Рассказ «Прыжок» (Толстой): краткое содержание
Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан — отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту. Кратко, но ярко, емко и весьма поучительно написал Толстой «Прыжок».
Рассказ «Прыжок» (Толстой): краткое содержание
Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан — отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту. Кратко, но ярко, емко и весьма поучительно написал Толстой «Прыжок».
Липунюшка(Сказка)
Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:
«Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?»
Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..»
А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?»
А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке».
Старуха и говорит: «Ты донесешь ли, Липунюшка?»
– Донесу, матушка…
Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узел и побежал в поле.
В поле попалась ему на дороге кочка; он и кричит: «Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес».
Старик услыхал с поля, кто-то его зовет, пошел к сыну навстречу, пересадил его через кочку и говорит: «Откуда ты, сынок?» А мальчик говорит: «Я, батюшка, в хлопочке вывелся», и подал отцу блинов. Старик сел завтракать, а мальчик говорит: «Дай, батюшка, я буду пахать».
А старик говорит: «У тебя силы недостанет пахать». А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песни поет.
Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику: «Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет?»
А старик говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет». Барин подошел ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку.
Барин и говорит: «Старик! продай мне мальчика». А старик говорит: «Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть».
А Липунюшка говорит старику: «Продай, батюшка, я убегу от него».
Мужик и продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман. Барин приехал домой и говорит жене: «Я тебе радость привез». А жена говорит: «Покажи, что такое?» Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.
Котенок(Быль)
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: «Нашел? Нашел?» Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: «Нашел! наша кошка… и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее». Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Мышь-девочка(Сказка)
Один человек шел подле реки и увидал, что ворон несет мышь. Он бросил в него камень, и ворон выпустил мышь; мышь упала в воду. Человек достал ее из воды и принес домой. У него не было детей, и он сказал: «Ах! если б эта мышь сделалась девочкой!» И мышь сделалась девочкой. Когда девочка выросла, человек спросил ее: «За кого ты хочешь замуж?» Девочка сказала: «Хочу выйти за того, кто сильнее всех на свете». Человек пошел к солнцу и сказал: «Солнце! моя девочка хочет выйти замуж за того, кто сильнее всех на свете. Ты сильнее всех; женись на моей девочке». Солнце сказало: «Я не сильнее всех: тучи заслоняют меня».
Человек пошел к тучам и сказал: «Тучи! вы сильнее всех; женитесь на моей девочке». Тучи сказали: «Нет, мы не сильнее всех, ветер гоняет нас».
Человек пошел к ветру и сказал: «Ветер! ты сильнее всех; женись на моей девочке». Ветер сказал: «Я не сильнее всех: горы останавливают меня».
Человек пошел к горам и сказал: «Горы! женитесь на моей девочке; вы сильнее всех». Горы сказали: «Сильнее нас крыса: она грызет нас».
Тогда человек пошел к крысе и сказал: «Крыса! ты сильнее всех; женись на моей девочке». Крыса согласилась. Человек вернулся к девочке и сказал: «Крыса сильнее всех: она грызет горы, горы останавливают ветер, ветер гонит тучи, а тучи заслоняют солнце, и крыса хочет жениться на тебе». Но девочка сказала: «Ах! что мне теперь делать! как же я выйду замуж за крысу?» Тогда человек сказал: «Ах! если б моя девочка сделалась опять мышью!»
Из девочки сделалась мышь, и мышь вышла замуж за крысу.
Гудолл. Джейн без Тарзана
«Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю шимпанзе», — могла бы сказать Джейн Гудолл, но не скажет, потому что эта женщина безмерно любит все человечество, нашу планету и этих больших волосатых существ, которые везде стараются доминировать. Речь идет, конечно, о шимпанзе.
Давным-давно, в том самом Лондоне, где Мэри Поппинс, туманы и все такое остальное, 3 апреля 1934 года родилась девочка. Родилась она во вполне благополучной и состоятельной семье: папа – бизнесмен, мама – писательница.
Назвали девочку Валери Джейн Моррис Гудолл.
Однажды папа подарил девочке игрушечную обезьянку и все заверте…
Эта игрушка до сих пор с ней.
А также свою роль сыграли две замечательные детские книги «История доктора Дуллитла» Х. Лофтинга, «Тарзан, приёмыш обезьян» Э. Берроуза и одна «очень недетская» — «Чудо жизни» Х. Виллера.
Многие в детстве листают анатомические атласы, но не многие после этого изучают шимпанзе.
К сожалению, когда Джейн была подростком, её родители развелись. Пришлось им с мамой уехать в город Борнмут. Окончив школу, мисс Гудолл училась на секретаря и одновременно подрабатывала в кафе. Но в 1957 году она смогла приехать в Африку, где устроилась в Кенийский национальный музей ассистентом и секретарем знаменитого антрополога Луиса Лики.
Луис «Сейчас мы измерим тебе череп» Лики.
И однажды он пригласил её на раскопки в ущелье Олдувай (Восточная Африка, Танзания), где были найдены останки Человека умелого или Homo habilis, а также (видимо, чтобы усердная Джейн не «закопалась» в раскопках), отправил её изучать поведение и жизнь шимпанзе в Национальном парке Гомбе-Стрим.
Неплохая такая колыбель человечества.
Вот он, вот он, национальный парк мечты Джейн Гудолл.
Антрополог надеялся, что исследования шимпанзе дадут возможность сделать выводы о жизни наших общих далеких предков, (если ты, котан, не рептилоид с Нибиру).
Так что с 1958 года девушка сначала изучала анатомию и поведение приматов, а в 1960 году «ушла в лес». Гомбе-Стрим станет её домом на много лет. Она придумала оригинальный новаторский метод и внедрилась в группу обезьян. Ранее ученые наблюдали за ними лишь издали.
Обезьяна и горох
Рассказ сказка Льва Толстого «Обезьяна и горох»
У Льва Толстого сказки бывают разные: весёлые и грустные, короткие и не очень, о животных и о людях. В каждом тексте всегда есть хорошие и положительные герои, которые ведут негласную борьбу с отрицательными персонажами. В том, кто хороший, а кто плохой, должны разобраться дети. У них очень чуткое сердце, они не могут ошибаться, их нельзя подкупить. Данная сказка о том, как можно потерять всё, бегая за одной малостью.
О чём это произведение
Однажды обезьяна, как самый любопытный зверь, решила попробовать горох. Она набрала его целые горсти. Что-то пошло не так: может обезьяна разжала пальцы, может, чуть расслабилась, но одна горошинка выпала. Что тут началось! Обезьяна решила обязательно поднять упавшую горошинку. Начала её поднимать, пальцы пришлось разжать полностью. Остальной горох, а в горсти у обезьяны было ещё двадцать горошин, весь просыпался. Стало любопытное животное поднимать то, что упало. Рассыпалось ещё больше гороха. Ничего у обезьяны не получилось, отчего она пришла в ярость, разбросала оставшийся горох в разные стороны, и сама убежала.
Авторское видение ситуации
Казалось бы, обезьяна – любопытное и наблюдательное животное, но очень импульсивное. Обезьяна может злиться с поводом и без повода. Но в данном произведении Лев Николаевич подметил другое: нельзя размениваться по мелочам
Не стоит тратить свои нервы на пустое, лучше сосредоточиться на самом важном. Читатель должен помнить о том, что нужно ценить то, что человек имеет на данный момент
Есть одна важная пословица: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». К тому же, можно добиться многого, если избежать лишних переживаний и стрессов, не рассматривая мелочи как главное.
Обращение к детям
Толстой всегда обращается к детям, которые становятся его читателями. Он даёт себе отчёт в том, что у детей ещё очень мало жизненного опыта. Поэтому содержание его сказок обязательно растолкуют родители. Не стоит забывать о том, что Лев Николаевич написал свою книгу сказок для детей в надежде на то, что мамы и папы, бабушки и дедушки будут рядом со своими малышами. Толстой пропагандировал семейное чтение. За такой вдумчивый подход к чтению писателю благодарны не только родители, но и учителя в школе. Теперь при подготовке уроков в начальной школе возникает необходимость проводить нравственные минутки с использованием сказок Льва Николаевича Толстого.
Китайская царица Силинчи(Быль)
У китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись, что с этим червяком делать и как его водить, и тебя народ никогда не забудет».
Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как водить их.
С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют.
Лев Николаевич Толстой: краткая биография
Отец писателя (1794 — 1837) — подполковник, участвовал в освободительной войне 1812 года. Мать — княгиня Николаевна. Прожила всего 40 лет (1790-1830).
Лев родился в родовом имении матери Ясная Поляна (современная Тульская область). У него было 3 старших брата и младшая сестра.
В 1843 году будущий писатель стал студентом Казанского университета, который бросил на 3 курсе. С весны 1847 вольготно, в свое удовольствие, жил в Ясной Поляне. В 1851 — 1855 он уехал на Кавказ, где поступил в артиллерийскую бригаду и получил чин офицера. В этот период в журнале «Современник» напечатано первое произведение Толстого — «Детство». Участвовал в военных походах.
В 1857 — 1861 Лев Толстой путешествовал по Европе, от которой у писателя остались негативные впечатления. В 1861 году он вернулся в Ясную Поляну и занялся делами имения. Устраивал быт крестьян, открывал школы, начал издавать педагогический журнал. В 1862 году, в возрасте 34 лет, женился на 17-летней Софье Берс (1844-1919). В браке был счастлив. За 17 лет совместной жизни жена родила Льву Толстому 13 детей.
Активно писать стал после женитьбы. Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого «Прыжок». Всего из-под его пера всего вышло около 300 произведений — романы и повести, публицистические тексты, пьесы, рассказы и сказки.
Широко известны произведения Толстого «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», «Детство» и «Отрочество».
Котенок(Быль)
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: «Нашел? Нашел?» Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: «Нашел! наша кошка… и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее». Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Белка и волк (л.Н. Толстой)
Белка
прыгала с ветки на ветку и упала прямо
на сонного волка. Волк вскочил и хотел
её съесть. Белка стала просить: — Пусти
меня. Волк сказал: — Хорошо, я пущу тебя,
только ты скажи мне, отчего вы, белки,
так веселы. Мне всегда скучно, а на вас
смотришь, вы там вверху всё играете и
прыгаете. Белка сказала: Пусти меня
прежде на дерево, я оттуда тебе скажу,
а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка
ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе
оттого скучно, что ты зол. Тебе злость
сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мыдобры и никому зла не
ЗАДАНИЯ
:
1.
Определите, к какому жанру относится
текст.
сказка
о животных
2.
Опишите своими словами ситуацию, которая
происходит в басне.
3.Почему
Волк отпустил Белку?
4.
Кто из персонажей басни оказался хитрее?
Почему?
6.
Какими
качествами обладают персонажи басни?
Заполните таблицу.
Персонаж |
Качества |
6.
Перечитайте ответ белки и выберите, как
белка говорит о хорошем человеке и
плохом человеке.
7.
Какие человеческие качества принадлежат
Белке, а какие – Волку?
Белка
-
Волк
—
8.
В чём заключается мораль басни?
9.
Кто её произносит? Почему именно этот
персонаж?
10.
Сформулируйте вывод по басне «Белка и
волк».
Произведения гения русской литературы, Льва Николаевича Толстого (1828-1910), вошли в золотой писательский фонд XIX века. Принадлежал он к знатному и богатому роду, был в родстве с князьями Голицыными, Трубецкими, по матери — с А. С. Пушкиным.
Китайская царица Силинчи(Быль)
У китайского императора Гоангчи была любимая жена Силинчи. Император хотел, чтобы весь народ помнил его любимую царицу. Он показал жене шелковичного червя и сказал: «Научись, что с этим червяком делать и как его водить, и тебя народ никогда не забудет».
Силинчи стала смотреть червей и увидала, что когда они замирают, то на них бывает паутина. Она размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок. Потом она приметила, что черви водятся на тутовых деревьях. Она стала собирать лист с тутового дерева и кормить им червей. Она развела много червей и научила свой народ, как водить их.
С тех пор прошло пять тысяч лет, а китайцы до сих пор помнят императрицу Силинчи и в честь ее празднуют.
Поучительная история для детей
В 1880 году, в возрасте 52 лет, написал Лев Толстой «Прыжок». Жанр этого произведения — рассказ. В отличие от сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ — это правдивая история, быль. Герои рассказа — праздные матросы (толпа), 12-летний сын судна и озорная обезьянка.
Текст состоит из 4 частей:
- Вступление — обрисовка места событий и действующих лиц.
- Завязка — озорная обезьяна отбирает у мальчика, сына капитана, шляпу и взбирается с ней по мачтам судна. Все смеются. Мальчишка уязвлен и раздосадован, начинает погоню за мартышкой, чтобы вернуть свое добро.
- Кульминация — увлекшись, сын капитана взбирается на самую высокую мачту судна. Он в серьезной опасности. Ясно представить огромный риск для жизни ребенка поможет информация: высота мачты на судне, которое описывает в рассказе Толстой «Прыжок», могла достигать 25 м (это высота 8-ми этажного дома), палубы были сделаны из твердых («каменных») пород дерева.
- Развязка — решительными действиями капитан спасает жизнь своему сыну.
Липунюшка(Сказка)
Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:
«Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес; а теперь с кем я пошлю?»
Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..»
А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?»
А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке».
Старуха и говорит: «Ты донесешь ли, Липунюшка?»
– Донесу, матушка…
Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узел и побежал в поле.
В поле попалась ему на дороге кочка; он и кричит: «Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес».
Старик услыхал с поля, кто-то его зовет, пошел к сыну навстречу, пересадил его через кочку и говорит: «Откуда ты, сынок?» А мальчик говорит: «Я, батюшка, в хлопочке вывелся», и подал отцу блинов. Старик сел завтракать, а мальчик говорит: «Дай, батюшка, я буду пахать».
А старик говорит: «У тебя силы недостанет пахать». А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песни поет.
Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику: «Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет?»
А старик говорит: «У меня там мальчик пашет, он и песни поет». Барин подошел ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку.
Барин и говорит: «Старик! продай мне мальчика». А старик говорит: «Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть».
А Липунюшка говорит старику: «Продай, батюшка, я убегу от него».
Мужик и продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман. Барин приехал домой и говорит жене: «Я тебе радость привез». А жена говорит: «Покажи, что такое?» Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.
Осел и лошадь (л.Н.Толстой)
У
одного человека были осел и лошадь. Шли
они по дороге; осел
сказал
лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего,
возьми с меня хоть немного». Лошадь не
послушалась. Осел упал от натуги и умер.
Хозяин
как наложил все с осла на лошадь, да еще
и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох,
горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной!
Не хотела я немножко ему подсобить,
теперь вот все тащу да еще и
ЗАДАНИЯ
1.
Какие качества осуждает Л.Н. Толстой в
своей басне?
2.
Чему учит произведение?
3.
Выберите пословицу, которая подходит
к басне.
Помоги
в малом, вернётся большим.
Делу
время — потехе час.
Друг
познаётся в беде.
Объясните
значение выбранной пословицы.
_____________________________________________________________
Обезьяна и горох
Рассказ сказка Льва Толстого «Обезьяна и горох»
У Льва Толстого сказки бывают разные: весёлые и грустные, короткие и не очень, о животных и о людях. В каждом тексте всегда есть хорошие и положительные герои, которые ведут негласную борьбу с отрицательными персонажами. В том, кто хороший, а кто плохой, должны разобраться дети. У них очень чуткое сердце, они не могут ошибаться, их нельзя подкупить. Данная сказка о том, как можно потерять всё, бегая за одной малостью.
О чём это произведение
Однажды обезьяна, как самый любопытный зверь, решила попробовать горох. Она набрала его целые горсти. Что-то пошло не так: может обезьяна разжала пальцы, может, чуть расслабилась, но одна горошинка выпала. Что тут началось! Обезьяна решила обязательно поднять упавшую горошинку. Начала её поднимать, пальцы пришлось разжать полностью. Остальной горох, а в горсти у обезьяны было ещё двадцать горошин, весь просыпался. Стало любопытное животное поднимать то, что упало. Рассыпалось ещё больше гороха. Ничего у обезьяны не получилось, отчего она пришла в ярость, разбросала оставшийся горох в разные стороны, и сама убежала.
Авторское видение ситуации
Казалось бы, обезьяна – любопытное и наблюдательное животное, но очень импульсивное. Обезьяна может злиться с поводом и без повода. Но в данном произведении Лев Николаевич подметил другое: нельзя размениваться по мелочам
Не стоит тратить свои нервы на пустое, лучше сосредоточиться на самом важном. Читатель должен помнить о том, что нужно ценить то, что человек имеет на данный момент. Есть одна важная пословица: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»
К тому же, можно добиться многого, если избежать лишних переживаний и стрессов, не рассматривая мелочи как главное
Есть одна важная пословица: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». К тому же, можно добиться многого, если избежать лишних переживаний и стрессов, не рассматривая мелочи как главное.
Обращение к детям
Толстой всегда обращается к детям, которые становятся его читателями. Он даёт себе отчёт в том, что у детей ещё очень мало жизненного опыта. Поэтому содержание его сказок обязательно растолкуют родители. Не стоит забывать о том, что Лев Николаевич написал свою книгу сказок для детей в надежде на то, что мамы и папы, бабушки и дедушки будут рядом со своими малышами. Толстой пропагандировал семейное чтение. За такой вдумчивый подход к чтению писателю благодарны не только родители, но и учителя в школе. Теперь при подготовке уроков в начальной школе возникает необходимость проводить нравственные минутки с использованием сказок Льва Николаевича Толстого.
Стрекоза и муравей (и.А.Крылов)
Попрыгунья
Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться
не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело
чисто поле;
Нет уж дней тех светлых
боле,
Как под каждым ей листком
Был
готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой
холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза
уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На
желудок петь голодный!
Злой тоской
удручена,
К Муравью ползет она:
«Не
оставь меня, кум милой!
Дай ты мне
собраться с силой
И до вешних только
дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка,
мне странно это:
Да работала ль ты в
лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того
ль, голубчик, было?
В мягких муравах у
нас
Песни, резвость всякий час,
Так,
что голову вскружило».-
«А, так
ты…» — «Я без души
Лето целое всё
пела».-
«Ты всё пела? это дело:
Так
поди же, попляши!»
ЗАДАНИЯ
1.«Зима
катит в глаза», «помертвело чисто поле»,
«В мягких муравах у нас».
Как вы понимаете эти выражения? Замените
на понятные вам выражения.
2.
Можно
ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями?
Если нельзя, то почему? А как поступили
бы друзья?
3.
Справедливо ли поступил Муравей?
4.
Сочувствуете ли вы Стрекозе?
5.
Какой вы представляете себе Стрекозу?
Опишите её? А Муравья?
6.Делу
время — потехе час. Что посеешь, то и
пожнёшь.
Объясните значения этих пословиц. Почему
они здесь приведены? Подбериет ещё
несколько пословиц.
9.
Найдите
слова, в которых заключается главная
мысль произведения. Как вы их понимаете?
10.
Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
Как мальчик рассказывал о том, как он перестал бояться слепых нищих(Рассказ)
Когда я был маленький, меня пугали слепыми нищими, и я боялся их. Один раз я пришел домой, а на крыльце сидело двое слепых нищих. Я не знал, что мне делать; я боялся бежать назад и боялся пройти мимо них: я думал, что они схватят меня. Вдруг один из них (у него были белые, как молоко, глаза) поднялся, взял меня за руку и сказал: «Паренек! что же милостыньку?» Я вырвался от него и прибежал к матери. Она выслала со мною денег и хлеба. Нищие обрадовались хлебу, стали креститься и есть. Потом нищий с белыми глазами сказал: «Хлеб твой хороший – спаси бог». И он опять взял меня за руку и ощупал ее. Мне его стало жалко, и с тех пор я перестал бояться слепых нищих.
Лев Николаевич Толстой: краткая биография
Отец писателя (1794 — 1837) — подполковник, участвовал в освободительной войне 1812 года. Мать — княгиня Николаевна. Прожила всего 40 лет (1790-1830).
Лев родился в родовом имении матери Ясная Поляна (современная Тульская область). У него было 3 старших брата и младшая сестра.
В 1843 году будущий писатель стал студентом Казанского университета, который бросил на 3 курсе. С весны 1847 вольготно, в свое удовольствие, жил в Ясной Поляне. В 1851 — 1855 он уехал на Кавказ, где поступил в артиллерийскую бригаду и получил чин офицера. В этот период в журнале «Современник» напечатано первое произведение Толстого — «Детство». Участвовал в военных походах.
В 1857 — 1861 Лев Толстой путешествовал по Европе, от которой у писателя остались негативные впечатления. В 1861 году он вернулся в Ясную Поляну и занялся делами имения. Устраивал быт крестьян, открывал школы, начал издавать педагогический журнал. В 1862 году, в возрасте 34 лет, женился на 17-летней Софье Берс (1844-1919). В браке был счастлив. За 17 лет совместной жизни жена родила Льву Толстому 13 детей.
Активно писать стал после женитьбы. Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого «Прыжок». Всего из-под его пера всего вышло около 300 произведений — романы и повести, публицистические тексты, пьесы, рассказы и сказки.
Широко известны произведения Толстого «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», «Детство» и «Отрочество».
Как мальчик рассказывал о том, как он перестал бояться слепых нищих(Рассказ)
Когда я был маленький, меня пугали слепыми нищими, и я боялся их. Один раз я пришел домой, а на крыльце сидело двое слепых нищих. Я не знал, что мне делать; я боялся бежать назад и боялся пройти мимо них: я думал, что они схватят меня. Вдруг один из них (у него были белые, как молоко, глаза) поднялся, взял меня за руку и сказал: «Паренек! что же милостыньку?» Я вырвался от него и прибежал к матери. Она выслала со мною денег и хлеба. Нищие обрадовались хлебу, стали креститься и есть. Потом нищий с белыми глазами сказал: «Хлеб твой хороший – спаси бог». И он опять взял меня за руку и ощупал ее. Мне его стало жалко, и с тех пор я перестал бояться слепых нищих.