Краткое содержание сказки «Мужик и медведь»
Как-то медведь захотел помочь мужику с посадкой, но не просто так. За помощь медведь потребовал вершки от растений, а мужику должны были достаться корешки. Медведь надеялся, что таким уговором провел мужика, но не тут-то было. Оказывается, они сажали репу. Соответственно, съедобная репа ушла к мужику, а невкусная ботва — медведю. Конечно же, такие условия ему не понравились, поэтому в следующий раз он изменил условия.
Теперь уже корешки должны были достаться медведю, а вершки — мужику. Медведь радовался, ведь теперь-то он получит свое, а мужик останется ни с чем. Вот только сажали в этот раз они пшеницу. Соответственно, мужичина получил полезную часть, а бесполезные корни достались медведю. Разозлился зверь и ушел ни с чем. Больше он не предлагал мужику совместную работу.
На этом сказка и заканчивается, оставляя читателя со своими мыслями. Напрямую суть и значение сказки не обозначается, увидеть их — задача читателя.
ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ
Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи; плачет, приговаривает: — Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек — сереньких зайчат…
Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает…
Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придётся бежать по ровному полю или на гору, а как под гору —
— то и пойдёшь кувырком через голову: передние ноги не доросли.
Всё бы ещё можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, — уши подымутся, сердчишко забьётся, невзвидишь света, пырскнешь из куста, — да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги… Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по закочками слоняешься, следы путаешь; а рано или поздно беды не миновать: и потащит меня кухарка на кухню за длинные уши…
Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться? Тогда бы, кажется, пошёл и утопился.
Зри в корень
Если прочитать сказку внимательно и честно, то трудно не заметить, что правовое сознание мужика и медведя очень высоко. Они строго придерживаются договора, заключённого в устной форме, и меняют его только по взаимному согласию.
Но главное в другом: сказка эта не совсем русская, и для изучения кода нашей души она не подходит.
Если бы родители в детстве читали М. Фридману и В. Панюшкину братьев Гримм, они могли бы помнить аналогичную немецкую сказку «Мужик и чёрт».
Если бы подростками читали Франсуа Рабле, то натолкнулись бы на похожую историю о том,
как пахарь с Острова папефигов обманул чертёнка.
В Америке есть такая же сказка про фермера и дьявола,
в Дании — про мужика и тролля,
в Норвегии — про лиса и медведя,
в Китае — про крестьянина и помещика.
В Англии эта сказка с феминистским уклоном: умная жена помогает трудолюбивому, но недалёкому умом Джонсу обманывать огромного волосатого великана.
Подобные сказки есть чуть ли не у каждого народа, занимающегося земледелием.
Специалисты по сказкам называют этот сюжет
«Делёж урожая»,
вершки и корешки при этом могут быть разными: пшеницей, рожью, репой, картофелем, бататом и т. д., но обман, в котором путают верх и низ, всегда одинаков.
Поэтому М. Фридману нужно предъявлять претензии не только соотечественникам, но и всему человечеству.
теперь посмотрим на приключения «вершков и корешков» в истории.
Впервые нечто похожее записали древние греки.
Вот басня Эзопа «Путник и Гермес»:
мужчина, отправляясь в дальнюю дорогу, дал обет Гермесу, что если найдёт что-нибудь в пути, то ровно половину пожертвует ему. Он нашёл суму с миндалём и финиками, съел их, а скорлупки от миндаля и косточки от фиников возложил на алтарь со словами: «Гермес, вот обещанная половина находки, делюсь с тобой и тем, что было внутри, и тем, что было снаружи».
Правда, похоже на сказку?
Такие же сказки есть у амхарцев, живущих в Эфиопии.
В одной мышь обманывает пеликана, взяв себе горошины и оставляя ему пустые стручки, в другой лев отдаёт шакалу внутренности быка, а себе берёт то, что снаружи, — мясо.
Играющие собаки (рассказ)
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Бизнесмены всерьез делят вершки и корешки
Сказкотерапия открывает новые возможности в бизнесе
СПб. Бизнесмены обращаются к сказочному опыту, чтобы решить жизненные проблемы. Самые популярные бизнес-сказки — «Вершки и корешки» и «Курочка Ряба». Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: петербургские бизнесмены, расшифровывая русские народные сказки, решают собственные бизнес-задачи.
Доля вымысла
Оказывается, что одна из самых популярных производственных историй — известная сказка про вершки и корешки, в которой мужик с медведем сначала делят репу и мужик берет вершки, а через год делят пшеницу и «наученный опытом» медведь выбирает корешки. По словам проректора по научной работе Института сказкотерапии, бизнес-тренера Татьяны Грабенко, когда бизнесмены обсуждают эту сказку, они не только очень увлекаются процессом, но и задумываются о серьезных вещах.
«Что имеет место в сказке — манипуляция или цивилизованное влияние, какой у героев принцип дележа? И если это манипуляция, то как не манипулировать своими коллегами, своими партнерами. А если это цивилизованное влияние — ведь информация о репе и пшенице открытая, медведь же имеет право выбора. Насколько медведь и мужик партнеры? — все эти вопросы руководители проецируют на собственные взаимоотношения», — рассказывает Татьяна Грабенко.
По душе бизнесменам и сказка про лису, у которой лапки бежали от собак, глазки смотрели, ушки слушали, а хвост только мешался. В сказке лиса, обидевшись на хвост, высунула его из норы и была съедена собаками.
Участники тренингов обсуждают эту сказку с точки зрения оценки результатов. В обязательной программе — сказка про Курочку Рябу, которая в реальном пересказе заканчивается трагически и служит своеобразным предупреждением тем, кто гонится за «золотым яичком».
И доля правды
Сказка с самых древних времен несла в себе информацию о технологиях ведения войн, удачной охоты, выживания, по сути, тогдашним технологиям бизнеса. «Если в сказке есть информация о каких-то вопросах, то есть и ответы, технологии достижения успеха. Когда мы работаем со сказкой, мы не только создаем банк вопросов, но и путей, которыми они разрешаются. И потом, чтобы выбрать оптимальный путь, начинаем писать сказки. Вроде бы это некий литературный опыт, но когда человек начинает писать, то эта проба пера со временем воплощается в жизнь», — объясняет Татьяна Грабенко.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
ПЕТУХ ДА СОБАКА
Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:
— Давай, брат Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.
— Уйдём, — говорит петух, — хуже не будет.
Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться — пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и — заснули.
Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: «Ку-ку-ре-ку!» Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
— Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.
— А за каким делом? — спрашивает петух.
— Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
— Хорошо, — говорит петух, — только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ. «Вот какое счастье привалило! — подумала лиса. — Вместо одного петуха будет два».
— Где же твой товарищ? — спрашивает она петуха. — Я и его в гости позову.
— Там, в дупле ночует, — отвечает петух.
Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду — цап!.. Поймала и разорвала лису.
Публикация «Пересказ русской народной сказки „Мужик и медведь“» размещена в разделах
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
-учить поддерживать беседу
2. Развивающие:
-развивать у детей умение распространять предложения определениями;
— развивать мыслительную деятельность,
— развивать память, внимание, воображение;
3. Воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью,
— воспитывать уважительное отношение к труду.
Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», муляжи овощей, костюмы медведя и мужика, иллюстрации к сказке «Мужик и медведь»;
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку»,«Овощной магазин».
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе, Русская народная сказка „Мужик и медведь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
— развивать речь детей в процессе диалога персонажей, прививать интерес к театрализованной игре, развивать умственную активность; расширять знания детей по теме; воспитывать у детей самоконтроль за речью.
— воспитывать желание трудиться, поддерживать дружеские отношения детей друг к другу в процессе труда;
— закрепить навыки посадки семян.
Предварительная работа:
Рассматривание семян овощей, дидактическая игра «Овощи», чтение и обыгрывание сказки «Репка», труд в природном уголке.
Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика, семена репки, ящички для посадки, грабельки.
Предварительная работа:
Чтение произведений: «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка»и обыгрывание сказки. Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».Труд в природном уголке.
Медведь и бревно (рассказ)
Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает.
Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад — и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче — бревно ударило Мишу посильнее. Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад — и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился. Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался. Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы — и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.
ОРЕЛ И ВОРОНА
Жила-была на Руси ворона — с няньками, с мамками, с малыми детками, с ближними соседками. Прилетели из дальних стран гуси, лебеди, нанесли яиц; а ворона стала их обижать, стала яички у них таскать.
Случилось сычу мимо лететь, и видит он, что ворона птиц обижает, полетел и сказал орлу: — Батюшка, сизый орёл! Дай нам праведный суд на воровку ворону.
Сизый орёл послал за вороной лёгкого посла, воробья. Воробей полетел, захватил ворону; она было упираться, а он давай её пинками и поволок-таки к орлу.
Вот стал орёл ворону судить:
— Ах ты, воровка ворона, глупая голова! Про тебя говорят, что ты на чужое добро рот разеваешь: у больших птиц яйца таскаешь.
— Напраслина, батюшка, сизый орёл, напраслина! Это всё слепой сыч, старый хрыч, про меня наврал.
— Про тебя сказывают, — говорит орёл, — что выйдет мужик сеять, а ты выскочишь со всем своим содомом — и ну его семена разгребать.
— Напраслина, батюшка, сизый орёл, напраслина!
— Да ещё сказывают: станут бабы снопы класть, а ты со всем своим содомом выскочишь — и ну снопы ворошить.
— Напраслина, батюшка, сизый орёл, напраслина!
Осудил орёл ворону в острог посадить.
Мужик и Медведь
Сказка «Мужик и Медведь» — фольклорное произведение древней Руси. Увлекательно в аллегоричной форме сказка «Мужик и Медведь» отразила раскол отношений между миром природы и человеком.
Русские народные сказки всегда несли в себе поучительный смысл, так и сказка «Мужик и медведь» рассказывает читателю, как больно бьёт жизнь по бездельникам и лентяям. Мужик делаем всю грязную работы – пашет, сеет и собирает посевы. Медведь ни во что не вникает — просто делит урожай (думая, что вершки у репы вкуснее). Сказка «Мужик и медведь» дает медведю еще один шанс, но он просто решает, что «корешки – всему голова» и снова попадает «мимо». Теперь-то медведь точно должен одуматься и начать вникать «что и как», но нет – он решает, что более не будет вести дел с хитрым мужиком. Сказка «Мужик и медведь» высмеивает архаичность медведя, который остается голодным.
Несмотря на то, что история небольшая по своему содержанию, суть передана очень метко и ёмко. Сказка «Мужик и Медведь» не лишена юмора, поэтому будет интересна и детям и их родителям.
Мужик и медведь (Вершки и корешки)
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:
— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Тенерь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
Источник
Зри в корень
Если прочитать сказку внимательно и честно, то трудно не заметить, что правовое сознание мужика и медведя очень высоко. Они строго придерживаются договора, заключённого в устной форме, и меняют его только по взаимному согласию.
Но главное в другом: сказка эта не совсем русская, и для изучения кода нашей души она не подходит.
Если бы родители в детстве читали М. Фридману и В. Панюшкину братьев Гримм, они могли бы помнить аналогичную немецкую сказку «Мужик и чёрт».
Если бы подростками читали Франсуа Рабле, то натолкнулись бы на похожую историю о том,
как пахарь с Острова папефигов обманул чертёнка.
В Америке есть такая же сказка про фермера и дьявола,
в Дании — про мужика и тролля,
в Норвегии — про лиса и медведя,
в Китае — про крестьянина и помещика.
В Англии эта сказка с феминистским уклоном: умная жена помогает трудолюбивому, но недалёкому умом Джонсу обманывать огромного волосатого великана.
Подобные сказки есть чуть ли не у каждого народа, занимающегося земледелием.
Специалисты по сказкам называют этот сюжет
«Делёж урожая»,
вершки и корешки при этом могут быть разными: пшеницей, рожью, репой, картофелем, бататом и т. д., но обман, в котором путают верх и низ, всегда одинаков.
Поэтому М. Фридману нужно предъявлять претензии не только соотечественникам, но и всему человечеству.
теперь посмотрим на приключения «вершков и корешков» в истории.
Впервые нечто похожее записали древние греки.
Вот басня Эзопа «Путник и Гермес»:
мужчина, отправляясь в дальнюю дорогу, дал обет Гермесу, что если найдёт что-нибудь в пути, то ровно половину пожертвует ему. Он нашёл суму с миндалём и финиками, съел их, а скорлупки от миндаля и косточки от фиников возложил на алтарь со словами: «Гермес, вот обещанная половина находки, делюсь с тобой и тем, что было внутри, и тем, что было снаружи».
Правда, похоже на сказку?
Такие же сказки есть у амхарцев, живущих в Эфиопии.
В одной мышь обманывает пеликана, взяв себе горошины и оставляя ему пустые стручки, в другой лев отдаёт шакалу внутренности быка, а себе берёт то, что снаружи, — мясо.
Бизнесмены всерьез делят вершки и корешки
Сказкотерапия открывает новые возможности в бизнесе
СПб. Бизнесмены обращаются к сказочному опыту, чтобы решить жизненные проблемы. Самые популярные бизнес-сказки — «Вершки и корешки» и «Курочка Ряба». Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: петербургские бизнесмены, расшифровывая русские народные сказки, решают собственные бизнес-задачи.
Доля вымысла
Оказывается, что одна из самых популярных производственных историй — известная сказка про вершки и корешки, в которой мужик с медведем сначала делят репу и мужик берет вершки, а через год делят пшеницу и «наученный опытом» медведь выбирает корешки. По словам проректора по научной работе Института сказкотерапии, бизнес-тренера Татьяны Грабенко, когда бизнесмены обсуждают эту сказку, они не только очень увлекаются процессом, но и задумываются о серьезных вещах.
«Что имеет место в сказке — манипуляция или цивилизованное влияние, какой у героев принцип дележа? И если это манипуляция, то как не манипулировать своими коллегами, своими партнерами. А если это цивилизованное влияние — ведь информация о репе и пшенице открытая, медведь же имеет право выбора. Насколько медведь и мужик партнеры? — все эти вопросы руководители проецируют на собственные взаимоотношения», — рассказывает Татьяна Грабенко.
По душе бизнесменам и сказка про лису, у которой лапки бежали от собак, глазки смотрели, ушки слушали, а хвост только мешался. В сказке лиса, обидевшись на хвост, высунула его из норы и была съедена собаками.
Участники тренингов обсуждают эту сказку с точки зрения оценки результатов. В обязательной программе — сказка про Курочку Рябу, которая в реальном пересказе заканчивается трагически и служит своеобразным предупреждением тем, кто гонится за «золотым яичком».
И доля правды
Сказка с самых древних времен несла в себе информацию о технологиях ведения войн, удачной охоты, выживания, по сути, тогдашним технологиям бизнеса. «Если в сказке есть информация о каких-то вопросах, то есть и ответы, технологии достижения успеха. Когда мы работаем со сказкой, мы не только создаем банк вопросов, но и путей, которыми они разрешаются. И потом, чтобы выбрать оптимальный путь, начинаем писать сказки. Вроде бы это некий литературный опыт, но когда человек начинает писать, то эта проба пера со временем воплощается в жизнь», — объясняет Татьяна Грабенко.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!