Отец и сыновья
Сказка Льва Толстого «Отец и сыновья»
Лев Толстой прекрасно описывал жизнь животных и их повадки, чтобы показать детям, что даже в его сказках звери и птицы совершают благородные поступки. Иногда среди людей встречаются сложные взаимоотношения, родители обучают своих детей правилам поведения. И таких сказок, которые являются хорошим подспорьем в воспитательном процессе, у Толстого гораздо больше, чем обычных описательных рассказов.
О чём сказка
Отец позвал своих сыновей, чтобы дать наказ. Для него главное было в том, чтобы они никогда не ссорились, жили в мире и согласии. Что же делать, как заставить братьев чувствовать, что они родные люди. Отец дал сыновьям в руки веник и предложил его сломать. Братьям это было не под силу, как они ни старались. Отец преподал им прекрасный урок, развязав веник и вручив каждому сыну по одному прутику. Он снова предложил сыновьям сломать те прутики от веника, которые находились у них в руках. Этот приказ братья исполнили с лёгкостью. Увидев, как легко оба сына справились с заданием, отец сказал, что многое зависит от согласия между собой. Тогда никто не сможет с ними справиться. Ссора и разногласия только сделают сильнее врагов, которые смогут легко справиться с каждым по одиночке. Сыновья хорошо усвоили отцовский урок.
Мораль в сказке
В каждом тексте сказки Льва Николаевича скрыт глубокий смысл. В этом повествовании автор хочет сказать, чтобы люди действовали в единстве. Нельзя ссориться, нужно стараться жить в мире. Если человек с другими людьми постоянно ссорится, то у него мало друзей. Он становится легко доступен для своих врагов. В книге писателя есть много таких сказок, в которых читатель сможет найти самые разнообразные поучительные истории. Содержание в этих сказках – это настоящий кладезь непонятных слов, с которыми можно поработать с детьми. Можно предложить вспомнить пословицы, которые будут соответствовать содержанию сказки. Самая подходящая из них: «В одиночку – слабые, вместе – сильные».
Родители и дети
Лев Николаевич создавал свои сказки с расчётом на то, что их прочитают и взрослые, и дети. Если малыши чего-то не поймут, так как у них мало жизненного опыта, то родители всегда помогут, объяснят, расскажут как нужно поступать сыновьям и дочерям в современном мире. Но, учитывая дар предвидения писателя, можно с уверенностью сказать, что жить в мире и согласии полезно в любой обстановке, в любом веке.
Читайте рассказ сказку русского писателя Льва Николаевича Толстого «Отец и сыновья» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
Ход НОД
Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
Дети: Собака.
В: Кто не мечтает о милом забавном щенке? Да, наверное, все. Как выглядит собака, знают все. но если спросить описать своего любимца, рассказы получатся разными, потому что пород собак очень много. Какие породы собак вы знаете?
Д: Овчарка, такса, борзая, далматинец…
Воспитатель: Конечно, это и немецкая овчарка, сенбернар, чау-чау, кокер-спаниель, шар-пей, эрдельтерьер – и все они отличаются друг от друга. (выставляю фотографии) Как вы думаете, для чего люди держат собак?
Д: Они помогают людям, защищают, спасают.
В: Верно, собаки всегда верой и правдой служили и служат человеку. За многие столетия человек вывел немало пород охотничьих собак. Как вы думаете, для чего нужны охотничьи собаки?
Д: Они помогают охотиться на диких животных и птиц.
В: Чаще всего встречаются собакитаких охотничьих пород: лайки, легавые, таксы, терьеры, спаниели. (выставляю фотографии) А пастухам помогают собаки пастушьих пород. Как же они помогают?
Дети: Эти собаки помогают пасти отары овец и стада коз, защищают от нападения волков.
В: Верно, ребята. Собаки зорко следят, чтобы волк не подкрался к стаду. Для такой работы больше подходят овчарки.
Собаки – это четвероногие спасатели. Как вы думаете, почему их так называют?
В: О четвероногих спасателях сложено немало легенд, им посвящены стихи и поэмы. Сенбернар выручает альпинистов в горах. Вот история знаменитого сенбернара Барри. Во время пурги в горах он спас замерзающего мальчика, согрел его своим телом и, взвалив на спину, принес в монастырь. За свою жизнь Барри спас 40 человек, сбившихся с пути и погибающих от холода на тропах альпийских гор
В Париже отважному псу поставили памятник. А где же еще служат собаки?
Дети: собаки служат в пограничных войсках, в спасательных службах, в полиции.
В: А что они там делают?
Дети: Охраняют границу, помогают в поисках людей во время землетрясений, пожаров…
В: Сейчас я прочитаю вам рассказ Льва Толстого «Пожарные собаки». Слушайте внимательно, а потом будете отвечать на вопросы. (читаю рассказ)
Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла,то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.
В: О чем рассказывается в этом произведении?
Дети: Как собака во время пожара спасла девочку.
В: Почему собак называли пожарными? Что они делают?
Дети: Они помогат пожарным
Воспитатель: Как звали собаку в рассказе?
В: Кого она спасала?
Дети: Она спасала детей.
В: Что произошло однажды?
Дети: Произошел пожар.
В: Кого сначала спасла собака?
Дети: Она спасла девочку.
В: Сейчас я еще раз прочитаю рассказ. Слушаем внимательно, а потом вы будете его пересказывать. (читаю второй раз)
В: Кто желает рассказать? (Приглашаю трех детей для пересказа). Один из вас будет рассказывать начала – о пожарных собаках, другой о том, как собака Боб спасла девочку, а третий – концовку, о том, как собака принесла куклу. Слушаем внимательно, чтобы не пропустить, а чем остановился рассказчик.
(пересказ текста 2-3 раза.)
В: Как можно сказать о собаках? Какие они?
Д: Умные, бесстрашные, ловкие, добрые, смелые.
В: Что вам сегодня больше запомнилось?
В: Чей пересказ был подробным?
В: Мы сегодня с вами узнали о бесстрашных четвероногих друзьях. Если вы, ребята, захотите завести щенка, будьте готовы взять на себя большую ответственность. Щенка нужно кормить по часам, ходить с ним гулять, учить, воспитывать, лечить. А главное – его нужно любить.
«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Почему мы выбрали пересказ?.
В статье изложено содержание и сделан анализ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Жанр, направление
Произведение Льва Толстого относится к жанру рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, которое содержит малое количество лиц, и, как правило, имеет одну сюжетную линию. Некоторые исследователи называют жанр книги «былью», но существенной разницы между понятиями нет
Слово «быль» лишь акцентирует внимание на том, что события, описанные в тексте, действительно произошли
Многие читатели все же задумываются: ««Лев и собачка» — это сказка или рассказ?». Верно лишь второе утверждение, так как произведение не имеет важнейших признаков сказки: счастливого финала, сказовой манеры повествования, фантастического элемента. Рассказ, напротив, относится к реализму и имеет все основания быть описанием реального случая. Такие феномены известны и наблюдаются по сей день.
Какова композиция в рассказе
Авторским решением стало вести рассказ как бы от лица самого рысака, тем самым придавая оригинальности произведению. Первая глава рассказывает о том, где проживает Изумруд и о его самых ближайших соседях. А в части рассказа о своем детстве читателя поражают живописные и живые картины природы, которые заложены в памяти рысака.
Последующие главы писатель представляет перед нами картину, в которой Изумруд полностью предается своей профессии и как он при этом умеет взаимодействовать с людьми. Благодаря такому подходу Куприну удалось сделать образ животного, который развит разносторонне и способен вызвать в чувствах читателя смесь восхищений и сопереживания.
Благодаря практически отсутствию разговоров самих людей, которые находятся в окружении главного героя – рысака, повышается восприятие от глаз самого Изумруда. Такой подход помогает читателю лучше вникнуть в эмоциональное состояние лошади, так сказать прочувствовать его внутренние переживания.
Кульминацией рассказа является сама победа в гонке рысаком. Дальше в сюжете активные действия начинают угасать. В развязке сюжета лежит описание смерти Изумруда, которая представлена в рассказе с долей отстраненности и холода, тем самым передавая чувства рысака, который так и не понял причиненной ему подлости от людей. Для читателя же никакой тайны не остается.
Пожарные собаки
- Дуб и орешник
- Лев, волк и лисица
Рассказ сказка Льва Толстого «Пожарные собаки»
Это произведение Льва Толстого трудно отнести к жанру сказки. Это, скорее всего, рассказ из реальной жизни, услышанный или увиденный самим писателем. Это повествование – предостережение для детей и взрослых.
О чём произведение
Из наблюдений пожарных, которые выезжают на пожары, им часто приходится спасать из горящих городских квартир детей. Малышей в дыму очень трудно найти, потому что они молчат от страха и дыма, всегда пытаются спрятаться. Поэтому в столице Англии, Лондоне, пожарным помогают специально обученные собаки. Животные находятся всегда рядом с людьми этой опасной профессии, а когда возникает необходимость, смело бросаются в огонь, чтобы спасти ребёнка. Собака Боб вынесла из огня 12 детей. О нём можно рассказать немало реальных историй. Вот одна из них. Горел дом, женщина, плача, рассказала о том, что в горящем доме находится двухлетний ребёнок. Боб поспешил на выручку, через несколько минут он выбежал из огня. А в зубах, крепко держась ими за рубашонку, пёс нёс девочку. Пожарные не могли понять: после того, как Боб спас ребёнка, он продолжал настойчиво рваться снова в огонь. Собака, забежав второй раз в горящий дом, вернулась с большой куклой. Народ, собравшийся на пожаре, облегчённо вздохнули. Поступок Боба вызвал добрый смех восхищения.
Мораль
Главная мысль сказки очевидна. Почему пожарные научили собак спасать детей? Толстой это доходчиво объяснил в самом начале текста. Человек с трудом может найти в горящем доме ребёнка, собака использует своё чутьё, что значительно может сэкономить время поиска. Ребёнок не успеет задохнуться, собака вынесет его из огня живым. Собака очень храбрая и самоотверженная. Она готова броситься в огонь, пожертвовать своим здоровьем и жизнью ради человеческого детёныша. В трудную минуту человек нуждается в такой помощи, что оказать её могут только наши животные. Отсюда вывод: животных необходимо беречь, охранять и защищать. Братья наши меньшие будут нам очень благодарны. Пожарные собаки, о которых дети прочитают в сказке, всегда готовы помочь не только своим хозяевам, но и совершенно незнакомым людям. В случае с Бобом, можно заметить из содержания произведения, что пожарные заботятся о псе, осматривая его, убеждаясь, что собака не обгорела, не отравилась угарным газом.
Книга сказок Льва Николаевича Толстого поможет детям не только приобрести умение читать, но и стать внимательными и заботливыми ко всем, кто находится рядом с нами: к людям, к животным.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Пожарные собаки» онлайн бесплатно и без регистрации.
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
-
Что собаки считают милым
-
Чего не умеют делать собаки
-
Можно ли давать молоко собаке при рвоте
-
Как собирать клетку для собаки
- Можно ли шпица стричь машинкой с насадкой
Художественные особенности
В тексте не так много прямой речи — все строится на описаниях, поэтому создается ощущение, что лирический герой просто рассказывает какую-то историю из прошлого. В связи с этим прост и понятен язык повествования. Это помогает приблизить действие к читателям.
Используются эпитеты. В основном, для создания образов персонажей и отображения их связи друг с другом: “приземист”, широкогруд”, “буйный”, “бешеная”, “нежная любовь”, “тревожный” и др.
Используется множество глаголов, придающих рассказу динамичность: “лежал”, “скатывался”, “одерживал”, “покатилась”, “бросился” и др.
С помощью этих средств выразительности писатель добивается образности, яркости в рассказе «Барбос и Жулька».
Сказка Липунюшка
Поделиться в соц. сетях
Толстой Лев Николаевич
Сказка «Липунюшка» о том, как у бабы и деда не было детей. Однажды, отправился дед в поле работать, а бабка блины осталась готовить. Напекла блинов и пожалела, что отнести блины деду не кому. Тут из кусочка хлопка вылез мальчик Липунюшка. Взял он блины и понёс их деду. Вызвался Липунюшка помочь деду пахать, а мимо барин едет. Удивился он, что лошадь сама пашет. Только когда подошёл ближе, то увидел, что это Липунюшка управляет лошадью. Решил барин купить мальчика, дед не согласился. Но Липунюшка настоял, чтобы дед продал его. Получил дед за сына 100 рублей. Барин, как только явился домой, развернул платок, в котором Липунюшка сидел, но мальчика там уже не было. Сынок давно уже давно убежал домой.
Сказка показывает, что никогда не надо терять надежды и верить в лучшее. Также сказка учит, что нужно помогать старикам.
Сказка Липунюшка читать:
Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит: — Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнёс; а теперь с кем я пошлю? Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: — Здравствуй, матушка!..
А старуха и говорит: — Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать? А сыночек и говорит: — Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке. Старуха и говорит: — Ты донесёшь ли, Липунюшка? — Донесу, матушка… Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узел и побежал в поле.
В поле попалась ему на дороге кочка; он и кричит: — Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принёс. Старик услыхал с поля, кто-то его зовёт, пошёл к сыну навстречу, пересадил его через кочку и говорит: — Откуда ты, сынок? А мальчик говорит: — Я, батюшка, в хлопочке вывелся, — и подал отцу блинов.
Старик сел завтракать, а мальчик говорит: — Дай, батюшка, я буду пахать. А старик говорит: — У тебя силы недостанет пахать. А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песни поёт.
Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику: — Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет? А старик говорит: — У меня там мальчик пашет, он и песни поёт.
Барин подошёл ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку. Барин и говорит: — Старик! Продай мне мальчика.
А старик говорит: — Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть. А Липунюшка говорит старику: — Продай, батюшка, я убегу от него. Мужик и продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман.
Барин приехал домой и говорит жене: — Я тебе радость привёз. А жена говорит: — Покажи, что такое? Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.
Суть сюжета рассказа
В данном рассказе Куприн пытается показать своим читателям всю жестокость человеческого характера. История про удивительное животное, которое доверяет и предан людям, который также как и сами люди живет и хочет жить – в итоге умирает от человеческой жадности и жестокости.
Психология рассказа показывает ту самую невероятную чуткость доверчивого существа, которое тянется к людям и понимает их эмоции порой намного лучше самих людей. Куприн, при написании рассказа, понимал, что люди уже давно перестали ощущать свое большое значение в жизни животных, из-за чего мир погрязнет в бездуховном существовании.