, но из молока можно сделать много новых продуктов. Например, творог, масло.

А как вы понимаете, выражение собаки дом стерегу (охраняет)

хорош на своём месте – у животных есть свои обязанности, каждый выполняет свою работу и этим они важны для хозяина.

Беседа по содержанию сказки: (слайд с подворьем)

Кто из животных сказки участвовал в споре?

Почему они спорили?

Из-за чего спорили животные?

Зачем хозяину лошадь?

Зачем хозяину корова?

Какую пользу приносит хозяину собака?

Что сказал животным хозяин?

Игра — пазл «Собери нужные картинки».

Ребята в моем хозяйстве живёт много животных. Они вас ждут. Давайте пройдем к столу и поиграем в игру «Собери нужные картинки»

На столе расположены изображения детёнышей домашних животных. Каждый из нас к своему животному должен подобрать нужные картинки-пазл, чтобы получилась целая картинка.

Дети собирают пазл. Логопед спрашивает :

-Кто детеныш?

— Кто мама?

-Кто папа?

— Кто как разговаривает?

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

— Ребята, мои животные заскучали без вас, они хотят, чтобы вы еще раз послушали их спор.

Сели все правильно

Я буду показывать на картинку, а вы мне должны подсказывать по картинкам.

Сказку слушайте внимательно, потому что потом вы будете пересказывать сказку сами.

Пересказ рассказа по цепочке (дети встают)

А теперь я и животные хотим услышать сказку от вас. Нам будет помогать схема.

Пересказ рассказа детьми по ролям.

Ребята, а вы любите сказки показывать? А хотите устроить театр? Давайте распределим роли.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

— Ну, вот и подошла к концу наша поездка. Пришла пора возвращаться в детский сад. Я скажу волшебные слова, а вы выполните действия.

«Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

-Как называется сказка, которую мы сегодня пересказывали и показывали?

— А кто написал сказку?

— Так кто же из животных нужнее хозяину?

— Кто хорошо справился со своей ролью? А почему?

Молодцы! Вы хорошо поработали. Занятие окончено.

ДЯТЕЛ

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши:
— Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает.
— Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает.

Два козлика (рассказ)

Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.

– Уступи мне дорогу, – сказал один.

– Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошёл на мост.

– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

ПЕТУХ ДА СОБАКА

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:
— Давай, брат Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.
— Уйдём, — говорит петух, — хуже не будет.

Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться — пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и — заснули.

Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: «Ку-ку-ре-ку!» Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
— Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.
— А за каким делом? — спрашивает петух.
— Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
— Хорошо, — говорит петух, — только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ. «Вот какое счастье привалило! — подумала лиса. — Вместо одного петуха будет два».
— Где же твой товарищ? — спрашивает она петуха. — Я и его в гости позову.
— Там, в дупле ночует, — отвечает петух.

Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду — цап!.. Поймала и разорвала лису.

Рассказы

Спор животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Спор деревьев

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Пчёлки на разведках

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие ярко-зелёные стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.

Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подругу, и выглянули они в окошечко – разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?

Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке.

– Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали.

– Нет, – говорит им яблонька, – вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни.

Полетели пчёлки к вишне:

– Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для бедных пчёлок?

– Наведайтесь, милочки, завтра, – отвечает им вишня, – сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.

Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пёструю головку, но не было в ней ни запаху, ни мёду.

Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой весёленьки.

Пчела и мухи

Позднею осенью выдался славный денёк, какие и весною на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.

– Как вы глупы со своим весельем, – сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. – Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод, и нам всем придётся пропасть.

– Зум-зум-зум! Зачем же пропадать, – отвечали мухе весёлые пчёлки. – Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето много припасено мёду.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Спор животных“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Темочки

• Развивать фразовую речь : учить детей полно и точно отвечать на вопрос

• Формировать навык связного последовательного пересказа сказки с опорой на рисунок.

Учить интонационной выразительности при передаче диалога героев сказки.

• Развивать слуховое, зрительное внимание, память. 2

Воспитательные

2. Воспитательные.

• Воспитывать у детей интерес к художественному слову, познавательную активность, умение работать в коллективе, слушать друг друга.

Оборудование: текст сказки “Спор животных”, картинка по сказке, шапочки-маски персонажей: корова, собака, лошадь.

Словарная работа: соха, бороня,фермер

Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Все мы за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— Ребята, хотите отправиться в интересное путешествие? (Да). Я предлагаю отправиться в деревню к фермеру.

-А вы знаете кто такой фермер? (человек, который работает на ферме, ухаживает за животными).

— Как вы думаете на чём можно путешествовать (ответы детей)

-А мы с вами поедем попробуйте сами отгадать загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (поезд)

2. Правильно. Это поезд. Он уже давно вас ждёт, но в вагон сядет лишь тот, кто даст правильный ответ. (за правильный ответ дети садятся на стулья)

«Кто кем был?»

Собака была. …. щенком

Лошадь была. … жеребенком

Свинья была. ….поросенком

Кошка была …. котенком

Курица была…. цыпленком

Овца была …. ягненком

Корова была …теленком

Коза была…. козленком

Утка была …. утенком

Гусь был….гусенком

Индюк был…индюшонком

Кролик был….крольчонком

-Поехали. Вот мы и приехали. Выходите посмотрите, как здесь красиво, какой чистый воздух. —

Дыхательное упражнение (вдох через нос, выдох через рот, при выдохе губы трубочкой)

3. Фермер: Здравствуйте, ребята. Очень хорошо, что вы приехали в гости. (включить звуки природы,птиц)

Воспитатель:Сколько тут много животных!

Картинка фермера: Здравствуйте ребята, очень рад видеть вас в своей деревне. У меня большая ферма здесь много животных.

-Ребята, какие это животные? (домашние)

-Почему их так называют? (Потому, что они приносят пользу человеку. А человек за ними ухаживает, строит жилища, кормит их.)

4. Д/и «Где живет животное?»

Фермер предлагает поиграть в игру. У меня в руках волшебная палочка, я задаю вопрос и показываю животное, кого назову по имени тот и отвечает.

Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике).

Где живёт лошадь? (лошадь живёт в конюшне).

Где живёт собака? (собака живёт в будке).

Где живёт кролик? (кролик живёт в клетке).

Где живёт кошка? (кошка живёт в доме).

Где живёт корова? (корова живёт в коровнике).

Где живёт овца? (овца живёт в овчарне).

Молодцы, справились с заданием.

5.

Фермер: — Ребята, а хотите, я расскажу вам, как однажды спорили животные?

Воспитатель:Итак, рассказ называется «Спор животных», а написал его Константин Дмитриевич Ушинский

(Выставляются иллюстрации к сказке)

объяснение слов непонятных детям:соха, борона — орудие для вспашки земли.

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого

из них хозяина больше любит.

— Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

— Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. — Я всю его семью молоком кормлю.

— Нет, меня, — ворчит собака, — я его дом стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит :

— Перестаньте спорить : все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Беседа по содержанию рассказа

Воспитатель:

Как называется рассказ?

Кто из животных сказки участвовал в споре?

Почему они спорили?

Зачем хозяину лошадь?

Зачем хозяину корова?

Какую пользу приносит хозяину собака?

Что сказал животным хозяин?

Повторное чтение

— А сейчас я предлагаю вам рассказать этот рассказ от лица животных и Фермера. У меня для вас есть шапочки.

— Я буду автором. Автор рассказывает сказку за исключением героев. Героями будете вы.

Итак, «Спор животных», К. Д. Ушинский

Пересказ детьми с элементами драматизации. ( игрушки: лошадь, собака и корова)

Воспитатель:

— Ой, как у вас здорово получилось!

— Нам пора прощаться и возвращаться в сад. До свидания!

3. Итог

— Что вам запомнилось?

— Какое задание было интересным?

Петушок с семьей (рассказ)

Ходит по двору петушок: на голове — красный гребешок, под носом — красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:

— «Ку-ка-ре-ку!»

Орёл и кошка — Ушинский К.Д. Читать онлайн с картинками

История о кошке, которая бросилась выручать своего котенка из лап орла. Кошка была сильно ранена, но смогла побороть птицу

А потом, не обращая внимание на свои раны, начала вылизывать своего котенка!

Орёл и кошка читать

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него.

Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз.

Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Пожалуйста, оцените произведение

(4,71/5 — 7 оценок) Загрузка…

  • Рассказ о том, как трое друзей играли в прятки. Один из низ так хорошо спрятался, что другие перевернули вверх дном весь дом и еле-еле отыскали… Рассказ Находчивость читать Мы с Вовкой сидели дома, за то, …
  • Познавательный рассказ о том, что даже самое, на первый взгляд, неприметное растение может принести большую пользу. История учит искать применение самым обыденным вещам. Хитрый коврик читать Умной Машенька росла, да не все понимала. Пошла она …
  • Рассказ о том, как мальчики придумывали новые имена для своих щенков, которых им пообещал конюх Корней Сергеевич. Как мальчики не старались, а имена все-равно получились одинаковые! Новые имена читать У главного конюха, у Корнея Сергеевича, …
  • Познавательный рассказ, который описывает обитателей рощи и их занятия. Вы узнаете, чем занимается весь день жучок, пчелка, зайчик, муравей, ручеек и т.д. Дети в роще читать Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они …
  • «Четыре желания» рассказывает о прелестях всех времен года. Мальчик Митя не хотел, чтобы заканчивалась зима, потом ему очень нравилась весна, потом лето… А все потому, что каждое время года по-своему прекрасно! Четыре желания  читать Митя …
  • Познавательный рассказ «Гадюка» ведется от лица мальчика. В нем рассказывается о змеях и о том, как мальчик чуть не погиб от встречи с гадюкой. Однако храбрый пес Бровко спас мальчугана, рискуя жизнью. Гадюка читать Вокруг …

— здесь вы найдете другие рассказы Ушинского, которые есть на нашем сайте.

В лесу летом (рассказ)

Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои  вырезные  листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.

Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка.

Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?

Медведь и бревно (рассказ)

Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает.

Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад — и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче — бревно ударило Мишу посильнее. Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад — и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился. Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался. Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы — и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.

ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки; мягкой травушкой полы выстланы.

Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка… да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

УЧЕНЫЙ МЕДВЕДЬ

— Дети! Дети! — кричала няня. — Идите медведя смотреть. Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

— А ну-ка, Миша, — говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, — встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

— А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец,— покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.

И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.

— А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за ухом скребёт. Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться.

Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
— А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись — да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.

И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь…

Играющие собаки (рассказ)

 Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию „Беседа по сказке К, Ушинского „Лиса и козёл“» размещена в разделах

  • Беседа. Проведение бесед
  • Коза, козлята. Конспекты занятий
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Сказка. Конспекты занятий по сказкам
  • Ушинский К.Д.
  • «Лиса и козел», сказка
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020

2. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

4. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки; учить оценивать поступки героев сказки.

Оборудование: иллюстрации к сказке.

Словарная работа: зазеваться на ворон.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя.

Сегодня мы знакомимся со сказкой К. Ушинского «Лиса и козёл». Сказка совсем маленькая по объёму, но очень поучительная по содержанию, совсем как в знакомой для вас фразе:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Напомню, что мы уже говорили, что в словах «Сказка ложь, да в ней намёк» заключён скрытый смысл, который означает то, что любая сказка – это вымысел, то есть ложь. А в словах «Добрым молодцам урок» есть поучительный момент, потому что каждая сказка всегда чему- то учит своего читателя или слушателя.

Давайте познакомимся со сказкой и решим, чему же научит нас она.

2. Чтение сказки К. Ушинского «Лиса и козел».

Бежала лиса, на ворон зазевалась, — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лису не задавил, а она ему:

— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

3. Беседа по содержанию сказки.

— Назовите героев сказки «Лиса и козёл» (Ответы детей: лиса и козёл).

— Какой обычно изображают лису в сказках? (Ответы детей: хитрой).

— Какой мы видим лису в этой сказке? (Ответы детей: как всегда, лиса хитрая обманщица).

— Что скажете о козле? (Ответы детей: доверчивый, потому что поверил лисе, что спасается она в колодце от жары, и глупый, не подумал, как будет вылезать из колодца).

— Вспомните, как лиса попала в колодец? (Ответы детей: случайно, зазевалась на ворон).

— Как козёл очутился в колодце? (Ответы детей: прыгнул на приглашение лисы попить в колодце холодной водицы).

— Каким голосом говорила лиса с козлом, когда нахваливала прохладу в колодце и чистую холодную водицу? (Ответы детей: добрым, ласковым, была приветлива).

— Как называла она козла? (Ответы детей: голубчик).

— Как стала она разговаривать с козлом, когда тот прыгнул в колодец? (Ответы детей: грубо, назвала его бородатый дурень).

— Почему её поведение так резко изменилось? (Ответы детей: она думала только о себе, как ей выбраться из колодца, а раз козёл уже в колодце, ей незачем больше притворяться).

— Чем заканчивается сказка? (Ответы детей: лиса выскочила из колодца по спине и рогам козла, а козла нашёл и вытащил хозяин).

— Чему учит эта сказка? (Ответы детей: чтобы не попасть в трудную ситуацию, в жизни надо быть внимательным, не считать ворон, как лиса, и не быть легкомысленным, как козёл, не думая о последствиях своих поступков).

4. Итог.

Надеюсь, что сказка дала вам хороший урок: никогда не идти на поводу

тех, кто даёт не очень полезные советы, не верить хитрецам, прежде чем совершить какой-либо поступок, думать о его последствиях.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Пересказ рассказа К, Ушинского „Спор животных“,» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Старшая группа
  • Ушинский К.Д.
  • Темочки

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок на тему:

«Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных»

Подготовила и провела воспитатель старшей группы «Бабочки» – Таранич Ю. В.

Программное содержание – формирование связной речи на основе пересказа.

Задачи:

Речевое развитие :

— активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Домашние животные»;

-закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;

-учить составлять связный последовательный пересказ на основе опорных картинок.

Познавательное развитие :

-формировать первичные представление о строении, обитании и пользе домашних животных;

-активизировать мыслительные операции на основе составления загадок-описаний.

Коммуникативное развитие :

-развивать диалогическую и монологическую формы речи;

-развивать свободное общение с воспитателем.

Физическое развитие :

-формировать физиологическое и речевое дыхание.

Оборудование, используемое в НОД:

наглядный материал, серия опорных картинок.

Обогащение словаря: соха, борона, пастушок.

Подготовительная работа: чтение художественных текстов, стихотворений, пословиц, отгадывание загадок, рассматривание предметных и сюжетных картинок, просматривание презентаций по лексической теме «Домашние животные».

Спор животных. К. Ушинский

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем. – Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу. Подслушал хозяин этот спор и говорит:


– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.

Задания к сказке:

Присказка перед чтением:

О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровать, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, По комнате ходит …(сказка).

Беседа о сказках:

Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели-авторы, называются … (авторскими). А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются … (народными). — Молодцы! А сейчас мы узнаем, как вы знаете сказки и сказочных героев. Загадки по сказкам: Перед волком не дрожал, От медведя убежал. А лисице на зубок все ж попался. (колобок) — Из какой сказки этот герой? Какая это сказка – народная или авторская?

Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше лепестка. В ореховой скорлупке девочка жила. Вот какая девочка, как она мила. Кто читал такую книжку, Знает девочку малышку. (Дюймовочка. Г.Х.Андерсен) — Из какой сказки этот герой? Какая это сказка – народная или авторская? Кто – то по лесу идет, Короб на спине несет. Вкусно пахнет пирогами. Что за сказка перед нами? (Медведь и Маша.) — Из какой сказки этот герой? Какая это сказка – народная или авторская? Он не знает ничего! Вы все знаете его… Мне ответьте без утайки, Как зовут его?.. (Незнайка. Н.Носов) — Из какой сказки этот герой? Какая это сказка – народная или авторская?

Чтобы попасть в страну сказок, мы должны отгадать загадки: Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. (собака). -изображение собаки. Голодная мычит, Сытая жует, Всем детям молоко дает. (корова). -изображение коровы. Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь. (лошадь) -изображение лошади.

Чтение по ролям (после чтения, для читающих).

Источник картинки: planetaskazok.ru/images/stories/ushinsky/sbornik_4/02.jpg

  • Спор деревьев. К. Ушинский Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто…
  • К. Ушинский «Спор воды с огнем» Огонь и вода заспорили между собой, кто из них сильнее. Спорили долго, дрались даже. Огонь донимал воду своим пламенным языком, вода, шипя от злости, заливала расходившееся пламя, но спора решить не могли и выбрали себе…
  • Спор деревьев. К. Ушинский Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто…
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: