Самуил яковлевич маршак. рассказ о неизвестном герое

Рассказ о неизвестном герое

Анализ стихотворения «Рассказ о неизвестном герое» Маршака

Произведение «Рассказ о неизвестном герое» Самуила Яковлевича Маршака впервые было опубликовано в один год и на страницах газеты «Правда», и в «Мурзилке».

Стихотворение датируется 1937 годом. В это время автор его юбиляр, ему исполнилось 50 лет. Он переживает один из тяжелейших для своей работы периодов: возглавляемое им издательство разогнано, сотрудники уволены, а то и арестованы. Писатель ушел с головой в переводы английской поэзии, покровительствует изданию книги «Волшебник Изумрудного города» тогда еще неизвестного автора А. Волкова. В отношении жанра – поэма, баллада, основанная на реальном случае, описанном в газете. Впрочем, поэт переработал сюжет под детскую аудиторию. Герой спасает не девушку, а девочку, и остается неузнанным. Рифмовка звучная, по сути, смежная (если выстроить строчки чуть более длинными рядами). Начинается стихотворение с приема прямиком из сказки: по всему «некоторому царству, некоторому государству» гонцы разыскивают героя. Из уст в уста передается его словесный портрет: молод, ловок, в кепке, а главное – со значком «ГТО» на футболке. Казалось бы, по таким приметам должны были найти и милиционеры, и прочие энтузиасты. Что за птица: идиома. Между тем, в народе уже слагают легенды. Итак, дело было весной, гражданин в кепке ехал в трамвае. Вдруг – пожар! Целая толпа собралась у дома, парализованная зрелищем. «Руки ребенок протягивал к ним»: пожалуй, одна из самых страшных строчек в детской поэзии. Следует отметить, что тема вообще-то и недетская, но по-житейски важная, заставляющая сопереживать и брать пример, потому поэт за нее и взялся. По трубе в мгновение ока плечистый незнакомец преодолевает несколько этажей. Дальше начинаются душераздирающие строфы спуска парня с драгоценной ношей на руках. Наконец, прибывают пожарные, кипит слаженная работа профессионалов. Чувствуется, что автор сам переживает за своих героев. И, когда уже все стали считать смелого молодого человека и ребенка погибшими – они вдруг появляются во дворе. Мать и народ счастливы. Парень на ходу вспрыгивает в нужный трамвай и машет на прощанье. Композиция становится кольцевой, в финале звучат слова: к подвигу каждый готов! Подробности придают особую реалистичность, напряженность стихотворению. Нарочитые прозаизмы делают текст еще колоритнее, сравнение (как в сказке), инверсия (держал он), есть описание городского пейзажа, многоквартирного дома.

«Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака – гражданская лирика для детей, воспитательный пример и ориентир.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Интересные темы

  • Крылов — Слон и Моська Сюжет прост. Он в том, что редкого для России Слона водили по улицам. За ним ходили толпы людей, которые не видели это животное никогда. Выбежала Моська и стала лаять, и визжать, и рваться на
  • Достоевский — Белые ночи Книга поделена на своеобразные главы – ночи. Так как только ночью свободен Мечтатель, и только в это время суток на улицу может выходить Настенька.
  • Гоголь — Вий Несколько студентов из Киевского духовного учебного заведения отправились на каникулы, где хотели заработать на репетиторстве. Во время своих приключений товарищи заблудились и решили заночев
  • Михалков — Дядя Степа Лирический жанр (стихотворная форма). Второстепенные персонажи: люди, попавшие в сложную ситуацию; соседи; дети, медицинские работники.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание сказки Царевна Несмеяна Царевна Несмеяна живет в царских покоях своей семьи. Она никогда не смеется, не улыбается. Отцу стало жалко грустную дочь. Он клянется отдать Несмеяну в жены тому, кто сможет насмешить ее. Многие делали попытки это сделать, но ни у кого не получилось.
  • Краткое содержание рассказа Маленький солдат Платонова История о маленьком мальчонке во время войны вовсе не была выдуманной Платоновым. Он описал реально произошедшую историю. Война писателю была знакома не понаслышке, он был военкором.
  • Главные реки — краткое содержание рассказа Драгунского Вечером Дениска был настолько увлечен воздушным змеем, что забыл выучить уроки. Конечно же, его могли бы и не вызвать в этот день к доске – но мальчик умудрился еще и опоздать и на бегу чуть не сбил учительницу Раису Ивановну.
  • Краткое содержание Рассказа отца Алексея Тургенева История про старика Алексея. Благодаря диалогу выясняются чувства священника которой серьезные психологические проявления. Автор является частным аудитором поместья своей тети, где он встречает местных священников

Сюжет

Ехавший на трамвае молодой человек («лет двадцати, среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке, знак ГТО на груди у него») увидел пожар на последнем этаже одного из домов. В огне металась девочка. Гражданин соскочил с подножки трамвая и, не дожидаясь пожарной команды, полез туда, где был пожар, по водосточной трубе. Когда приехали пожарные, к ним подошла женщина и попросила: «Девочку, дочку спасите мою!». Пожарные, однако, ответили, что не смогли её найти:

Девочку, как выяснилось, спас этот молодой человек:

Передав девочку матери, он вскочил в трамвай, «тенью мелькнул за вагонным стеклом, кепкой махнул и пропал за углом», и с тех пор никто не мог его найти: «Многие парни плечисты и крепки, многие носят футболки и кепки, много в столице таких же значков. К славному подвигу каждый готов!»

Анализ произведения С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое”

Описание разработки

В детстве нам всем читали произведения Самуила Яковлевича Маршака великого русского поэта, переводчика – мастера детских стихотворных произведений. Его стиль необычен, отличается доступной, близкой к разговорной речью. Его произведения, написанные несколько десятков лет назад, любимы малышами. Но так ли безобидны стихи Самуила Яковлевича?

Перечитав «Рассказ о неизвестном герое» (Приложение 1), написанный в 30- е годы прошлого столетия, возникает множество сложных вопросов о правильности данного произведения с точки зрения пожарной безопасности.

Цель исследования: Анализ произведения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» с точки зрения пожарной безопасности.

Актуальность темы исследования тесно связана не только с ее злободневностью, но и с ее малоизученностью и необходимостью восполнения недостающей научной информации в произведениях детской литературы.

Объектом исследования является произведение Самуила Яковлевича Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Предмет исследования – пожарная безопасность.

Источниками для исследовательской работы служат Правила Пожарной Безопасности ППБ 01-03, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”, “Положение о Государственном пожарном надзоре” от 7 апреля 1936 г. и другие.

Эти строки известны практически каждому жителю нашей страны, но вдумчиво ли мы читаем дальнейший ход событий описанный в «Рассказе о неизвестном герое» С. Я. Маршака. Может быть, прочитав маленьким детям это стихотворение, мы ставим их в беззащитное положение в случае возникновения пожара? Попробуем объяснить с точки зрения нормативных документов практически каждую строку данного произведения.

Из стихотворения нам известно, что пожар возник в квартире пятиэтажного дома, следовательно, зная высоту от пола до подоконника, что составляет около 80 см. можно сделать вывод, что ребенок, который подавал сигналы из проема окна был ростом не менее 120-125 см. (и это даже без учета угла зрения, ведь:

На площадке трамвая,

Что-то под грохот колес

Все, происходящие на земном шаре пожары, классифицируются следующим образом.

Всего существует семь категорий сложности пожара. В зависимости от категории сложности на место пожара подаётся определённое число техники с личным составом.

Категории сложности пожарам присваиваются по следующим признакам.

Вызов 0. При выезде одного отделения пожарной команды на место вызова по сообщению о задымлении ничего не обнаружено. Это просто ложный вызов.

Вызов 1. После поступления сообщения о пожаре или задымлении на место происшествия выезжает два отделения на машинах с автоцистернами, которые при обнаружении возгорания приступают к тушению.

Вызов 1 БИС. К месту пожара отправляются два дополнительных отделения, то есть на месте пожара всего работают 4 отделения.

Вызов 2. Если площадь возгорания очень большая, то делается запрос ещё о двух дополнительных отделениях для тушения пожара. На участке работают всего 6 отделений.

История создания поэмы

Впервые была опубликована в газете «Правда» (9 октября 1937 года), в том же году — в журнале «Мурзилка» (№ 12, декабрь, 1937). Первоначальное название — «Двадцатилетний» с подзаголовком «Современная баллада». Поводом к написанию этого стихотворения стала публикация в «Правде» — о происшествии, имевшем место в Москве в 1936 году: «Вчера днем в одной из квартир четвертого этажа дома № 20 по Рождественскому бульвару в Москве взорвалась керосинка. Пламя сразу охватило комнату, в которой гладила белье 24-летняя М. П. Аникеева… Аникеева закричала о помощи. Неожиданно для всех из проходившего мимо вагона трамвая выскочил на мостовую какой-то гражданин… Он подбежал к водосточной трубе и стал по ней взбираться… Гражданин с ловкостью акробата добрался по трубе до четвертого этажа и ногами стал на карниз. Одной рукой держась за трубу, он другой обхватил испуганную Аникееву. Затем сильным ударом ноги он выбил в окне соседней комнаты раму и на глазах притихшей тысячной толпы стал пробираться с Аникеевой по карнизу к выбитому окну. Это заняло несколько минут. Передав Аникееву работникам пожарной команды, гражданин незаметно вышел из дома и остался неизвестным. В номере газеты «Правда» от 14 июля 1936 года было названо имя и приведена фотография героя, это оказался студент рабфака Василий Михайлович Бурацкий, 27 лет, кандидат в члены ВКП(б), бывший красноармеец, в армии научившийся «не теряться в минуту опасности».

Некоторые издания

  • Рассказ о неизвестном герое, серия «Мои первые книжки», Детгиз, 1955, иллюстрации А. Пахомова.
  • Рассказ о неизвестном герое, серия «Мои первые книжки», «Детская литература», 1974, иллюстрации А. Пахомова.
  • Рассказ о неизвестном герое, серия «Школьная библиотека», «Детская литература», 1978, иллюстрации В. Самойлова.
  • Рассказ о неизвестном герое, «Детская литература», 1982, иллюстрации А. Пахомова.
  • Рассказ о неизвестном герое, серия «Читаем сами», «Детская литература», 1988, иллюстрации М. Зарецкого.

В некоторых изданиях иллюстрации, не соответствуют времени, когда было написано это стихотворение. Например, рядом с горящим домом, стоит современный дом 70-80х годов постройки, припаркован автомобиль ВАЗ.

«Рассказ о неизвестном герое» — читательский дневник по поэме С. Маршака

Стихотворение «Рассказ о неизвестном герое» Самуила Маршак впервые был опубликован в 1937 году.

Описание книги для читательского дневника

Самуил Яковлевич Маршак.Название произведения: «Рассказ о неизвестном герое»Жанр: поэмаГод написания: 1937Издательство: Детская литератураГод издания: 1978

Главные герои и их краткая характеристика

Незнакомец (Неизвестный герой) — парень в белой футболке со значком ГТО на груди, спас девочку от гибели в пожаре, даже не назвал своё имя. Девочка — оказалась в горящей квартире Мама девочки Пожарные

Очень краткое содержание и сюжет для читательского дневника

Молодой паренёк ехал в трамвае и увидел в окне горящий дом. Забыв о своих делах, он кинулся помогать пожарным. На верхнем этаже, где уже бушевало пламя, оставалась девочка. До неё никто не мог добраться. Герой рискнул свой жизнью: кинулся к водосточной трубе, взобрался на нужный этаж и спас ребёнка. Спустившись вниз, он передал девочку матери и тут же запрыгнул в проезжающий трамвай.

План пересказа

1) В столице ищут безымянного молодого человека.

2) Юноша едет в трамвае и обращает внимание на пожар. 3) Молодой человек замечает в горящем окне детскую фигурку

3) Молодой человек замечает в горящем окне детскую фигурку.

4) Парень выскакивает из трамвая и бросается на помощь.

5) Юноша с трудом по трубе добирается к пылающему окну.

6) Парень спасает девчушку и по карнизу пробирается на балкон.

7) Смельчак выносит ребенка и отдает дочь перепуганной маме.

Основная мысль

Нельзя проходить мимо людей оказавшихся в беде. На примере этого парня, который спас девочку из горящего дома показано, каким должен быть настоящий мужчина.

Чему учит

Стихотворение учит тому, что огонь детям не игрушка, он опасен. Еще стихотворение учит мужественности и храбрости, а еще тому, что скромность украшает даже мужчин. Надо почаще быть добрым к незнакомцам потому что вокруг люди такие же, как и мы.

Вывод и мое мнение

Мужественность и храбрость, украшенные скромностью и благородством, восхищают и увековечивают в памяти поступок. Этот парень пожелал остаться неизвестным, хотя совершил подвиг. Он проявил доброту и смелость к чужому горю. Часто ли мы бываем добры к незнакомцам? Почему мы помогаем только своим родным и друзьям, ведь все люди вокруг — такие же, как мы. Нужно помогать друг другу и вести себя достойно.

Пословицы

  • Спички не тронь, в спичках огонь.
  • Упустишь огонь – не потушишь.
  • Скромность красит человека.
  • Искра мала, да пламень велик.
  • Спичка – невеличка, а огонь великан.

Рассказ о неизвестном Герое Маршак стихотворение с иллюстрациями

Рейтинг:   / 13

Рассказ о неизвестном герое С.Я. Маршак

Самуил Яковлевич Маршак Рисунки А.Пахомава 

Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет двадцати. Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке. Знак «ГТО» На груди у него. Больше не знают О нем ничего. Многие парни Плечисты и крепки. Многие носят Футболки и кепки. Много в столице Таких же значков. Каждый К труду-обороне Готов. Кто же, Откуда И что он за птица Парень, Которого Ищет столица? Что натворил он И в чем виноват? Вот что в народе О нем говорят. Ехал Один Гражданин По Москве — Белая кепка На голове,- Ехал весной На площадке трамвая, Что-то под грохот колес Напевая… Вдруг он увидел — Напротив В окне Мечется кто-то В дыму и огне. Много столпилось Людей на панели. Люди в тревоге Под крышу смотрели: Там из окошка Сквозь огненный дым Руки Ребенок Протягивал к ним. Даром минуты одной Не теряя, Бросился парень С площадки трамвая Автомобилю Наперерез И по трубе Водосточной Полез. Третий этаж, И четвертый, И пятый… Вот и последний, Пожаром объятый. Черного дыма Висит пелена. Рвется наружу Огонь из окна. Надо еще Подтянуться немножко. Парень, Слабея, Дополз до окошка, Встал, Задыхаясь в дыму, На карниз, Девочку взял И спускается вниз. Вот ухватился Рукой За колонну. Вот по карнизу Шагнул он к балкону… Еле стоит , На карнизе нога, А до балкона — Четыре шага

Видели люди, Смотревшие снизу, Как осторожно Он шел по карнизу. Вот он прошел Половину Пути. Надо еще половину Пройти

Шаг. Остановка. Другой. Остановка. Вот до балкона Добрался он ловко. Через железный Барьер перелез, Двери открыл — И в квартире исчез… С дымом мешается Облако пыли, Мчатся пожарные Автомобили, Щелкают звонко, Тревожно свистят. Медные каски Рядами блестят. Миг — и рассыпались Медные каски. Лестницы выросли Быстро, как в сказке. Люди в брезенте — Один за другим — Лезут По лестницам В пламя и дым… Пламя Сменяется Чадом угарным. Гонит насос Водяную струю. Женщина, Плача, Подходит К пожарным: — Девочку, Дочку Спасите Мою! — Нет,- Отвечают Пожарные Дружно,- Девочка в здании Не обнаружена. Все этажи Мы сейчас обошли, Но никого До сих пор Не нашли. Вдруг из ворот Обгоревшего дома Вышел Один Гражданин Незнакомый. Рыжий от ржавчины, Весь в синяках, Девочку Крепко Держал он в руках. Дочка заплакала, Мать обнимая. Парень вскочил На площадку трамвая, Тенью мелькнул За вагонным стеклом, Кепкой махнул И пропал за углом. Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет двадцати. Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке, Знак «ГТО» На груди у него. Больше не знают О нем ничего. Многие парни Плечисты и крепки, Многие носят Футболки и кепки. Много в столице Таких же Значков. К славному подвигу Каждый Готов!

Похожие по содержанию произведения раздела:

Ясочкин Садик Забила стихотворение с иллюстрациями …ЯСОЧКИН САДИК ЗАБИЛА Н.Л.
 Наталья Львовна Забила  — перевод с украинского 3.Александровой 
З …

Ясочка на речке Забила Н.Л. стихотворение с иллюстрациями …ЯСОЧКА НА РЕЧКЕ ЗАБИЛА Н.Л.
Наталья Львовна Забила — перевод с украинского 3.Александровой 
Н …

Ясочка на празднике Забила Н.Л. стихотворение с иллюстрациям …ЯСОЧКА НА ПРАЗДНИКЕ ЗАБИЛА Н.Л.
Наталья Львовна Забила — перевод с украинского 3.Александровой …

Я у мальчиков спросила.. Барто стихотворение с иллюстрациями …Я у мальчиков спросила…  А. Барто
Я у мальчиков спросила
:
— Это что за деревце?
— Говорят …

  • < Вот какой рассеянный с улицы Бассейной Маршак стихотворение с иллюстрациями
  • Волчонок Александрова стихотворение с иллюстрациями >

Ход занятия:

Организационный момент: дети, в спортивной форме, под веселую музыку заходят в зал

Воспитатель: Ребята, сегодня не обычный день, сегодня юбилей (а что такое юбилей)

. У одного замечательного детского писателя есть много интересных, поучительных детских сказок, стихов, и у одного из его стихотворений в этом году день рождения, ровно 80 лет назад оно было написано. А кто этот автор вы мне это сами скажете, если посмотрите на экран.

Сегодня я предлагаю вам работать с сигнальными карточками: вспомним, что обозначают сигналы наших карточек (красный – знаем ответ, синий – не знаем)

. За каждый правильный ответ получаете фишки.

На экране презентация с фрагментами из произведений С. Я. Маршака «Человек Рассеянный»

,«Багаж» ,«Пудель» ,«Сказка о глупом мышонке» , и др. известные детям, дети поднимают карточки, называютпроизведение, за правильный ответ получают фишки. Что общего у этих произведений? (если дети затрудняются, воспитатель задает наводящий вопрос: Кто автор этих произведений)

Я предлагаю вам самим сказать о ком мы сегодня будем говорить. (ответы детей)

. Правильно, мы сегодня поговорим о творчестве С. Я.Маршака. С. Я. Маршак написал много детских стихов. Всю жизнь он был другом для детей, все его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать увлекательные, занимательные и поучительные истории, научить мечтать о будущем. Маршак уже в 4 года (представляете) пробует писать детские стихи. Первые стихи появились более 80 лет назад. Сегодня я вам прочитаю одно из такихпроизведений, написанных ровно 80 лет назад — «Рассказ о неизвестном герое» но сначала ответьте мне на вопрос: Кого можно назватьгероем? (ответы детей) .

(Воспитатель достает словарь Ожегова, знакомый детям, и зачитывает – герой – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности).

Приведите примеры поступков, за которые человека можно назвать героем (ответы детей)

А перебежать дорогу на глазах у людей перед мчащейся машиной? (ответы детей)

. Это глупоегеройство, можно погибнуть самому, и пострадает водитель. А героический поступок это тогда, когда он совершается для чего-то хорошего, например, если человек, рискуя своей жизнью, спасает другого. В своем названии автор использует выражение «неизвестный» . Почемугерой может быть неизвестным? (ответы детей) .

(Воспитатель зачитывает произведение, на экране демонстрируются иллюстрации к нему).

Вопросы к детям: (дети работают с сигнальными карточками)

История создания поэмы

Впервые была опубликована в газете «Правда» (9 октября 1937 года), в том же году — в журнале «Мурзилка» (№ 12, декабрь, 1937). Первоначальное название — «Двадцатилетний» с подзаголовком «Современная баллада». Поводом к написанию этого стихотворения стала публикация в «Правде» — о происшествии, имевшем место в Москве в 1936 году: «Вчера днем в одной из квартир четвертого этажа дома № 20 по Рождественскому бульвару в Москве взорвалась керосинка. Пламя сразу охватило комнату, в которой гладила белье 24-летняя М. П. Аникеева… Аникеева закричала о помощи. Неожиданно для всех из проходившего мимо вагона трамвая выскочил на мостовую какой-то гражданин… Он подбежал к водосточной трубе и стал по ней взбираться… Гражданин с ловкостью акробата добрался по трубе до четвертого этажа и ногами стал на карниз. Одной рукой держась за трубу, он другой обхватил испуганную Аникееву. Затем сильным ударом ноги он выбил в окне соседней комнаты раму и на глазах притихшей тысячной толпы стал пробираться с Аникеевой по карнизу к выбитому окну. Это заняло несколько минут. Передав Аникееву работникам пожарной команды, гражданин незаметно вышел из дома и остался неизвестным. Это оказался студент рабфака В. М. Бурнацкий, 27 лет, кандидат в члены ВКП(б), бывший красноармеец, в армии научившийся «не теряться в минуту опасности».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: