Краткое содержание для читательского дневника
1) Князь Олег, прозванный вещим, собирается в новый военный поход: он хочет отомстить хазарам за разорение русских земель.
2) Навстречу дружине из леса вышел волхв, предсказавший князю гибель от его любимого коня.
3) Олег тотчас простился с верным другом, но решил сохранить ему жизнь, покрыть ковром, кормить лучшим зерном, поить ключевой водой.
4) Прошло время, конь уже умер, а предсказание кудесника не сбылось.
5) Олег решил, что зря пошел на поводу у слов старика и поехал к могиле своего боевого товарища, чтобы проститься.
6) Здесь, на вершине холма, из головы мертвого коня выползла змея, от укуса которой князь скончался.
А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. План пересказ
В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняется и смерть настигает Олега от яда змеи.
Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
Летописный источник — проза, баллада Пушкина — стихотворный текст. Художественное воплощение событий в балладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворений), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.
Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.
Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
План баллады
- Встреча вещего Олега с кудесником.
- Беседа Олега со старцем и его предсказание.
- Расставание с конем.
- Весть о смерти коня.
- Олег у останков своего боевого товарища.
- Смертельный укус змеи и гибель князя.
- Тризна по князю Олегу его дружины.
План отрывка из летописи
- Воспоминание Олега о коне, с которым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
- Смысл предсказания.
- Весть о гибели коня и укор Олега кудеснику.
- Желание увидеть кости коня.
- Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использовать стихотворные строки. Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.
«Однажды киевский князь Олег вспомнил о своем коне, на которого когда-то решил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товарища, но больше никогда не приводить к нему. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предсказанием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оплакивали его люди «плачем великим».
Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам;
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса, навстречу ему,
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю3.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит, и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром,
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
«А где мой товарищ? — промолвил Олег. —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, заленясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
________________________________________________
Олег был одним из первых русских князей. Княжил в Киеве. Он объединил под своей властью разрозненные славянские племена. Народ изумлялся военным удачам Олега и прозвал его «вещим», то есть предвидящим все случайности и поэтому всегда побеждающим врагов. Из русской летописи Пушкин взял легенду о смерти Олега, будто бы предсказанной ему кудесником волхвом.
Xозары (хазары) — народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Перун — бог грома и молнии у древних славян.
«Твой щит на вратах Цареграда» — по преданию, Олег в знак победы над древним греческим царством Византией прибил щит на воротах её столицы — Царьграда.
Пращ, или праща, — древнее оружие для метания камней.
Бранное поле — поле брани. Брань — битва.
Сеча — битва, сражение.
Отроки — слуги у князя.
Тризна — обряд похорон у древних славян. На тризне закалывали и хоронили вместе с воином его любимого коня.
Секира — боевой топор с длинной рукоятью.
Основная мысль и идея
Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено.
Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.
Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе?
Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.
«Песнь о вещем Олеге», анализ произведения Пушкина
Тема рока. неотвратимости судьбы волновала людей давно: еще древнегреческий автор Софокл развил эту тему в своей знаменитой трагедии «Эдип-царь». Интересной была эта тема и для молодого поэта Александра Сергеевича Пушкина. и в своем произведении «Песнь о вещем Олеге». написанном в 1822 году во время Южной ссылки, Пушкин воплотил хорошо известную ему с юности легенду о смерти князя Олега.
У Пушкина особое видение данной истории из «Повести временных лет», что дает основание многим считать произведение этого русского поэта балладой. В нем есть все признаки романтического жанра. события героического или фантастического характера, тайна смерти, которую не сразу было суждено разгадать вещему князю Олегу, обилие художественных средств, музыкальность. У Пушкина «Песнь» еще и наполнена обилием устаревших слов, ведь в основе — летописный источник.
Согласно древнему сюжету, князь Олег, прославившийся своими походами против хазар и завоеванием Царьграда, услышал от кудесника предсказание о том, что его ждет смерть от своего любимого коня. Надо отметить, что русский народ складывал о самом Олеге и былины, и легенды, и сказки. В народных преданиях самого Олега изображали как кудесника, умеющего обернуться зверем, птицей и даже муравьем. В народе его прозвали «вещим», так он был настолько мудрым, что мог предсказывать будущее.
Однако, встретив в лесу волхвов, князь спрашивает: «Что сбудется в жизни со мною?» При этом он снисходительно добавляет: «Не бойся меня…» Пушкин же подчеркивает, что кудесник — «покорный Перуну старик одному». Перун у древних славян был богом грома и молнии, по сути, он сродни Зевсу — верховный бог. Именно поэтому кудесник отвечает князю с достоинством: «Волхвы не боятся могучих владык», добавив, что у них «правдив и свободен язык».
Далее он сообщает князю, что тот примет смерть от своего любимого коня. Испугавшись пророчества, князь решил расстаться с любимым конем, но, в отличие от летописи, наказал своим друзьям купать, кормить отборным зерном, поить ключевою водою — словом, обеспечить своему «товарищу и верному слуге» достойную старость.
Читая летопись (исторический документ), трудно представить себе характер князя Олега. Еще труднее представить характер кудесника. Поэт же называет его «вдохновенным». Что он имеет в виду? Возможно, в этом герое поэт воплотил идею о свободе, которая для него самого была важнейшей в тот момент, ведь Пушкин в этот период находился в Южной ссылке, куда его отправил Александр I за стихотворения о свободе. Кудесник у Пушкина — тот, кто говорит правду, а значит, ему не нужны царские награды.
Финал баллады тоже во многом отличается от первоисточника. Когда Олег спустя много лет пирует со своими боевыми товарищами, он вспоминает о любимом коне и, узнав о его давней смерти, думает о том, что нужно было «презреть предсказанье». Князь расстроен и называет волхва «лживым безумным стариком». Очевидно, в этом и кроется разгадка баллады Пушкина. Дальнейшая смерть, которую герой все-таки принимает от коня, не имеет однозначного объяснения.
Каждый читатель невольно задается вопросом: «Почему Олег погибает? Потому ли, что от своей судьбы не уйти? Или оттого, что князь Олег оскорбил кудесника, когда назвал его « лживым безумным стариком». А может, это наказание за отступничество хозяина, оставившего своего верного коня? Единого ответа на этот вопрос нет — он остается тайной: еще одно доказательство, что перед нами баллада.
Таким образом, произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может привести его или к победе, или к поражению. Однако, помимо темы рока, Пушкин касается таких тем, как свобода и память. Кудесник, как и поэт, провозвестник высшей воли, он не боится владык — именно так разрешает для себя Пушкин конфликт поэта и власти. Заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, Пушкин раскрывает идею благодарной памяти.
Центральные персонажи
Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:
- проницательный, все знающий, действительно уверенный в себе кудесник
- и князь Олег.
Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.
Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.
Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.
Образы и символы
Композиция произведения построена на противопоставлении образа князя Олега и старика-кудесника. Князь — мирской человек; он живёт битвами и сражениями. У него есть власть, но только светская и над людьми. Однако гордый и тщеславный князь хочет обмануть судьбу и властвовать над своей жизнью.
Волхв же владеет тайными знаниями, недоступными для обычных людей. Он сравним с поэтом, который тоже не преклоняется перед царями и говорит то, что угодно Богу и Музе. Он служит правде, а не чину. Как и волхв, поэт — бессеребреник. Описание волхва очень похоже на описание поэта в творчестве Пушкина. Кудесник служит истине, не взирая на звания и статусы:
Несмотря на разный социальный статус, два этих героя для повествователя равны. Более того, волхв одерживает нравственную победу над князем: правителю не удалось одурачить судьбу и миновать то, что уже предрешено.
Олег тщеславен и самолюбив, в начале баллады он предлагает волхву подарки, таким образом, стремясь подчеркнуть своё более высокое социальное положение, а после хочет доказать, что предсказание было неверным. Старик же отказывается от любых даров и говорит о том, что «волхвы не бояться могучих владык…». Он не боится князя и готов ему сказать правду, несмотря ни на что и игнорируя плохие последствия. Здесь Пушкин проводит параллель между поэтом и кудесником. Художник слова, как и старик-предсказатель из баллады, несёт правду и неподвластен княжеской воле. Это пророк, служитель высших сил, дарующий людям истину.
Система образов
В произведении очень тонкая система образов.
Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.
Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.
Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.
Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.
Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.
Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.
Популярные сочинения
Сочинение Вера в человека Каким бы уверенным человек не был для побед на жизненном пути ему необходима внешняя поддержка и вера. Что кроется под словосочетанием «вера в человека»? Как она проявляется?
Сочинение Лирика Тютчева Лирика Федора Ивановича Тютчева – многолика. Она представлена в пейзажной, гражданской, любовной и философской тематике. Тем не менее, в своем творчестве Ф. И
Тютчев уделяет большое внимание именно теме любви
Сочинение описание картины Баба-яга Билибина (5 класс) Иван Яковлевич Билибин – художник-сказочник, выполнявший прекрасные рисунки ко многим былинам и сказкам, в том числе к сказкам Пушкина. Кроме этого, рисовал декорации к спектаклям
Билибин увлекался древнерусскими и народными традициями.
Структурный анализ стихотворения
Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов
Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью
Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.
Короткий пересказ «Песни о вещем Олеге»
Князь Олег – это великий человек, который многое сделал для своей родины, для своей страны. Этот человек – много сражался, и все же оставался жив многое время, хотя не раз стрела из вражеского лука или оружие чуть не наносили ему вреда, и тем не менее, он оставался жить.
Как многие люди, Олег хотел знать будущее, он был любопытен настолько же, насколько и остальные люди его поколения и других. Олег – пусть он и был высокопоставленной особью, тем не менее, у него были те же пороки и прегрешности, как и у простых людей. Как великий человек, он хотел знать свою судьбу – чего ему ожидать от нее – смерти, величия еще большего, или же предательства?
Именно потому он решил все же испытать судьбу – он рискнул спросить человека – пророка, который мог предсказывать судьбу каждого человека на много лет вперед. Именно потому, веря, что ему скажут правду, Олег не задумываясь просил человека о своей окончательной судьбу – когда его жизнь закончится и от почему, по какой причине он умрет? Олег не ожидал такового ответа от этого странного человека.
Ответ был таков: умрет Вещий Олег, великий и смелый человек, от своего друга и брата – верного коня златогривого. Олег, ожидавший что угодно, был несказанно удивлен. Ведь это была правда, что у него есть конь, которого он очень любит, и даже уважал, пусть это и всего лишь – животное. Но это животное – было ему верным другом в тяжелые для него дни, и помощников в разных бедах.
Этот красивый конь сражался вместе со своим хозяином, не редко его защищая, закрывая его собой. Они были даже чем-то похожи – уважали и любили друг друга
И неважно — что один – человек, и другой – животное
Олег был опечален, ведь он верил, что их дружба продлиться долго. А теперь он не знал, чего ожидать от своего верного коня. Ответ был однозначен, и ничего более точного сказано больше не было.
Именно тогда Олегу пришлось сделать нелегкий выбор между дружбой и своей самобезопасностью. Естественно, что нормально для человека, он сделал выбор в пользу себя. Хотя это не значит, что он убил коня. Нет, просто Вещий Олег решил поступить очень компромиссно.
Он оставил коня пастись на зеленых лугах, где хороший водопой и светит яркое, теплое солнце, где спокойно и нет никакой опасности. А сам отправился, попрощавшись со своим верным другом, воевать снова и снова. Конь день ото дня грустил за своим хозяином, и грустил по тем боевым полям, где они сражались как бы один за одного, верно и честно.
Так прошли года, Олег был до сих пор жив, и казалось. Что ничего не менялось. Только Олег изредка вспоминал своего друга – коня златогривого. Грустил, и никто из других коней не мог ему заменить того, кто остался там далеко на злачных пажитях. Однажды Олег узнал, что его конь давно уже мертв, и приехав повидать его, он умирает от змеи, выползавшей из костей коня. Ирония, да и только.
Это интересно: Поэма «Песнь о Роланде» является одной из самых известных старинных произведений в классическом французском эпосе. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Песни о Роланде» по главам ученикам 7 класса при подготовке к уроку литературы. Поэма написана в середине 12 века и повествует о крупном сражении между войском Карла Великого и сарацинами.
Композиция
Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.
Экспозиция
посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.
Завязка
о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.
Развитие действия
предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.
Кульминация
наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.
Развязка
– смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.
Эпилог
– жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.
Военный поход Олега на Византию
Главным деянием Вещего Олега стал его поход на Царьград (Константинополь). Он состоялся, по разным данным, в 907 или 911 году. С этим походом связаны известные легенды о том, что Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. А до этого – атаковал город, поставив корабли на колёса и распустив паруса.
Был ли на самом деле штурм города, или дело ограничилось демонстрацией мощи приведённого Олегом войска, неизвестно. Главное –цель была достигнута. Олег получил от Византии дань и заключил с этим важным соседом выгодный торговый договор. Он стал первым международным юридическим актом Киевского княжества. В этом документе Олег именуется «великим князем русским».
К наиболее значимым положениям данного договора относятся:
- Особый статус колонии для поселения русских купцов в Константинополе. Им выделялось продовольствие во время пребывания в городе и припасы при отбытии из него.
- Возможность беспошлинной торговли.
- Упорядочение решения спорных и судебных вопросов.
- Признание равенства сторон.
Для государства, которое только что появилось на карте, равноправный договор с самой богатой и могущественной державой того времени был большим достижением. Установление постоянных, документально оформленных торговых отношений создавало условия для устойчивого развития Киевского княжества.
С походом на Царьград связана ещё одна легенда – о происхождении прозвища Олега. Она гласит: когда византийцы прислали князю и его воинам богатые дары в качестве откупа, среди них были обильные угощения и вино, специально отравленные. Олег не стал есть и пить этих подношений, предугадав намерения жителей Царьграда отравить его. За это его и прозвали Вещим, т.е. мудрым, предвидящим будущее.
Анализ произведения
Тематика
- Тема рока и судьбы считается основной в произведении, исторический сюжет о князе Олеге стал для Пушкина поводом для размышления о предопределенности, неотвратимости человеческой судьбы. Автор показывает естественное желание человека знать свою участь, какой бы она ни была.
- Поднимается проблема жизни и смерти. Князь Олег славно жил, вошел в историю как герой, но погиб нелепо. Важным мотивом произведения является тема «пророчества», которая раскрывается через образ кудесника, в нём соединяются черты пророка и поэта, недаром старец назван «вдохновенным».
- Тема дружбы и воинского братства – второстепенные, но значимые вопросы. Дружба показана через отношение князя к своему коню, животное представляется самым близким ему существом и фактически очеловечивается. Братство и воинская доблесть показаны в контексте общения с воинами.
- Патриотизм и историзм – темы, раскрывающиеся через упоминания и описания битв, заслуг Олега, деталей и особенностей времени.
- Также в «Песне о Вещем Олеге» просматривается тема предательства, пусть и невольного. Олег отказался от своего друга-коня, фактически предал его, и кара настигла правителя.
Композиция
Для произведения характерная традиционная линейная композиция. Первая и последняя главы – пролог и эпилог. В основной части можно выделить завязку – встреча с кудесником, кульминацию – новость о гибели коня и развязку – смерть Олега.
Образы
Для стихотворения характерен яркий образный ряд. Образ смерти, например, предстает в обличии змеи, что не только соответствует исторической действительности, но и придает метафоричности и многослойности стихотворным строкам, ведь образ змеи в славянской культуре очень многогранен. Взяв за основу исторический сюжет, автор в поэтических строках образно отражает уклад того времени. .
Средства выразительности
Текст «Песни о Вещем Олеге» преисполнен метафорами и эпитетами, Пушкин дает яркие характеристики персонажам и явлениям. Змея-смерть описывается как «черная лента». Пример метафоры, то есть образа, созданного при помощи переносного значения слов – «обманчивый вал» синего моря.
Автор прибегает к приёмам сравнения: «кудри их белы, как утренний снег».
Погружая читателей в эпоху, когда происходили описываемые события, автор использует язык, характерный для того времени – старорусские слова и устаревшие словоформы. Сбирается, а не собирается, «бранное поле» — поле боя, «тризна» — поминки, рубились в значении «сражались», чело – лоб. Подобных примеров стилизации в тексте можно найти очень много.
Основная идея
Даже сильные мира сего не властны перед ударами судьбы. Выдающиеся личности меняют ход истории, но не могут изменить ход собственной жизни и предотвратить печальную участь. Героизированные в общественном сознании правители были людьми своего времени, способными к проявлению слабости, испытывали чувство страха перед смертью – эти мысли доносит до нас Пушкин через красочные строки своего стихотворения.
Главные герои и их характеристика:
- Вещий Олег – смелый, мудрый правитель, храбрый воин, отличный стратег. Народ прозвал его «вещим» неспроста: князь умеет просчитывать ход событий, поэтому людям кажется, будто он может предвидеть будущее. При этом Олег обладает добрым сердцем, великодушен. Искренне любит своего боевого коня, как друга.
- Конь Олега –смелое животное, «бурное, игривое», по словам самого Олега. Он верен хозяину и никогда, даже в самых страшных сечах, не подводил князя.
- Кудесник – седовласый старик, мудрец, предсказатель будущего, язычник, «покорный Перуну». Волхв независим и аскетичен, он с гордостью отказывается от предложенного князем дорогого подарка и вызывается безвозмездно предсказать Олегу его судьбу.
Жанр произведения
Жанр произведения – лирика и драма
. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом).
Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках.
Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.
Сочинение 2
Произведение Пушкина, написанное на историческую тему, посвящено не только напоминаю о славном прошлом Древней Руси, но и важным философским проблемам.
Поэт говорит об одном из знаменитых деяний князя – походе на столицу Византийской империи, после успеха, которого Олег берет дань и прибивает щит к воротам Константинополя. Пушкин явно стремился создать не свой пересказ летописи, а писал именно «песнь», то есть произведение, близкое к фольклору, восхваляющее одного из славных русских князей. Вероятно, поэтому язык произведения стилизован под старославянский. Автором опущены упоминания о делах Олега, выглядевших сомнительно с моральной точки зрения (например, убийство им правящих в Киеве Аскольда и Дира на переговорах).
В основу произведения положено сообщение летописи о предсказанной смерти Вещего Олега от своего коня, которое постигло его тогда, когда по логике, этого уже можно было не опасаться, по причине смерти этого коня. Неожиданная гибель князя от укуса змеи, выползшей из черепа коня, и летописец Нестор и Пушкин трактовали, как пример бесполезной попытки обмануть судьбу. Храбрый воин все же предпочел не бороться с предначертанным ему свыше и не покориться этому. Однако он выбрал путь не соответствующий своему характеру и своим славным делам, получается что он, в некотором смысле, предал самого себя и отказался от своего предназначения, за что, по мнению поэта, его должна была настигнуть кара. Судьба здесь выступает не как строго заданная последовательность действий и событий, которые должен совершить и пережить человек, а просто высшая цель, к которой нужно идти, прилагая все усилия. Вероятно, это мысли Пушкина и о своем предназначении. В человека заложен определенный дар, попытка не реализовывать который его делает жизнь бессмысленной.
В произведении также присутствует тема неспособности человека познать и понять все: Олег, прозванный Вещим (знающим), все же не смог уберечься от предсказанной ему смерти. Это пример того, что попытки контролировать все бесплодны.
Другим ярким образом, нарисованным в произведении, является волхв, предсказавший судьбу князю. Языческий жрец показан бескорыстным служителем истины, говорящим людям правду, вне зависимости от их желания. Волхв, скорее всего, введен в повествование не только для развития сюжета, но представляет собой образ поэта, каким ощущал себя Пушкин, особенно обращаясь к гражданской лирике.
4, 5, 6, 7, 8 класс
`
Главные темы
В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.
Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.
Тема поэта-прорицателя высвечивается в приравнивании Пушкиным волхва к поэту. Волхв неспроста назван «вдохновенным»: ему, как и поэту, открыто многое, и никто не может помешать ни тому, ни другому вещать правдиво и не бояться ни князей, ни его приближенных. Эта тема выражает взгляды поэта о свободе и назначении поэзии.
Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем.
В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.
Сюжет
Сюжет интересен и мистичен.
Олег, собираясь в очередной поход с дружиной, неожиданно встречается с кудесником. Он просит старца предсказать судьбу, а точнее – назвать, когда смерть заберет великого князя. Взамен Олег обещает достойную награду.
Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:
… Но примешь ты смерть от коня своего.
В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.
Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.
Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:
…на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном.
Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?
Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.
Какие тайны скрывает смерть Вещего Олега от коня
Пушкин соединил в образе Вещего Олега в своей песне легенду о смерти Христа с жизнью князя Олега. И так это умело перемешал события и факты, что получилась стройная история со многими неизвестными.
Смерть Вещего Олега тоже наполнена тайными смыслами и аллегориями. Его конь, от которого он принял погибель, это прямой намёк на фамилию Комнины. Старорусский комонь или комн – это конь. Малолетний Игорь, от имени которого правил Олег, был из рода Комниных.
И змея в песне о Вещем Олеге не случайно выползла из головы – главы коня. В старой Руси букву З заменяли на Ж. Змея – это жмея, то есть то, что сжимает. В смерти Олега Вещего это тетива лука. Свитая, натянутая и сжимающая, как змея при выстреле. Скорее всего Вещий Олег погиб от стрелы, которая вибрирует при полете в воздухе словно змеиное жало.
Олег был воеводой и воспитателем князя Игоря. Со смертью князя он стал властвовать, не имея на то права. И очевидно, «голове» это пришлось не по нраву. По приказу кого-то из Комниных Вещего Олега и убили стрелой. Скорее всего, считает Комиссар Катар, это был сын князя – Святослав Игоревич Комнин из рода Рюриков.