Краткое содержание произведения
Народные сказки — это наилучший способ рассказать малолетним детям о традициях предков.
Характеристика персонажей произведения:
- Лисица — лукавая плутовка, коварная обманщица.
- Тетерев — благоразумный, осмотрительный лесной житель.
Встреча в лесу
Как говорится в кратком содержании, Лиса с Тетеревом случайно сталкиваются, но понятно, что они старые знакомые. Лисица прогуливалась по лесным тропам и заметила на одном из деревьев Тетерева. Завязался разговор. Лисица всяческий льстит дикой птице, стараясь расположить к себе. Тетерев насторожился и отказался реагировать на провокации.
Обман раскрыт
Терентий отказался спуститься на землю. Герой упомянул о лае собак, которые, по его мнению, приближаются к действующим лицам сказки. Должно быть, собаки в скором времени появятся возле Тетерева и Лисицы.
Птица с высокого дерева просит вспомнить, что это, конечно же, безопасно, так как со слов рыжей плутовки действует недавно принятый закон о мирном сосуществовании всех зверей. Лиса тут же запаниковала.
Лисица предположила, что псы могли упустить изучение этого закона, и проворно пустилась бежать. Наиболее комичный эпизод — это сцена упоминания собак. Лиса испугалась и, сославшись на непросвещенность псов, убежала, только ее и видели.
2.3.Сказочные черты характера Лисы.
Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»).
Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лисица—масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул ее, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» — и тронул лошадь с места, сам пошел впереди. Лисица повыбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была не мертвая, да уже поздно. Делать-то нечего.
Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.
В сказка часто изображается торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивыми героями. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов.
Много проделок и проказ на памяти у
Лиса — притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.
4 стр., 1560 слов
Сочинение по сказке волк на елке
… что-то посильнее волков» Итак, проблемы: › Основная- мира; › Другие: › 1. … убегает от волка , что составляет основное содержание его жизни и смысл( остаться целым) Остановить этот бег по кругу заставляет елка( красота). Очарованный красотой понял, что «есть на свете …
ПЛУТИШКА КОТ
I
Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит.
Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко, идёт да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козёл да баран:
— Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь? Отвечает им Вася:
— Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да ещё и удавку на меня припасала.
— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козёл да баран.
— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.
— Поделом вору и мука, — говорит козёл, — не воруй сметаны!
А кот опять плачет:
— Била меня баба, била; била — приговаривала: придёт ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придётся козла да барана резать. Заревели тут козёл да баран:
— Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть, — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.
II
Долго бежали кот, козёл да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; приустали и порешили заночевать на скошенном лугу; а, на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была тёмная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал берёсты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козёл с бараном, искры из глаз посыпались: берёсточка так и запылала.
— Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажёг целый стог сена.
Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость — мужичок-серячок, Михайло Потапыч Топтыгин.
— Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
— Добро пожаловать, мужичок-серячок! — говорит котик. — Откуда идёшь?
— Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчёлок проведать, подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.
III
Вот стали они все вместе ночку коротать: козёл да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился. Заснул медведь; козёл да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит.
И видит он: идут семь волков серых, а один — белый. И прямо к огню.
— Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. — Давай-ка силу пробовать. Заблеяли тут со страху козёл да баран; а котишка, серый лобишка, повёл такую речь:
— Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать. Аль не видишь его бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу снимает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился, да как хватит на каждую лапу по волку, так и запели они Лазаря. Еле живы выбрались волки из-под стога и, поджав хвосты, — давай бог ноги!
Козёл же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорее домой:
— Полно, говорят, без пути таскаться, ещё не такую беду наживём.
А старик и старушка были рады-радёхоньки, что козёл с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку ещё за плутни и выдрали.
2.4. Лиса в жанрах устного народного творчества.
Лиса — это воплощение хитрости и изворотливости.
Эти особенности отношения к лисам хорошо проявляются в народном творчестве — загадках, сказках, пословицах и поговорках о лисах. Наблюдательный народ очень хорошо передал эти особенности в устном и письменном творчестве. Некоторые из малых литературных форм о лисах мы попытались собрать, это: загадки, пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки про лису:
-
Лиса все хвостом прикроет.
-
Лисица от дождя и под бороной схоронится.
3 стр., 1006 слов
Сочинение про лису 2 класс литературное чтение
… ведь я познакомился с лисой. 2, 3, 4, 5, 6 класс ` Про лису Популярные сочинения Когда мы говорим об Александре … хвост, шерстка рыжая на спине и белая на брюшке и кончике хвоста, острые зубы. Она медленно, тихо и целенаправленно надвигалась к зайцу, пока тот обедал травкой. Про лис … я тоже много читал. Эти животные очень хитры и умны. Во всех наших сказках образ лисы показывают …
-
Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.
-
Старая лиса дважды поймать себя не дает.
-
Лиса сытнее волка живет.
-
Лиса в свидетели выставила свой хвост.
-
Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела.
-
Хитра лиса, но еще хитрее кто ее ловит.
-
Лиса семерых волков проведет.
-
Каждая лиса о своем хвосте заботится.
-
Старая лиса от молодых собак отгрызается.
-
Спит лиса, а во сне кур щиплет.
-
У доброй лисы по три отнорка.
-
Близ норы лиса на промысел не ходит.
-
Хитра, как Лиса Патрикеевна.
-
Лиса врет, на свой хвост шлет, да оба изверились.
-
Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.
-
Лиса и во сне кур считает.
-
Лиса кур не оборонит.
-
Лиса придет — и курица раскудахчется.
-
Лиса своего хвоста не замарает.
-
Лиса хитростью берет.
-
Лисанька-лиса! Шуба хороша, да повадочка плоха!
-
Лисий хвост, да волчий рот.
-
Лисица всегда свой хвост прячет.
Краткая характеристика героев
Герои сказки немногочисленны. Это:
Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.
Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.
Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.
Сюжет
Однажды Лиса увидела Тетерева, который сидел на дереве, и подошла к нему поздороваться. Она ласково называла его своим дружочком, и хвалила его голосочек. Тетерев поблагодарил, но хитрая Лиса сделала вид, что ничего не услышала. Она попросила Тетерева опуститься на землю, погулять на травке, да пообщаться с ней нормально – с дерева ей ничего не было слышно.
Тетерев признался, что боится опускаться на землю. Все птицы знают, как это для них опасно – на земле они могут стать легкой добычей разных хищников. Лиса притворно удивилась, неужто дружок ее так сильно испугался? Тетерев ответил, что опасается если не ее, так других зверей.
Коварная Лиса сказала, что недавно был объявлен указ, чтобы звери не обижали друг друга, и между ними царили мир и полное согласие. Тетерев согласился с тем, что этой очень хороший указ. Вдалеке он увидел бегущих собак, но теперь Лисе нечего их бояться – все звери живут в мире. Однако Лисица, услышав про собак, навострила уши и собралась убегать. Тетерев напомнил ей про указ, но плутовка сказал, что собаки, скорее всего, ничего о нем не слышали, и проворно убежала.
Текст сказки.
«Лисёнок Гоша».
Жил в одном лесу маленький лисёнок Гоша вместе со своей мамой Лисой. Гоша был очень веселый, добрый и любознательный лисёнок, а
самое главное, он не умел хитрить и обманывать.
В одно прекрасное утро лисёнок Гоша проснулся очень рано. Он выбежал на улицу и побежал к речке.
— Ой, сколько здесь рыбки! – обрадовался Гоша. Но ему вовсе не хотелось их есть. Ему хотелось с ними поиграть! Рыбки плескались и брызгали на его мордочку. Это очень забавляло лисенка. Поиграв с рыбками, лисенок Гоша отправился дальше.
Возле старой березы увидел он белочку. Она собирала грибы, готовила запасы на зиму.
-Привет! – радостно крикнул ей Гоша. Но белочка не отвечала. Тогда он решил помочь ей. Но как только Гоша сорвал несколько грибов, Белочка закричала:
— Не смей воровать мои грибы!
Гоша положил грибы в корзинку к Белочке и зашагал дальше.
Лисенок немного расстроился, что не смог подружиться с Белочкой. Ему стало очень грустно. Он сел на пенек и хотел заплакать. Как вдруг красивая Бабочка села на нос лисенку. Гоша очень обрадовался и побежал за ней по лесу. Он так весело играл с Бабочкой, что не заметил, как наступил вечер.
Гоша немного устал, играя с Бабочкой и сел отдохнуть в небольшом овраге. Тёплый ветерок приятно обдувал его. Лисёнок ловил каждый лесной звук, доносящийся до него, с жадностью вдыхал запахи цветов и травы. Он даже закрыл глаза от удовольствия!
«Как здорово!» — подумал он.
Вдруг в кустах послышались шорохи.
— «Кто здесь?» — неуверенно спросил Гоша. Но
ему никто не отвечал. Шорохи затихли не на
долго и послышались опять.
— «Я всё равно тебя не боюсь!» — громче сказал
лисёнок.
— Привет, дружище! – послышалось из кустов.
— Кто это? – испугано ответил Гоша.
17 стр., 8180 слов
Маленькая сказка про город грибов. Сказка про грибы для детей …
… историю. Несколько советов, которые помогут вам в сочинении сказки вместе с ребенком: Если вы пишете вместе с ребенком, постарайтесь понять, что сказка про грибы для 1 класса — не всегда легкая задача. … очень устали, а малыш олененок даже есть захотел. Вот подошёл оленёнок к грибу и стал его есть. Мухомор был очень удивлен, а потом и …
— Это я, енот Тишка! Что ты здесь делаешь совсем один?
— Я так хорошо играл с Бабочкой, что заблудился, а она куда-то улетела.
— Пойдём ко мне в гости, я угощу тебя малиной.
Гоша очень обрадовался и весело зашагал в гости к еноту Тишке.
Лисёнок Гоша и енот Тишка так подружились, что все дни проводили вместе. Они ходили на реку, играли в салочки, собирали грибы, ягоды. Им было так хорошо и весело вместе!
Но вот наступила осень. Лес начал потихоньку пустеть. Гоша вспомнил про родной дом, маму Лису, и ему так захотелось к ней!
Простившись со своим другом Тишкой, лисёнок Гоша отправился домой.
Долгим оказался путь в родные места. Шёл лис через овраги и болота, поля и реки. В воздухе уже кружились снежинки, а он все шёл и шёл…
Добрался Гоша до своей норы только зимой. Вышла его встречать мама Лиса.
— Ой! – воскликнула она, — «Ведь это уже не лисёнок Гоша, а настоящий лис Георгий!»
Утренние лучи
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! — полетела собирать медок с душистых цветов. Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
3. Сочинение сказки о лисе.
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Прежде чем начать сочинять сказку, необходимо составить поэтапный план работы:
-
Определяю, какой будет сказка. (Сказка о животных)
-
Вспоминаем её признаки.
-
Придумываем главных героев сказки.
-
Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.
-
Этапы построения сказки.
-
Записываем её.
-
Придумываем конец сказки. Не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.
-
Придумываем иллюстрации к сказке.
-
Оформить сказку в виде книги с иллюстрациями.
Виды сказок :
-
Волшебные
-
Бытовые
-
О животных
2 стр., 705 слов
Проект «Сказка про Лису» (литературное )
… к Козе зашли. Попросила Лиса у неё капусты да морковки. А Коза … и поверил! Вошла Лиса в избу, забрала зайчонка и пошла домой . А сорока тем временем уже многим новость про Лису рассказала. По дороге домой Лиса с Зайчонком … Как во всех сказках она была красивой, умной, хитрой и ловкой. Но была она одна – …
В моей сказке главным героем будет лиса, поэтому это будет сказка о животных. Ведь в сказках о животных, действующими лицами являются сами животные. Они говорят, рассуждают и ведут себя, как люди.
Обычно, сказки начинаются с такого вступления:
«В некотором царстве, в некотором государстве…..»
«Жили-были…………..»
«За тридевять земель, в тридевятом царстве…….»
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ русской народной сказки „Лиса и козел“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Коза, козлята. Литература, сказки, стихи для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Лиса и козел», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
— учить детей содержательно и выразительно пересказывать сказку.
— развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, — умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ.
— воспитывать любовь к русским народным сказкам;
Словарная работа:
— знакомство с новыми словами: зазевалась, выскочить, бранится, на силу отыскали, коли хочешь.
— знакомство с новым выражением: воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить — не выскочишь.
Индивидуальная работа:
— спросить значение слов зазевалась, выскочить, на силу отыскал, коли хочешь у Василисы, Насти Т. Артём Б.
— спросить пересказ сказки у Ульяны, Василисы, Артём Б., София К., Настя Т., Настя Б.
Оборудование:
Иллюстрации к сказке «Лиса и козёл».
Книжка с русской народной сказкой «Лиса и козёл»
Магнитная доска. Книги с русскими народными сказками. Волшебный сундучок. Указка.
Предшествующая работа воспитателя:
— чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и тетерев», «Серая шейка» и т. д.
— рассматривание колодца, беседа «Для какой цели он нужен человеку и как им пользоваться».
ДЯТЕЛ
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши:
— Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает.
— Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает.
Анализ произведения
В сказке описана ситуация, когда необходимо иметь свою голову на плечах, не доверять обманщикам. Тогда у них ничего не выйдет.
Краткое содержание
Как-то Лиса встретила Тетерева, сидящего на дереве. Она подошла к нему, чтобы поприветствовать, начала подлизываться к нему: разговаривал ласковым голосом, хвалила его пение. Птица поблагодарила плутовку, но та сделала вид, будто ничего не слышала. Лисица попросила Тетерева спуститься и поговорить с ней, так как с высоты она ничего не слышит.
Птица ответила, что боится спускаться к ней, так как знает об опасности. Ведь она с легкостью может стать добычей хищников. Лисица притворилась, что удивлена, разве ее можно бояться. На это Тетерев ответил, что побаивается не только ее, но и других зверей.
Хитрая Лиса придумала, как обмануть птицу, сообщила ей, что недавно издали указ, в котором животным нельзя причинять друг другу вред, наоборот, между ними должны быть мир и согласие. Тетерев признал, что это прекрасный указ, но решил избавиться от хищницы и придумал, как это сделать. Он сказал лисице, что с дерева увидел приближающихся псов, но ведь ей теперь нечего бояться — все животные живут в мире. Только когда коварная Лиса услышала об этом, хотела бежать. Тетерев напомнил ей об указе, но та сказала, что собаки, вероятно, ничего не слышали. После этого плутовка убежала.
По этому содержанию можно составить краткий план пересказа:
- Встреча в лесу.
- Плутовка просит птицу спуститься с дерева.
- Тетерев опасается хищников.
- Мирный указ.
- Появление псов.
- Лиса сбегает.
Действующие лица и основная мысль
В произведении описываются основные и второстепенные действующие лица. Характеристика одних персонажей подчеркивает качества других. Среди них выделяют следующих главных героев:
- Тетерев — разумная, осторожная, рассудительная и спокойная птица. Он не поверил плутовке, тем самым спас себе жизнь.
- Лиса — коварная, хитрая, умная обманщица. Она хотела выманить Тетерева и съесть его.
Сказка «Лиса и Тетерев» учит, что человеку следует помнить, что после каждого поступка будет его следствие, поэтому стоит ответственно принимать решения, все обдумывать наперед. Нужно также быть сообразительным, чтобы вывести на чистую воду даже самого ловкого обманщика.
К этой сказке прекрасно подходят следующие пословицы:
- Доверяй, но проверяй.
- Хитри, да хвост береги.
- На всякого хитреца найдется свой хитрец.
Русская сказка
О сказке
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Сказка об удивительной дружбе лисы и журавля – один из примеров сказочного фольклора, где воспитательное начало выявлено наиболее ярко и имеет первостепенное значение. Знакомое многим крылатое выражение «Как аукнется, так и откликнется» взято именно из этого произведения. В этой сентенции заключен весь смысл текста: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Краткое содержание сказки
Русская народная сказка «Лиса и журавль» состоит из двух частей, в центре каждой присутствует одно событие. В первой части лиса приглашает в гости своего друга журавля и кормит его манной кашей из плоской тарелки. Очевидно, что журавлю с его длинным клювом не удается полакомиться угощением. Во второй части сказки использовано зеркальное отражение событий — лиса идет в гости к журавлю с ответным визитом. Журавль, не желая уступать плутовке-лисе, приготовил обед ей под стать: окрошку в кувшине с узким горлышком. У лисы, как она ни старалась, так же не было возможности отведать блюдо и ушла она «не солоно хлебавши». На этом дружба героев и закончилась.
Характеристика персонажей
Любопытно, что в этой сказке отсутствует такое привычное и удобное деление героев на положительных и отрицательных. Действующие лица – лиса и журавль в одинаковой степени проявляют не самые лучшие стороны. У читателя нет повода обвинить лису в хитрости и коварстве, ведь она первая пригласила в гости журавля. Единственное, что создает перевес не в пользу лисицы – это тот факт, что она не поблагодарила журавля за «гостеприимство». Тогда как журавль, даже оставшись голодным, произносит слова благодарности. Тем не менее, оба героя демонстрируют однотипное поведение и заслуживают одинакового отношения со стороны читателя.
В сказке про лису и журавля много юмора, начиная уже с выбора персонажей, который вызывает удивление: совершенно не похожие друг на друга хищный зверь и птица. Однако такой выбор не случаен, на этом различии построен основной конфликт и мораль сказки. Именно отсутствие понимания индивидуальности и особенностей другого становится причиной разногласий героев. В сказке нет прямого указания, что лиса выбрала посуду и угощение из злого умысла. Возможно, она искренне хотела накормить гостя, но сделала все, исходя только из своих предпочтений, без учета возможностей журавля. В то время как настоящая дружба основана на умении встать в позицию другого, взаимопонимании и компромиссах. Реакция журавля вполне понятна, он, так же как и лиса, не стремиться угодить гостье, а делает все только для собственного удобства. В сказке нет прямого указания на причины такого поведения журавля: пытается ли он отомстить лисе и проучить ее или просто совершает эгоистичный поступок без всякого злого умысла. Сказка оставляет читателю возможность самостоятельно трактовать поступки персонажей и делать собственные выводы из прочитанного. Но как бы не истолковали слушатели поведение героев, мораль сказки останется неизменной: судить другого по себе не стоит.
Читайте русскую народную сказку «Лиса и журавль» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки; мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка… да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.
Другие русские сказки про животных
-
Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей и избавиться от волка. Волк и семеро козлят читать Жила-была коза с козлятами. …
-
Сказка о том, как дедушка смастерил для внучки бычка из соломы, а тот взял и ожил! Обрадовалась внучка Танюшка, повела пастись бычка. А бычок липкий был от смолы, к нему все звери то и прилипли. …
-
Сказка о том, как хитрая лиса выкрала петуха из дома и унесла к себе в нору. Но верные друзья кот и дрозд спасли наивного петушка из хищных лап… (в пересказе А.Н. Толстого) Петушок золотой гребешок …
-
Короткая сказка о том, как баран напугал серых волков… Храбрый баран читать Пошли козёл и баран в глухой лес травы пощипать, погулять на приволье. Ходили, ходили-заблудились в тёмном лесу. Зашли в глухую чащобу, смотрят: волки под …
-
Терем-теремок — Сутеев В.Г.
Сказка написана по народным мотивам на всем известный сюжет. Сказка учит помогать другим, быть добрым и справлять свои ошибки… Терем-теремок читать Летала Муха по лесу, устала, присела на веточку отдохнуть и вдруг увидела: среди леса …
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию „Беседа по сказке К, Ушинского „Лиса и козёл“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Ушинский К.Д.
- «Лиса и козел», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
2. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
4. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки; учить оценивать поступки героев сказки.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Словарная работа: зазеваться на ворон.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня мы знакомимся со сказкой К. Ушинского «Лиса и козёл». Сказка совсем маленькая по объёму, но очень поучительная по содержанию, совсем как в знакомой для вас фразе:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Напомню, что мы уже говорили, что в словах «Сказка ложь, да в ней намёк» заключён скрытый смысл, который означает то, что любая сказка – это вымысел, то есть ложь. А в словах «Добрым молодцам урок» есть поучительный момент, потому что каждая сказка всегда чему- то учит своего читателя или слушателя.
Давайте познакомимся со сказкой и решим, чему же научит нас она.
2. Чтение сказки К. Ушинского «Лиса и козел».
Бежала лиса, на ворон зазевалась, — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:
— Что ты там, лисонька, поделываешь?
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.
— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лису не задавил, а она ему:
— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
3. Беседа по содержанию сказки.
— Назовите героев сказки «Лиса и козёл» (Ответы детей: лиса и козёл).
— Какой обычно изображают лису в сказках? (Ответы детей: хитрой).
— Какой мы видим лису в этой сказке? (Ответы детей: как всегда, лиса хитрая обманщица).
— Что скажете о козле? (Ответы детей: доверчивый, потому что поверил лисе, что спасается она в колодце от жары, и глупый, не подумал, как будет вылезать из колодца).
— Вспомните, как лиса попала в колодец? (Ответы детей: случайно, зазевалась на ворон).
— Как козёл очутился в колодце? (Ответы детей: прыгнул на приглашение лисы попить в колодце холодной водицы).
— Каким голосом говорила лиса с козлом, когда нахваливала прохладу в колодце и чистую холодную водицу? (Ответы детей: добрым, ласковым, была приветлива).
— Как называла она козла? (Ответы детей: голубчик).
— Как стала она разговаривать с козлом, когда тот прыгнул в колодец? (Ответы детей: грубо, назвала его бородатый дурень).
— Почему её поведение так резко изменилось? (Ответы детей: она думала только о себе, как ей выбраться из колодца, а раз козёл уже в колодце, ей незачем больше притворяться).
— Чем заканчивается сказка? (Ответы детей: лиса выскочила из колодца по спине и рогам козла, а козла нашёл и вытащил хозяин).
— Чему учит эта сказка? (Ответы детей: чтобы не попасть в трудную ситуацию, в жизни надо быть внимательным, не считать ворон, как лиса, и не быть легкомысленным, как козёл, не думая о последствиях своих поступков).
4. Итог.
Надеюсь, что сказка дала вам хороший урок: никогда не идти на поводу
тех, кто даёт не очень полезные советы, не верить хитрецам, прежде чем совершить какой-либо поступок, думать о его последствиях.
Русская народная сказка
«Как лису обманули».
Вот кума лиса пришла на село, украла у одного мужика свинью. Пошла в лес, опалила свинью, взвалила ее на спину и пошла дальше. Идет, а навстречу ей попадается волк. Вот волк сказывает: «Кума лиса, прими в часть!» — «Иди»,- лиса отвечает.
Пошли вдвоем. Навстречу им попадается медведь: «Кума лиса, прими в часть!» — «Ну, иди»,- лиса опять отвечает.
Вот они идут втроем. Шли, шли, сели отдыхать. Кума лиса и сказывает: «Как нам свинину делить?» И запела:
Еще вас не было на свете,
А я уже стара была, дети!
А волк в ответ:
Когда народился свет,
Я тогда был сед!
А медведь как рявкнет:
На мне нет ни одной сединки,
Нет вам свининки!
Взял свинью и пошел. Обманул-таки хитрую лису!
Лиса и журавль
Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: — Покушай, голубчик куманёк, — сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит: — Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: — Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел. — Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.
Ответы по литературному чтению. 2 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.
3 / 5 ( 2 голоса )