Внешний вид Яги
Внешность Бабы-яги безобразна: это уродливая сгорбленная старуха с длинными лохматым волосами, длинными сопливым носом крючком, с одной золотой или костяной ногой. Одета в одну рубаху без пояса. Глаза Бабы-яги горят красными сполохами. У нее костлявые руки, острые железные зубы.
Большую часть времени старуха проводит на печи, ткет холсты и прядет кудель. Она любит загадывать загадки.
У Яги косматые волосы, косы расплетены. В древнеславянской культуре распущенные волосы означали связь с потусторонним миром. Косы расплетались у умершей женщины. Это еще раз подтверждает, что Баба-яга – мертвец. Принадлежность персонажа двум мирам обусловливает ее практически безграничные возможности.
У Бабы-яги нет человеческого зрения, она ничего не видит. Но Яга видит будущее.
Сказка «Болтливая баба»
Болтливая баба
Жили-были муж с женой. Жена была страсть какая болтливая: утаить ничего не могла. Чего только ни услышит, в ту же минуту деревня знает.
Пошел мужик в лес. Стал волчью яму рыть и нашел клад. Сам думает: «Ну как теперь быть? Как только жена про богатство дознается — сразу пойдет по всей округе трезвон, дойдет слух до нашего помещика, и прощайся с деньгами: все отберет».
Думал, думал и придумал. Клад закопал, место приметил и пошел домой. Дошел до реки, осмотрел сеть, а в сети бьется щука. Щуку вынул и дальше пошел.
Осмотрел по дороге капкан, что был на зайца ставлен, а в капкан заяц попал.
Мужик зайца вынул, в капкан щуку сунул. А зайца отнес да в сеть запутал.
Пришел вечером домой.
— Ну, Татьяна, топи печь да напеки блинов побольше.
— А чего так? Зачем на ночь глядя печь топить, кто вечером блины печет? Вот еще выдумал!
— Не спорь, делай, что сказано. Знаешь, я клад нашел, надо ночью деньги домой перенести.
Жена рада — радехонька. Живо печь затопила, стала блины печь.
— Ешь, муженек, покуда горячие. Мужик блин съест, а два да три в котомку; блин съест, а два да три в котомку — незаметно от жены. Жена не управляется печь.
— Что сегодня так разъелся, блинов не напасешься!
— Так ведь путь не близкий, да и денег много, надо поплотнее поужинать.
Набил мужик котомку блинами и говорит:
— Ну, я сыт, ешь сама, да пойдем, надо торопиться. Идут они ночной порой, мужик опередил жену и стал из котомки блины доставать да на сучья вешать. Жена заметила на деревьях блины.
— Ой, гляди-ка, гляди, на сучьях-то ведь блины!
— А что удивительного? Разве ты не видала, как блинная туча прошла впереди нас?
— Нет, не видала, я все под ноги глядела, как бы за коренья не запнуться.
— Зайдем-ка, — мужик зовет, — тут у меня ловушка на зайца поставлена.
Подошли к капкану, мужик вынул щуку.
— Ой, муженек, как это рыбина-то в заячью ловушку попала?
— А ты что, не знаешь, есть такие щуки: и по суше ходят.
— А я и не знала. Коли бы своими глазами не увидела, никому бы не поверила.
Пришли к реке. Жена говорит:
— Где-то тут твоя сеть поставлена, давай поглядим. Вытащили сеть, а в ней заяц. Жена руками всплеснула:
— Ой, батюшки! Чего это сегодня творится? В ячеях-то ведь заяц!
— Ну, чего квохчешь, будто век не видала водяных зайцев, — мужик говорит.
— То-то и есть, что не видала.
В ту пору дошли до места. Мужик выкопал котел, нагреб денег по ноше, и отправились домой.
Дорога пролегала возле барской усадьбы. Только они поравнялись с усадьбой, как слышат: «Ме-ге-ге… че-ге-гее…»- овцы блеют.
— Ой, как страшно! Кто это? — шепчет баба. А мужик ей:
— Бежим скорее, это нашего барина черти давят. Как бы они нас не заметили!
Прибежали домой, насилу отдышались. Спрятал мужик деньги, стали спать ложиться.
— Смотри, Татьяна, никому не сказывай про клад, а то худо будет.
— Ой, что ты, да разве я скажу? На другой день встали поздно. Затопила баба печь, подхватила ведра, пошла по воду.
У колодца соседки спрашивают:
— Чего сегодня так поздно у тебя печь затопилась?
— Ой, не говорите, ночью долго проходила, вот и проспала.
— Да куда ты ночью ходила?
— Муженек-то ведь клад нашел, ночью мы за деньгами и ходили.
В тот же день по всей деревне только и разговору:
«Татьяна с мужем клад нашли, две котомки деньжищ принесли».
К вечеру дошла весть до барина. Приказал он мужику прийти.
— Как ты смел от меня утаить, что клад нашел?
— Знать не знаю и ведать не ведаю ни о каком кладе, — отвечает мужик.
— Не запирайся, — барин кричит, — твоя же баба и рассказала про клад. Мне все известно!
— Так ведь у моей бабы не все дома! Она такого наскажет, чего и век не бывало.
— А вот увидим!
И велел позвать Татьяну.
— Нашел твой муж клад?
— Нашел, нашел!
— Ходили с ним за деньгами ночью?
— Ходили, ходили сей ночью, батюшка барин!
— Вот, видишь, а ты говорил, знать ничего не знаешь про клад. Рассказывай, баба, все, как дело было
— Сперва шли все лесом, а на сучьях-то кругом блины.
— Какие такие блины в лесу?
— Да из блинной-то тучи! Потом оглядели заячью ловушку, а там щука. Щуку вынули и дальше пошли. Дойди до реки, вытащили сеть, а в ячеях-то заяц. Ну и зайца вынули. Недалеко от реки муж клад выкопал. Нагребли денег по котомке и обратно пошли. И как раз в ту пору мимо усадьбы проходили, как твою милость черти-то драли.
Тут барин не стерпел, ногами затопал:
— Вон отсюда, глупая баба!
— Ну вот, — мужик говорит, — видите, что моей бабе верить ни в чем нельзя, я вот так век живу, мучаюсь.
— Верю, верю тебе, ступай домой, — махнул рукой барин.
Пошел мужик домой, стал жить, поживать и до сих пор живет да над барином посмеивается.
Сказка «Болтливая баба», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.
Большой дом из одного кирпичикаБольшой дом из одного кирпичика
Жил я с дедушкой, а батька мой тогда еще не родилс…
Брат и сестраБрат и сестра
Шли проселком брат и сестра, стали подходит к деревне.
Брат говорит…
Происхождение образа Бабы-яги
Баба-яга – древний персонаж, который своими конями уходит в эпоху поклонения женскому предку-тотему. По В. Я. Проппу, можно выделить три образа Бабы-яги:
- Яга-дарительница, которая лежит в тесной избушке;
- Яга-пожирательница;
- Яга-воительница.
Ю. Степанов исследует этимологию слова «яга» и считает, что это понятие относится к праславянскому слову «яга», которое обозначает «кошмар». Сходные по звучанию слова в других славянских языках тоже означают «злые» понятия: «злая баба», «страх», «ужас», «ведьма».
Избушка Бабы-яги располагается в чаще или на опушке дремучего леса, что является свидетельством пограничья двух миров. Такое нахождение персонажа специфично отражается в хронотопе сказки, где дремучий лес – это граница между «нашим» миром, миром живых, и потусторонним миром. Избушка Бабы-яги имеет два входа, то есть она является переходом из одного пространства в другое. А тесноту избушки можно объяснить тем, что это гроб. То есть Баба-яга – мертвец. А портретные специфичные отличительные черты этого персонажа (вросший в потолок нос, костяная нога, черная) отсылают напрямую к образу мертвеца. С обрядом инициации связана и избушка на курьих ножках – именно так выглядели жилища, где проводили время молодые люди во время совершения обряда. После прохождения всех испытаний они перерождались в новом качестве. Возвращение после обряда инициации означало «воскрешение» человека.
В русской народной сказке Баба-яга является своего рода хозяйкой леса и матерью животных. Яга наделяется ярко выраженными женскими, материнскими чертами. А ее атрибуты – пест, ступа, помело, печь – свидетельствуют о сущности хозяйки.
Рассматривая образ Яги, Н.А. Криничная особо подчеркивает наличие у нее женских атрибутов – метлы, кочерги помела, а также ее способность летать. Подобный облик персонажа связан с его архаичной связью с женским началом и его восприятием.
Народная сказка – это отражение мировосприятия народа, его страхов, воззрений, размышлений об окружающем мире. Сказочные персонажи, сюжеты, поведение героев помогают пролить свет на образ жизни людей пошлых эпох, понять смысл верований, обрядов и в целом, картины мира.
В русском фольклоре образ Бабы-яги сложен. В первую очередь, сама Яга является жертвой. Лесной дух, пражертва, ведьма, которая жаждет смерти – Яга требует новых душ для удовлетворения своей жертвенной сущности.
Замечание 1
Однако следует отметить, что нет ни одной известной сказки, в которой Баба-яга жарит детей – она лишь хочет это сделать. На Руси существовал обряд – перепекание больного ребенка. Бабой-ягой называли бабу-повитуху. Она клала ребенка на раскатное заговоренное тесто, заворачивала в него ребенка и запихивала в печь на некоторое время. Затем вытаскивала из печи, разворачивала, тесто отдавала собакам, а ебенок выздоравливал.