Блок коротких вопросов
1. Почему лиса повадилась к мужику?
2. Для чего мужик повесил кувшин?
3. Почему лиса утонула?
Сказка – это самый известный среди жанров устного народного творчества. Именно эта разновидность фольклора занимает центральное место в детском чтении. Начиная с младенческих лет, когда первые сказки читает малышу его мама, сказка становится верным спутником ребенка, дает ответы на многие вопросы, советует и подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, предлагает решение многих проблем. Занимательный и забавный сюжет сказки волнует воображение маленького читателя, развивает фантазию и творческие способности.
Традиционно самыми подходящими для ребенка считаются сказки о животных, они небольшие по объему, очень динамичны и содержат в себе много диалогов. Диалогичность сказки делает ее похожей на игру и дает возможность ребенку вместе с родителем разыграть целое театрализованное исполнение. В этих сказках часто встречаются зарифмованные строчки, которые малыш легко может запомнить и воспроизвести.
Смешные и забавные истории о ситуациях, в которые попадают звери, дают ребенку возможность в ненавязчивой манере получить самые первые представления о морали. Каждое животное олицетворяет какое-либо из человеческих достоинств или пороков. При этом персонаж имеет четкую характеристику, переходящую из одной сказки в другую. Все животные поделены на отрицательных и положительных, чтобы ребенку, который является главным адресатом русской народной сказки, было легче ориентироваться в нравственных категориях добра и зла. С этой целью сказочная картина мира поделена на два полюса, на одной стороне читатель наблюдает все то, что заслуживает восхищения, на другой – порицания.
Помимо прочего фольклорные сказки о животных позволяют ребенку приобщиться к миру родной природы, познакомится с повадками зверей, узнать о их внешних характеристиках, среде обитания, научиться вести себя правильно при встрече с животными.
Главным и, по сути, единственным действующим лицом русской народной сказки «Лиса и кувшин», как и многих других русских народных сказок о животных, является лисица. Увидев однажды, что баба, которая вышла на жатву, оставила за кустом кувшин с молоком, плутовка-лиса решила им полакомиться. Она прокралась к кувшину, вылакала молоко из него и хотела было высунуть голову, но не смогла – голова накрепко застряла в кувшине. Лиса в попытке освободиться даже попыталась уговорить кувшин отпустить ее, она обращается к кувшину как к живому существу. Но и эта попытка потерпела поражение. Тогда лиса вздумала утопить кувшин в реке, но утонула вместе с ним и сама.
История, представленная в сказке «Лиса и кувшин» поучительна. Ребенок, который знакомится с этим рассказом, поймет, что поступок лисы достоин порицания и наказание, которое она получила вполне закономерно.
Читайте сказку «Лиса и кувшин» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации. Делитесь этим занимательным сюжетом со своими родными и друзьями.
Где же ещё можно стащить курочку, как не у мужика? Удобно и недорого. Может быть, так думала лиса, что из русской народной сказки «Лиса и кувшин»? Всё предусмотрела рыжехвостая, да вот незадача – её тихим занятиям мешал кувшин, который мужик повесил. Рассердилась лиса на кувшин…
«Лиса и кувшин»
Русская народная сказка
К одному мужику повадилась лиса ходить, кур красть. Мужик повесил кувшин. Ветер в кувшин дует. Он гудит: «Бу-бу-у; бу-бу-у!». Приходит лиса и слушает, что такое гудит, увидала кувшин, схватила его за обрывок и надела себе на шею.
Погоди, кувшинище-дурачище, я тебя, — говорит, — утоплю.
И понесла кувшин в прорубь; стала его топить. Кувшин захлебнулся водою: бурк-бурк-бурк-бурк и тянет лису с собою на дно. Лиса просит:
Кувшин, кувшин, не топи меня, я не буду, это я тебя только так постращала.
Кувшинище-дурачище не слушается, все тянет на дно, и утопил лису!
Вопросы к сказке «Лиса и кувшин»
Зачем приходила лиса к дому мужика?
Почему кувшин мешал лисе?
Как решила лиса отомстить кувшину?
Подходит ли к этой сказке пословица: «Не рой яму другому сам в неё попадёшь?»
Сказки о животных
В данном виде роль человека заменяют животными, причем не только домашними, но и лесными и дикими. Рыбы, птицы, насекомые, вся живность задействована, каждому отведена особая роль. Даже природным явлениям достается если не главное, то второстепенная значимость. И тот и другой зверь имеет свой характер и принцип поведения. Нам внушили, что заяц трусишка – боится все и всех. Лиса – хитрая и жадная. Медведя – все боятся, но по замыслу, он один из разумных животных. Волк на первый взгляд зубастый и хищный. В сказках часто встречается, где он оказывается трусом и жалостливым животным. Во всех действиях эти герои выполняют аналогичные роли. Именно повести о животных внушают читателям, какими должны их представлять.
К самым популярным сказкам о животных относятся:
- Теремок
- Колобок
- Репка
В свою очередь рассказы о братьях наших меньших делятся на две подгруппы: в одних животные играют второстепенную роль — По щучьему веленью
В других их важность равноценна с человеческой – Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Разновидности сказок
Среди фольклорных произведений с вымышленным сюжетом традиционно выделяют следующие виды сказок:
- волшебные;
- о животных;
- бытовые.
Отдельным особняком стоят сказки о животных.
Сказки о животных
Животный эпос – это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают звери, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.
В сказках о животных человек:
- либо играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»),
- либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация):
- Дикие животные (Лиса. Другие дикие животные).
- Человек и дикие животные.
- Дикие и домашние животные.
- Домашние животные.
- Птицы и рыбы.
- Другие животные, предметы, растения и явления природы.
Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. В них говорят и действуют звери, птицы, рыбы, насекомые, но содержащийся в их поведении сказочный намёк прямо адресован человеку.
Так, в «Теремке» даётся урок совместного жития, умения приспособиться, приноровиться, ужиться со своим ближним. Смысл сказки в том, что с приходом Медведя рушится не только Теремок, но и старый несовершенный мир, на смену которому надо построить новый.
Волшебные сказки
Герои волшебных сказок олицетворяют разные миры (Подводное Царство, Лес, горы), имеют чётко распознаваемую нравственную характеристику (добрый-злой), обладают сверхъестественными способностями.
Если в истории упоминаются Баба-Яга, Морской Царь, Кощей Бессмертный, будьте уверены: перед вами волшебная сказка. Миру стихий противостоит центральный персонаж из обычного человеческого мира.
Дурак, младший сын, сирота, солдат, Лутонюшка, менее удачливый, чем братья, Иван-царевич – герой, отправляющийся в странствие по сказочным маршрутам, должен быть социально ущемлённым.
Момент ущемлённости имеет особое значение: с достоинством пройдя все испытания, победив злодеев, добыв перо Жар-птицы, гусли звончатые, невесту и полцарства, герой не просто торжествует личную победу – своей судьбой он олицетворяет справедливость, жизнь «по правде».
Исследователи выделяют несколько признаков волшебной сказки:
- вариативность (переходя из уст в уста, предание обрастало подробностями и вариантами изложения: рассказывая сказку, допустим, придерживаться основного сюжета и менять детали);
- наличие зачина и концовки, рамочной композиции, заставочных сцен;
- повторяемость действий;
- использование «магических» чисел: 3, 7 и их производных (тридевятое царство тридесятое государство, три сына, три девицы под окном, трёх- , девяти- и двенадцатиголовый змий, седьмое небо, семидневное странствие);
- «дружба» положительного героя с миром природы, звери-помощники;
- образы «мудрых дев»;
- торжество добра.
Интересны исследования, посвящённые набору сказочных сюжетов, который имеет границы и исчисляется несколькими десятками вариаций. Каждый сюжет складывается из ряда функций, то есть действий, совершаемых персонажами с какой-либо целью (кража, женитьба, кумовство и другие).
Бытовые сказки
Позже других распространилась бытовая сказка, героями которой стали старик и старуха, мужик и баба, поп и работник. В жизнь этих персонажей почти не вмешиваются волшебные силы.
Бытовые сказки напоминают анекдоты, побасёнки, иногда – былички и бывальщины. Как правило, житейский урок скрашен юмором. В пример легко привести знаменитую историю «Каша из топора» или забавную побасёнку «Как Иван-дурак дверь стерёг».
Бытовую сказку нетрудно отличить от волшебной: герой первой никогда не поднимется и не опустится, его путь горизонтален. В волшебном сюжете дурак обязательно станет царевичем.
Сказка: особенности жанра, признаки и примеры
Сказка — это один из первых жанров устного народного творчества, с которыми знакомятся дети. Научные знания о сказке формируют уроки литературы в школе. Восполнить пробелы в знаниях, конкретизоваться и расширить их помогут сведения, представленные в статье.
Сказки: что это такое, признаки
Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В сказках отображено мировоззрение, мировосприятие того или иного народа, его ментальность и ценности.
Хотите получить исчерпывающий ответ на вопрос «сказка — что это такое»? Тогда приглашаем в удивительный мир поэтики сказки, который позволяет точно и безошибочно определять этот жанр, давать ему характеристику:
Что такое сказка: определение
Народная сказка — это эпический жанр фольклора. Она отличается от остальных повествовательных форм (легенд, пересказов) тем, что ее предназначение — удивлять, возбуждать фантазию, радовать, в увлекательной форме рассказывать о мироздании и человеке, учить нормам морали.
Не всегда легко определить границы между сказкой и другими формами фольклорного эпоса. Например, в былине о путешествии Садко в подводный мир есть элементы волшебной сказки, а в сказке «Чудесная дудочка» (о сестроубийстве) развивается сюжет баллады
Поэтому важно знать, какие признаки присущи сказочному жанру
Сказка: история возникновения
Первоначальный источник сказочных мотивов и сюжетов — мифологическое и магическое мировоззрение человека. Знакомая с детства сказка о Колобке — история, в которой представлены первоначальные представления человека о времени: движение солнца по небу ассоциировались с путешествием Колобка, звери, с которыми он встречался, — с элементарным отсчетом времени (утро, полдень, вечер и ночь).
В момент распада первобытного строя мифологическое мышление утратило свою силу: люди больше узнают мир, происходит первоначальное накопление практических знаний о мире, формируется научное познание.
Поэтому сказки теряют свою магическую природу и начинают восприниматься, как художественные произведения, предназначение которых — развлекать и поучать. Этот подход дал жизнь традиции рассказывать сказки детям для забавы или в назидание.
Развитие сказки на этой стадии не остановилось. Жанровые разновидности сказок пополнялись в процессе развития общества. Даже в современном мире взрослые люди с наслаждением окунаются в мир сказок, хотя большинство сказочных сюжетов теперь представлены в романах и повестях, художественных фильмах и комиксах.
Цели занятия
Воспитательные
—
формировать у детей умение внимательно
слушать рассказ
взрослого, соблюдать правила коллективной
игры; вырабатывать учебные навыки
(отвечать на вопросы взрослого, слушать
ответы других детей, не перебивать
говорящего).
Обучающие
—
совершенствовать общую моторику;
закрепить знания детей на тему «Откуда
хлеб пришел»; закрепить обобщающее
понятие «животные»; познакомить
детей с новыми словами: «рожь», «колосья»,
«зерно», «сноп», «серп»,
«кувшин», «жать»; ввести в активный
словарь детей предлоги «за», «перед»;
наречия «впереди», «сзади», «слева»,
«справа».
Развивающие
—
тренировать у детей слуховое и зрительное
внимание, умение
отгадывать загадки, способность осмыслять
события сказки. Оснащение:
Оснащение:
фигурки персонажей сказки — баба, лиса
(см. вклейку, рис. 5, 6);
предметные картинки -кувшин, серп,
сноп (см. вклейку, рис. 7-9);
декорации: поле, река (см. вклейку);
демонстрационный рисунок «Где кувшин?»
(рис. 11, с. 36).
Лиса и кувшин – 2 вариант сказки
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком.Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко!
Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
О сказке
Русская народная сказка «Лиса и кувшин»
Сказка – это самый известный среди жанров устного народного творчества. Именно эта разновидность фольклора занимает центральное место в детском чтении. Начиная с младенческих лет, когда первые сказки читает малышу его мама, сказка становится верным спутником ребенка, дает ответы на многие вопросы, советует и подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, предлагает решение многих проблем. Занимательный и забавный сюжет сказки волнует воображение маленького читателя, развивает фантазию и творческие способности.
Традиционно самыми подходящими для ребенка считаются сказки о животных, они небольшие по объему, очень динамичны и содержат в себе много диалогов. Диалогичность сказки делает ее похожей на игру и дает возможность ребенку вместе с родителем разыграть целое театрализованное исполнение. В этих сказках часто встречаются зарифмованные строчки, которые малыш легко может запомнить и воспроизвести.
Смешные и забавные истории о ситуациях, в которые попадают звери, дают ребенку возможность в ненавязчивой манере получить самые первые представления о морали. Каждое животное олицетворяет какое-либо из человеческих достоинств или пороков. При этом персонаж имеет четкую характеристику, переходящую из одной сказки в другую. Все животные поделены на отрицательных и положительных, чтобы ребенку, который является главным адресатом русской народной сказки, было легче ориентироваться в нравственных категориях добра и зла. С этой целью сказочная картина мира поделена на два полюса, на одной стороне читатель наблюдает все то, что заслуживает восхищения, на другой – порицания.
Помимо прочего фольклорные сказки о животных позволяют ребенку приобщиться к миру родной природы, познакомится с повадками зверей, узнать о их внешних характеристиках, среде обитания, научиться вести себя правильно при встрече с животными.
Главным и, по сути, единственным действующим лицом русской народной сказки «Лиса и кувшин», как и многих других русских народных сказок о животных, является лисица. Увидев однажды, что баба, которая вышла на жатву, оставила за кустом кувшин с молоком, плутовка-лиса решила им полакомиться. Она прокралась к кувшину, вылакала молоко из него и хотела было высунуть голову, но не смогла – голова накрепко застряла в кувшине. Лиса в попытке освободиться даже попыталась уговорить кувшин отпустить ее, она обращается к кувшину как к живому существу. Но и эта попытка потерпела поражение. Тогда лиса вздумала утопить кувшин в реке, но утонула вместе с ним и сама.
История, представленная в сказке «Лиса и кувшин» поучительна. Ребенок, который знакомится с этим рассказом, поймет, что поступок лисы достоин порицания и наказание, которое она получила вполне закономерно.
Читайте сказку «Лиса и кувшин» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации. Делитесь этим занимательным сюжетом со своими родными и друзьями.
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.
Ходит лиса, головой мотает и говорит:
— Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!
Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.
Рассердилась лиса:
— Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
К
одному мужику повадилась лиса ходить кур красть. Мужик и повесил кувшин. Ветер в кувшин дует, а он гудит:
— Бу-бу-у, бу-бу-у!
Приходит лиса и слушает, что такое гудит; увидела кувшин, схватила его и надела себе на шею:
— Погоди, кувшинище-дурачище, я тебя,- говорит,- утоплю!
И понесла кувшин в прорубь, стала его топить. А кувшин захлебнулся водою: бурк-бурк-бурк-бурк и тянет лису с собою на дно. Лиса просит:
— Кувшин, кувшин, не топи меня, я не буду, это я тебя только так постращала!
А кувшинище-дурачище не слушается, все тянет на дно.
И утопил лису.
Ход занятия
1.Организационный
момент. Скажите детям: «Встанем на лужок,
сделаем кружок».
(Дети вместе с педагогом встают в круг.)
Спросите у детей, каких диких
животных наших лесов они знают. Дети по
очереди называют животных и садятся
на стульчики, расставленные полукругом
около стола.
2. Знакомство
со сказкой. Скажите детям, что сегодня
они услышат старин
ную
русскую народную сказку про одно из
животных русского леса. А про какое,
им
придется отгадать. Прочитайте детям
загадку:
За
деревьями, кустами Промелькнуло,
будто пламя, Промелькнуло,
пробежало — Нет
ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
Когда
дети назовут животное, сообщите малышам
название сказки, которую они сейчас
услышат: «Лиса и кувшин». Прочитайте
или расскажите детям сказку
«Лиса и кувшин», одновременно выставляя
декорации и фигурки персонажей.
3. Подумай
и ответь. Задайте детям вопросы по
содержанию сказки.
Кто пришел в поле?
(Баба.)
Что
делала баба в поле? (Жала рожь. Это значит
серпом срезала хлебные колосья.
Серп — это большой закругленный нож,
специально для такой работы. Срезанные
колосья баба связывала в снопы и ставила
их на поле. В те далекие времена,
когда была придумана эта сказка, еще не
было ни тракторов, ни комбайнов,
и людям в поле все приходилось делать
своими руками.)
Что, кроме серпа, принесла баба в поле?
(Кувшин.)
Что было в кувшине? (Молоко.)
Для чего
баба взяла в поле молоко? (Чтобы потом,
когда сядет отдохнуть, попить
молока.)
Куда баба поставила кувшин? (За снопы.)
Кто нашел кувшин? (Лиса.)
Что сделала лиса? (Вылакала молоко.)
Как лиса достала молоко из кувшина?
(Всунула в кувшин голову.)
Что потом случилось с лисой? (Голова
застряла в кувшине.)
Что лиса говорила кувшину? («Отпусти
меня. Пошутил — и будет».)
Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин
лису? (Нет.)
Кто
виноват в том, что у лисы застряла голова:
кувшин или сама лиса? (Лиса.)
Что лиса стала делать? (Стала топить
кувшин.)
Утонул ли кувшин? (Да.)
А лиса? (Да.)
Удалось ли лисе перехитрить кувшин?
(Нет.)
4.
Сказочные загадки. Положите на столе
перед детьми картинки с изображениями
серпа, колоса и снопа. Загадайте загадки.
Предложите детям слушать внимательно
и показывать отгадки.
Месяц-молодец
Днем
в поле блестел, А к ночи на небо взлетел.
(Серп)
На
соломинке дом, Сто
зернышек в нем. (Хлебный
колос)
Среди
поля встанет В
соломенном кафтане. Подпоясан
не поясом, А хлебным колосом.
5.Подвижная
игра «Сноп и колос». Предложите детям
выйти на лужок и самостоятельно
сделать кружок. Скажите, что сейчас они
будут изображать поле с
хлебными колосьями.
Для
этого надо встать на цыпочки и поднять
руки вверх. Затем предложите детям
показать сноп — много колосьев, собранных
вместе. Для этого малышам надо
взяться за руки, подойти к центру круга,
как можно ближе друг к другу, и
поднять сцепленные руки вверх.
Когда
движения будут разучены, объясните
детям правила подвижной игры: по команде
«колосья» малыши должны расходиться
из центра круга, держась за руки
и двигаясь спиной вперед, до тех пор
пока не встанут по большому кругу. Тогда
каждому ребенку надо подняться на
цыпочки, вытянуть руки вверх и изобразить
колосок. По команде «сноп» дети, взявшись
за руки, должны вновь сходиться
к центру круга и изображать большой
сноп из хлебных колосьев.
Несколько раз смените команды «сноп»
и «колос».
6. Где
кувшин? Покажите детям картинку «Где
кувшин?» (рис. 11, с.3б)и обсудите,
куда баба поставила кувшин. Варианты
ответов: «перед снопом», «за снопом».
Уточните,
что при этом находится впереди, а что
сзади (сноп или кувшин). Найдите
картинки, где кувшин стоит слева от
снопа, а где — справа.
Затем
дайте индивидуальные задания детям:
показать с помощью декорации «сноп»
и атрибута «кувшин» все эти варианты
расположения одного предмета относительно
другого.
7. Подведение итогов занятия. Дайте
положительную оценку работы детей.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема
занятия:
рассказываем
сказку «Лиса и кувшин».
Напечатать
Бытовые сказки
Произведения данного характера, показывают, что ждать чудес не стоит, нужно делать все самим. Только трудолюбивый, справедливый и расчетливый сможет сам всего добиться в жизни. Они показывают присущую жизнь каждого человека. Делают акцент на негативные черты, высмеивают и подают необходимый урок. В данных произведениях главное, не могучая сила, а ум и нравственность. В этих сказках скупых и жадных людей, всегда проучит мудрый и благородный.
К ним принадлежат:
- Каша из топора
- Сказка о попе и о работнике его Балде
- Волшебная дудочка
Какими бы сказки не были, их очень любят дети всех возрастов. Ведь именно они являются уроком в повседневной жизни. Они учатся на ошибках персонажей и подражают главным героям. Сказка важна особенно маленьким детям. Она подсознательно подает уроки в разных ситуациях. Показывает, что защита своего собственного мнения важна. Также отношениям к разным национальностям и расам не должно быть преградой в общении. Правильное обращение к взрослым и пожилым людям. Недаром говорят, что на сказках учатся.
Кто-то выделяет 4 вида сказок, кто-то 3 вида. 5 класс, 2 класс.
Три типа народных сказок
Бытовые. Описывают через какую-то историю жизнь и быт человека. В них есть три подтипа:
- Социально-бытовые. Например, сказка про Шемякин суд или про то, как мужик делил гуся. В них нет высмеивания и нет волшебства, просто какая-то история.
- Сатирико-бытовые. Когда кто-то высмеивается. Сказка про то, как поп нанимал работницу, как раз такая. Там очевидное высмеивание попа. Мне особенно нравится последний фрагмент, когда поп говорит работнице о деньгах: «Деньги платить буду. Каждый год по рублю! Сама подумай. Сто годов — сто рублев. Богатейкой станешь!».
- Волшебно-бытовые. В них есть что-то волшебное. Пример – сказка про Морозко.
Волшебные. Отличаются от бытовых тем, что в них есть волшебные герои: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Или в них происходят какие-то волшебные события, например, лягушка вдруг превращается в царевну. Мы читаем и понимаем, что так на самом деле не может быть. Два типа:
- Героические. Когда есть герой, совершающий подвиг. Например, в сказке про молодильные яблоки надо достать эти самые яблоки и вернуться целым и невредимым.
- Сказки о героях, которые обладали необычными способностями. Пример – сказка про Марью-искусницу.
О животных. Есть сказки про обычных животных, например, про лису, которая выгнала зайца из избы. И есть про необычных (волшебных) животных, например, сказка Ершова про конька-горбунка.