Художественные особенности героической былины «добрыня и змей» (стр. 1 из 2)

Добрыня и змей

Краткое содержание — Добрыня и Змей — русская народная сказка

Автор, жанр, год издания, главные герои

Название: “Добрыня и Змей”

Жанр: былина

Тема произведения: богатыри

Число страниц: 8

Главные герои и их характеристика

  1. Добрыня Никитич. Сильный и храбрый русский богатырь.
  2. Змей Горыныч. Чудище иноземное.
  3. Мамелфа Тимофеевна. Мать Добрыни. Мудрая и опытная женщина.
  4. Князь Владимир. Трусливый, жадный.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

На берегу Пучай-реки Добрыня одолел Змея Горыныча и тот обещал не летать на Киевскую землю. Но Змей нарушает свое обещание и Добрыне предстоит еще один смертельный бой со Змеем.

Краткое содержание

  1. Добрыня Никитич решил искупаться в Пучай-реке и тут появился Змей Горыныч.
  2. С помощью греческой шляпы, полной песка, Добрыня повергает Змея, и тот обещает не летать на землю Киевскую.
  3. Змей нарушает свое обещание и уносит племянницу князя Владимира Забаву Путятишну.
  4. Добрыня отправляется к Змею и вызывает его на честный бой.
  5. После долгой битвы Добрыне удается убить Змея, но он чуть не тонет в крови.
  6. От ударов плеточки земля расступается, кровь уходит, а Добрыня освобождает пленников Змея Горыныча.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась находчивость Добрыни Никитича в эпизоде у Пучай-реки. Он остался без оружия, и ему нечем было биться со Змеем. Но Добрыня не растерялся и набрал песку в греческую шляпу. И этой шляпой так отделал Змея Горыныча, что тот попросил пощады.

План произведения для пересказа

  1. Купание в Пучай-реке;
  2. Первый бой со Змеем Горынычем;
  3. Обещание Змея;
  4. Змей нарушает обещание;
  5. Задание князя;
  6. Подарок матери;
  7. Битва со Змеем;
  8. Змеиная кровь;
  9. Освобождение пленников.

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Тот, кто не держит своего слова, не заслуживает пощады и снисхождения.

Чему учит эта книга

Сказка учит любить свою Родину, быть настоящим патриотом. Учит добру и справедливости, учит доводить начатое дело до конца,не бояться врагов и никогда не отступать в битве.

Мне очень понравилась эта героическая былина. Добрыня в ней показан очень смелым, находчивым и сильным богатырем. Он не испугался страшного Змея Горыныча и сумел победить его, причем дважды. Добрыня — настоящий русский богатырь, которым можно гордиться и на которого следует равняться.

Новые слова и выражения

Нож булатный — нож из качественной стали.

Лютый — злой, страшный, жестокий.

Казна — деньги.

Пословицы к произведению

Богатырская рука один раз бьет.

Не родом славен богатырь, а подвигом.

Богатыря узнаешь на поле брани.

Сражение со Змеем Горынычем

В одной из былин упоминается основное занятие Добрыни Никитича в детстве: противостояние змеиному племени. Уже тогда «молоденький Добрынюшко» ездит на коне в поле «малых змеенышей потаптывать». В сказании «Добрыня Никитич и змей» повествуется о главном подвиге богатыря. Перед сражением главный герой отправляется к Печай реке, где обитает Змей Горыныч. Вопреки предостережениям матери, он заходит в речную воду. Как только безоружный Добрыня оказывается на середине реки, появляется Змей. Надвисая в воздухе, Горыныч сыплет дождем и огненными искрами. Отважный герой ныряет в воду и добирается до берега.

Там он вступает в бой со Змеем, в результате которого сокрушает противника. Пав на землю, Горыныч вымаливает пощаду, просит не рубить ему головы. Богатырь решает отпустить побежденного противника. Однако, воспользовавшись добротой Добрыни, коварный Змей пролетает над Киевом, совершая похищение любимой племянницы князя — Забавы Путятишны. Подвиги Добрыни Никитича включают спасение Забавы. По княжескому поручению он направляется в змеиную нору и освобождает девушку.

Собирательство былин

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого. Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве. ————————————————————————————- Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX. Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12. В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12. Читать русские народные сказки

Классификация былин

По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

Добрыня и Змей (былина)

Случилось богатырю молодому, Добрыне Никитичу, в жаркий день возле Пучай-реки в поле гулять. А неподалеку оттуда на горе Сорочинской жила Змея свирепая, жадная. Ненавидела Змея Добрыню за то, что не раз богатырь ее змеёнышей ядовитых топтал, не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Змея к себе на гору в пещеру утаскивала. Много раз уговаривала Добрыню матушка родимая:

— Берегись, дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как безоружный с ней справишься? Помнил Добрыня наказы матушкины. Да очень уж жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся. А Змея тут как тут. Поднялась над рекою, вьется над Добрынею, броситься на него готова. Издевается: — Захочу – Добрыню целиком сожру! Захочу – Добрыню в хоботы возьму! Захочу – Добрыню в плен унесу!

Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он колпак свой в три пуда весом, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у нее хоботы ядовитые. Кинулся к платью своему, выхватил нож булатный. Испугалась, завыла Змея лютая: — Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детенышей не трогай впредь. Поверил ей Добрыня. Согласился. Отпустил Змею на волю. Мигом скрылась, улетела змея лютая. А Добрыня домой пошел. Приходит домой, а Киев-град печален стоит. — Что за горе приключилось? – Добрыня спрашивает. Отвечают ему люди киевские: — Одна была у князя Владимира племянница любимая, Забава дочь Путятична. Пошла она в зеленом саду прогуляться. Пролетала тут над Киевом Змея проклятая. Подхватила, унесла княжну в свою пещеру змеиную!

Идет Добрыня к Владимиру, а там богатыри сидят в горнице, думу думают: как освободить Забаву Путятичну? Кого послать? Все на Добрыню кивают: он, мол, с таким делом лучше всех справится.

Сел Добрынюшка на своего добра коня. Дала ему мать в руки плёточку шелковую: — Как приедешь, дитятко, на гору Сорочинскую, покрепче коня хлещи, чтобы крепко топтал он злых змеёнышей. Помчался Добрыня к пещере змеиной. До пещеры доехал. Начал он тут коня плеткой стегать. Начал конь копытами змеёнышей топтать. А из пещеры навстречу Добрыне вылетает Змея лютая, свирепая. — Это что же ты, Добрыня, делаешь? А не ты ли обещался не топтать больше моих змеёнышей?

Отвечал ей Добрынюшка:

— А не ты ли обещала людей русских не носить к себе? Зачем похитила Забаву Путятичну? Не спущу тебе этого! И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка.

Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников.

— Выходите, — кричит, — люди русские! Убита Змея Добрынею!

Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашел. Садился он на своего добра коня, княжну перед собой посадил. И повез ее в Киев к дядюшке, князю Владимиру.

Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью: Спасибо тебе, Добрынюшка, — один ты из всех богатырей сослужил нам такую службу важную!

И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным.

— КОНЕЦ —

Фильмы, актеры и роли

Добрыня Никитич входит в список главных героев советских мультиков, а также анимационных фильмов, снятых уже в 2000-ых годах. В приключениях вместе с тремя богатырями участвует россыпь персонажей – от киевского князя до возлюбленного его племянницы Елисея. Вот список этих мультфильмов:

  • «Добрыня Никитич» (1965)
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)
  • «Князь Владимир» (2006)
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010)
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012)
  • «Три богатыря. Ход конем» (2015)
  • «Три богатыря и морской царь» (2016)

Голос богатырю подарили актеры Валерий Лекарев, Валерий Соловьев и Дмитрий Назаров.

Георгий Демин в роли Добрыни Никитича

Дебютный выход Добрыни Никитича в кино случился в 1956 году. Режиссер Александр Птушко снял по мотивам древнерусских былин и сказок Александра Пушкина фильм «Илья Муромец». Доспехи славного воина Добрыни надел Георгий Демин. К созданию фильма «Илья Муромец» 1956 года выпуска авторы подошли с размахом. В массовке задействовано 106 тысяч статистов-солдат и 11 тысяч лошадей. Последняя цифра побила рекорды в кинематографе – такое количество животных не использовалось в съемках художественных картин ни до, ни после.

Леонид Куравлев в роли Добрыни Никитича

Следующее обращение к мотивам из эпоса произошло намного позже – в 2005 году Добрыня в лице Леонида Куравлева появился во второй части киноэпопеи «Сага древних булгар» Булата Мансурова, которая носит название «Лествица Владимира Красное Солнышко».

Павел Климов в роли Добрыни Никитича

А еще через шесть лет Андрей Мармонтов представил зрителю картину «Реальная сказка», в которой действия перенесены в современный мир. Здесь нашлось место и фантастическим персонажам – Лешему, Ивану-дураку, Бабе-Яге и, конечно, трем богатырям. Образ Добрыни Никитича воплотил Павел Климов.

Евгений Дятлов в роли Добрыни Никитича

Последний раз на сегодня Добрыня Никитич порадовал зрителей присутствием в искрометной комедийной сказке от «Disney» «Последний богатырь» (2017) режиссера Дмитрия Дьяченко. Главный герой попадает в параллельный мир, где царит волшебство. На пути молодого человека встречаются Баба-Яга (Елена Яковлева), Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко), Чудо-юдо (Александр Семчев) и другие жители сказок. Добрыню Никитича играет Евгений Дятлов. Ему на съемках фильма «Последний богатырь» пришлось помучиться. Актер был вынужден носить костюм, который весил 10 килограммов.

Что такое былина

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления», — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

Сюжет[править]

Князь Киевский случайно узнаёт, что его племянница Забава влюбилась в простого гонца Елисея и намерена сбежать с ним. Недовольный этим князь решает отправить Елисея на задание, а Забаву выдать замуж. Он велит Елисею доставить богатырю Добрыне Никитичу приказ — собрать дань с крымского хана Бекета. К большому неудовольствию Добрыни, в приказе содержится княжеское указание взять в помощники Елисея.

Что же касается князя, то он пытается выдать Забаву замуж, однако ей не нравится ни один из кандидатов. Тем временем Добрыня с боем собирает дань с хана и спасает ранее взятого в плен Елисея. В это время к князю приходит знатный купец Колыван — мастер в азартных играх, который предлагает ему выдать за него Забаву, взамен обещая простить крупный денежный долг на сорок тысяч. Князь нехотя соглашается, и тогда Колыван с помощью одного из своих должников, трёхголового дракона Змея Горыныча, устраивает похищение Забавы и прячет её в своей деревне.

Вернувшись в Киев, Добрыня и Елисей замечают, что князь и его бояре оплакивают пропавшую княжну. Для Добрыни становится шоком, когда он узнаёт, что похититель — Змей Горыныч, потому что последний был его лучшим другом. Однако в ответ на предложение Добрыни отправиться на поиски князь отправляет протагониста в отпуск, но Добрыня и Елисей, ослушавшись приказа, на найденном верблюде едут к Горынычу. Тем временем Колыван объявляет себя спасителем Забавы и решает жениться на ней, однако та отказывает ему. Тогда Колыван отводит Забаву на Кудыкину гору — к своей должнице Бабе-Яге и требует, чтобы та приворожила Забаву.

Добрыня и Елисей же приезжают к Змею Горынычу, и тот заявляет, что не причастен к похищению княжны. Однако той же ночью, испытывая вину перед Добрыней за то, что провёл его, Горыныч решает вернуть Забаву и на верблюде отправляется на поиски Колывана, оставив объяснительную записку. Но Колыван с помощью избушки на курьих ножках одолевает Горыныча и прячет его с Забавой в погребе. Верблюд убегает.

На следующее утро Елисей находит записку и рассказывает о ней Добрыне. Последний сильно разочарован обманом Змея Горыныча, можно сказать, разгневан. Вместе с Елисеем они отправляются на поиски Колывана. Тем временем князь, узнав об отъезде Добрыни, пишет письмо Колывану, и тот просит Бабу-Ягу извести богатыря, однако ни одно из её заклинаний не может сломить крепкий дух Добрыни. Тогда Колыван приказывает хану Бекету, который также был его должником, разделаться с богатырём. Тот берёт в плен Елисея и найденного им верблюда, однако Добрыня спасает их и узнаёт от хана, что Колыван прячется на Кудыкиной горе.

Забава и Змей Горыныч сбегают из избушки, но последний не умеет летать и таким образом начинает тонуть в болоте. Подоспевшие Добрыня с Елисеем спасают его. Тогда Баба-Яга, вызвав тёмную силу, атакует героев. После длительного боя Добрыня одолевает Ягу. Колыван пытается сбежать, но Добрыня ловит его и предлагает решить, что с ним делать. Пока они совещаются, Колыван сбегает, но сам он им не понадобился. Достаточно просто уничтожить все долговые расписки злодея.

Добрыня, Змей Горыныч, Елисей и Забава возвращаются домой. По пути Горыныч, вновь научившийся летать, улетает, а Добрыня, Елисей и Забава возвращаются в Киев. Князь очень рад видеть племянницу, однако всё равно против её брака с Елисеем. Впрочем, Добрыня уговаривает князя изменить решение, после чего Елисей и Забава устраивают пышную свадьбу.

Тайна двух отцов

«Повесть временных лет» определяет происхождение исторического Добрыни однозначно:

Князь Владимир Креститель вообще-то — бастард. Об этом предпочитают не вспоминать, но среди всех своих братьев Владимир был самого низкого происхождения, т.к. его матерью была Малуша — рабыня-ключница, наложница князя Святослава. Исторический Добрыня — ее брат. «Уй» на старославянском — это и есть дядя по матери.

Соответственно, настоящее отчество Добрыни — Малкович. Но почему в былинах он внезапно обрел другого отца — Никиту? Почему у человека с языческим именем отец носит христианское? Более правдоподобный случай — как раз наоборот: сын язычника крестился и поменял имя. Христиане той поры своих детей всегда крестили.

Да, в те времена каждый человек, особенно знатный, обычно имел несколько имен: одно тайное, крестильное, которое знали только он сам и крестивший его священник (это если крещение вообще было), и несколько бытовых имен и прозвищ. Но фишка в том, что Добрыня никогда не упоминается в былинах под каким-нибудь другим именем. В летописях — тоже.

Зато в былинах второй по главенству и силе русский богатырь иногда называет своим отцом некоего Никиту Залешанина (Заолешанина) — не то богатыря, не то воеводу. Порою, чтоб соблюсти инкогнито, Добрыня сам себя именует «детиной Залешаниным» (т.е. сыном этого человека). При этом, вот странность, ни богатыря, ни воеводы с таким именем в русских былинах… Нет!

Но при этом складывается полное впечатление, что собеседники Добрыни прекрасно понимают, о ком речь. Более того — загадочный Никита Залешанин настолько всем известен, что за него однажды выдавал себя сам Илья Муромец!

Обратите внимание: он известен «за глаза». В Киеве его нет, как он выглядит, никто (кроме Добрыни!) не знает. Просто имя на слуху, оно известное, и к нему легко можно примазаться

Просто имя на слуху, оно известное, и к нему легко можно примазаться.

Дети капитана Шмидта, да и только…

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — краткая справка

Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича.Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочие, часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

***

Сюжета героических былин

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю).

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)16. Добрыня и Маринка17. Добрыня и Настасья18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)19. Добрыня и Василий КазимировичПо некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях.Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю).23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем24. Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

***

ХАРАКТЕР ДОБРЫНИ НИКИТИЧА

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью.Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира — Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке.Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде — не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.Былина о Марине — переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это — песнь о добром молодце и реке Смородине. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

Кратко

Происхождение: княжеское или купеческое, РязаньОтец: Никита РомановичМать: Амелфа ТимофеевнаСупруга: Настасья Микулишна

С использованием материалов — http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%E1%F0%FB%ED%FF_%CD%E8%EA%E8%F2%E8%F7

О ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

  О СРАВНЕНИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

III.

Все ночи напролет они шли без устали, а как день наступал, и звезда скрывалась на светлом небе, они отдыхали, до наступления следующей темноты.

Вскоре, миновав крутые горы, вышли богатыри к Калиновому мосту. Небо тут, низко – низко свешивало до земли свои рваные края, так что, в некоторых местах до них можно было рукой достать.

Видят богатыри – стоит на мосту огромный дворец с расписными оконцами, и кручеными лесенками. А вкруг дворца того, озеро чистое, будто зеркало. И ходят по нему лебеди – по одну сторону черные, по другую – белые.

Подошли богатыри ко дворцу тому, а как внутрь попасть не знают. Вдруг, видят из окна девичья головка показалась. Распознали в ней богатыри одну из дочерей Прохоровых. Ту, что Алеше Поповичу больше всех приглянулась.

Позвал ее Алеша. Говорит:
— Девица-красавица, мы вам на подмогу прибыли. Как во дворец попасть?
А она ему отвечает:
— Нету здесь входа. И выхода нету. А только когда прилетает Змей, он в озеро ныряет, и оттуда уже во дворце оказывается.

Осмотрели богатыри озеро со всех сторон. Вода как вода. Лебеди как лебеди. Ничего примечательного. Только дворец как в зеркале отражается. Поразмыслили они тогда и решили – надо нырять.
Помолились усердно, зашли с той сторонки, где белые лебеди плавали и пошли под воду.

Едва только смокнулась над их головами зеркальная пелена, богатыри разом во дворце очутились. Палаты перед ними золоченые, убранство драгоценное. И сидят у окошечка девицы-красавицы, Прохоровы дочери.
Вдруг задрожало все вокруг, потемнело за окнами. Змей летит, из пасти огонь извергает. Богатыри за шторку стали, девицы полы ее расправили, и снова на прежнее место уселись, словно не видали ничего.

Входит Змей Горыныч. Головами по сторонам вертит, ноздри раздувает:
— Чую-чую, чужой дух! – кричит грозным голосом. – Покажись, али сам найду. Хуже будет!
Вышли тогда богатыри из-за шторки. Негоже бравым молодцам от Гадин Подколодных прятаться. И вступились в бой, не на жизнь, а насмерть.

Сюжет былины «Добрыня и Змей»

Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налёты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змеёныши. Ещё не велела она купаться в Пучай-реке.

Сын-богатырь делает все наоборот. Едет в чисто поле, достигает Сорочинской горы, топчет змеёнышей и выручает пленных земляков. После этого он не торопится восвояси. «Богатырское его сердце распотелося».

Не спеша Добрыня подъезжает к Пучай-реке, раздевается и ныряет, приговаривая, что мать была не права: учила, что река свирепая, а она «кротка-смирна, она будто лужа-то дождевая!». В ту же минуту небо заволакивает чёрная туча, раздаются удары, похожие на гром. Это летит разгневанный Змей Горыныч. Он со злорадством обнаруживает богатыря раздетого и безоружного и кричит ему, что теперь Добрыня в его руках.

Добрыня одним взмахом выплывает на берег. Одежда его похищена Змеем, коня нет. Остался лишь один пуховый колпак. Но у богатыря и колпак не прост — «по весу тот колпак; да целых три пуда». И герой запускает им в Змея с такой силой, что сразу отшибает злодею двенадцать хоботов. Чудовище падает на траву.

Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака. Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.

В отчаянии князь Владимир кличет клич, призывая всех богатырей спасти Забаву Путятичну. Багатыри указывают на Добрыню, замечая, что у него есть договор со Змеем. А Алеша Попович говорит, что освободит Князеву племянницу «без драки-кровопролития».

Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжёлый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.

Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белёшенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка — старого, но верного и ещё доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня — долго и очень тщательно:

«Седлал Бурка в сёдлышко черкасское,

Он потнички да клал на потнички,

Он на потнички да клал войлочки,

Клал на войлочки черкасское сёдлышко,

Все подтягивал двенадцать тугих подпругов,

Он тринадцатый клал до ради крепости…»

Матушка вручила сыну шёлковую плётку, наказав, когда змеёныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плёткой. Так оно и случилось. Змеёныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шёлковой плёткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.

В это время из норы выполз Змей и обратился к Добрыне с вопросом, почему вновь прикатил на Сорочинскую гору и супротив уговора потоптал его змеёнышей? Добрыня ответил ему с праведным гневом: «Черт ли тя нёс да через Киев-град!» После этого богатырь предложил сопернику вернуть назад Забаву Путятичну без боя и кровопролития. Однако чудовище бросилось в бой.

Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес:

«Молодой Добрыня сын Никитинич!

Дрался со Змеёй ты трое суточки,

Подерись со Змеем ещё три часа:

Ты побьёшь Змею да ту проклятую!»

Добрыня повинуется. Собрав последние силы, он отчаянно дерётся ещё три часа. Наконец Змей падает обессиленный и издыхает. Из его ран извергается море крови. Добрыня хочет покинуть поле боя, но снова слышит небесный наказ: не уходить просто так, а взять копье и что есть мочи бить им во сыру землю, приговаривая: «расступись-ка, матушка-сыра земля ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную».

Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идёт в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради неё предпринял весь этот опасный поход:

«Для тебя я эдак теперь странствовал,

Ты поедем-ка ко граду ко Киеву,

Ай ко ласковому князю ко Владимиру».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: