Бишка ушинский читательский дневник краткое содержание

 «четыре желания»

Играющие собаки (рассказ)

 Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Конфликт в Смольном институте

В 1859 году Константин Ушинский был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. Он сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься нововведениями: ввел практику проведения педагогических совещаний, создал класс для подготовки будущих воспитательниц, но самое главное – искоренил разделение учениц на мещан и благородных.

Вот только подобное новаторство далеко не всем пришлось по душе. Начальница Смольного института обвинила Ушинского в вольнодумстве, в результате чего он был вынужден покинуть институт и отправиться изучать школьное дело за границу. Константин Дмитриевич побывал во многих странах – Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. Собрав приличный материал, он написал книги «Детский мир» и «Родное слово», а также руководство для учителей и родителей.

Вернувшись в Россию после длительного путешествия, Ушинский принялся работать над своей главной книгой – «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он успел написать два тома, а третий так и остался незаконченным.

Орел и кошка (рассказ)

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Гуси (рассказ)

Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.

Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?

Отец. Нет.

Вася. Кто же кормит диких гусей?

Отец. Они сами отыскивают себе пищу.

Вася. А зимою?

Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые страны, а весною возвращаются снова.

Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые страны?

Отец. Потому, что домашние животные потеряли уже отчасти прежнюю ловкость и силу и чувства у них не так тонки, как у диких.

Вася. Но почему это случилось с ними?

Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Из этого ты видишь, что и люди должны стараться делать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.

Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.

Два козлика (рассказ)

Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.

– Уступи мне дорогу, – сказал один.

– Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошёл на мост.

– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

Детские и юные годы

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 март) 1823 года в Туле, в семье офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 года.

Мать мальчика умерла, когда ему исполнилось двенадцать лет, однако она успела дать сыну хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. После ее смерти Константин был зачислен сразу в третий класс гимназии.

В 1840 году Ушинский, закончив гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета, где преподавали блестящие преподаватели своего времени. Четыре года спустя Константин Ушинский стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался театром и литературой, его искренне волновали проблемы народного образования.

Гадюка (рассказ)

Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.

Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что и змеёй-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и, укушение ужа совершенно безвредно.

Ужей у нас было множество; особенно в кучах соломы, что лежала около гумна: как пригреет солнышко, так они и выползут оттуда; шипят, когда подойдёшь, язык или жало показывают, но ведь не жалом змеи кусают. Даже в кухне под полом водились ужи, и как станут, бывало, дети, сидя на полу, молоко хлебать, так уж и выползает и к чашке голову тянет, а дети его ложкой по лбу.

Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт – раздует её, бедную, как гору.

Один мальчик у нас так и умер от гадюки. Укусила она его около самого плеча, и, прежде чем пришёл Охрим, опухоль перешла с руки на шею и грудь:дитя стало бредить, метаться и через два дня померло. Я в детстве много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придётся встретиться с опасной гадиной.

Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растёт высокая густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу и со всего размаху кидаться в копны и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копён.

Вот так-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша чёрная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей — и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.

Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.

Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили ещё трепещущие куски змеи.

Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где.

Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которой они лечатся от укуса гадюки.

Ход занятия:

— ребята, сегодня я хочу рассказать вам об одном своем верном друге. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте мою загадку:

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

Кто это?

— Конечно, вы все догадались, что это собака. У меня в деревне живёт очень добрый и верный пёс. Зовут его Рекс. Вот его фотография. Когда я приезжаю в деревню, он всегда радуется мне. Рекс охраняет наш дом, это сторожевая собака. А как выдумаете, почему я назвала его сторожевым. (Ответы детей) Верно, потому, что он сторожит дом, Рекс очень хороший сторож. А ещё он очень умный пёс. Такой же умный как герой рассказа Дмитрия Константиновича Ушинского «Бишка».

— Бишка это собака. Хотите узнать о ней? (ответы детей)

— Тогда слушайте внимательно. Вам обязательно понравится этот рассказ и вы сами сможете его рассказать.

Чтение рассказа.

Вопросы по содержанию произведения:

— Ребята, что попросили сделать Бишку?

— как ответила Бишка, когда её попросили прочитать книжку?

— все слова были вам понятны в этом рассказе?

— какое интересное слово вы заметили?

(воспитатель объясняет детям слово «поноска»)

— Ребята, а сейчас я попрошу вас пересказать этот рассказ про Бишку, но сначала ещё раз прочитаю его с помощью картинок – подсказок. Они помогут мне и вам более точно и правильно пересказать рассказ.

Воспитатель читает рассказ с опорой на мнемотаблицу.

— А теперь, кто из вас хочет рассказать рассказ про Бишку?

— Слушая рассказы детей воспитатель отмечает с чем они справились, а что вызвало у них затруднение. Можно предложить детям такое упражнение: «Послушай, какими словами Бишка закончила свой ответ, и повтори за мной».

Если ребёнок затрудняется с пересказом, воспитатель обращает его внимание на схему. — Посмотри, что ещё делает Бишка

— Посмотри, что ещё делает Бишка.

Воспитатель даёт оценку пересказу каждого ребёнка. Подчёркивает точность, последовательность пересказа.

Физкультминутка

Наша-то хозяюшка сметлива была

(идут по кругу)

Всем в избе работу к празднику дала:

Чашечку собачка моет язычком,

(ладони «чашечкой» и «лижут» язычком)

Хрюшка собирает крошки под окном.

(присели и ритмично покачивают головой)

Под столом котище лапою скребёт,

(стоя машут рукой к себе)

Половичку козочка веничком метёт.

(«метут» пол)

После многократного пересказа воспитатель предлагает детям творческую задачу.

— Ребята, представьте, что прочитать книгу попросили Коровушку. Подумайте и расскажите, как бы всё было дальше? а если бы попросили лошадку? и т. п.

Варианты рассказов детей.

— Замечательные истории вы придумали. Теперь вы сможете рассказать их своим мамам и папам. А может быть младшим братишкам или сестрёнкам.

Последние годы жизни

В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Он принял участие в учительском съезде в Крыму, побывал в учебных заведениях Симферополя, охотно общался с учителями и учащимися.

Кроме того, Константин Дмитриевич продолжал много писать. Среди его последних работ – статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.

После трагической гибели старшего сына Ушинский решил переехать жить с семьей в Киев. Но прежде ему необходимо было отправиться на лечение в Крым. По дороге Константин Дмитриевич сильно простудился, и умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе.

Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.

Педагогическая карьера

В 1846 году Ушинский приступил к работе в ярославском Демидовском лицее. Однако молодой преподаватель с либеральными взглядами на учебный процесс не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. В течение последующих полутора лет, что Ушинский искал себе новое место, он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей. Вскоре он переехал в Петербург, где устроился мелким чиновником.

В 1854 году Ушинский поступил на службу в Гатчинский Сиротский институт, где преподавал русскую словесность, а спустя время был назначен инспектором классов. Именно в тот период Константин Дмитриевич стал писать статьи на педагогическую тематику. Его первая работа «О пользе педагогической литературы» имела большой успех, и благодаря ей Ушинский стал постоянно сотрудничать с такими изданиями как «Журнал для воспитания», «Библиотека для чтения», «Современник».

Петушок с семьей (рассказ)

Ходит по двору петушок: на голове — красный гребешок, под носом — красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:

— «Ку-ка-ре-ку!»

В лесу летом (рассказ)

Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои  вырезные  листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.

Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка.

Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?

Медведь и бревно (рассказ)

Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше — бревно мешает.

Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад — и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче — бревно ударило Мишу посильнее. Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад — и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился. Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался. Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы — и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой по произведению К, Д, Ушинского „Бишка“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
  • Ушинский К.Д.
  • Экология, экологическое воспитание, природа
  • Темочки

Воспитатель: Дети, перед вами портрет замечательного педагога и писателя — Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил в прошлом веке, когда было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и писал для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детей. Со многими сказками, которые писатель слушал в детстве и пересказал, вы уже знакомы. Вам знакомы такие сказки:

«Мышка бежала, хвостиком махнула…»

Дети: «Курочка ряба»

Воспитатель: «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку…»

Дети: «Репка»

Воспитатель: Теперь мы с вами познакомимся с другими сказками и рассказами писателя, и в них перед вами откроются маленькие и большие тайны бескрайнего мира, в котором вы только начинаете жить.

Сейчас я прочитаю вам замечательное произведение Константина Дмитриевича Ушинского о домашних животных, которых называют друзьями людей. Отгадайте, о ком идет речь. Я вам прочитаю, а вы внимательно слушайте.

Загадки:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди —

Лучше в дом не заходи.

Не говорит, не поёт,

А кто к хозяину идёт —

Она знать даёт.

(собака)

Воспитатель: Молодцы, угадали. А теперь устраивайтесь поудобней и слушайте рассказ.

Бишка.

«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»

Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

«Не мое, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого».

Воспитатель: Ребята, как называется произведение?

Дети: Бишка

Воспитатель: Кто его написал?

Дети: Константин Ушинский

Воспитатель: Что дали Бишке?

Дети: Книгу

Воспитатель: Кто показал Бишке книгу?

Дети: Девочка

Воспитатель: Как вы считаете, зачем она это сделала?

Дети: Что бы собака почитала

Воспитатель: Нужна ли книга собаке? Почему?

Дети: Нет. Собаки не умеют читать.

Воспитатель: Вам нужна книга?

Дети: Да

Воспитатель: Назовите свои любимые книги?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Ребята посмотрите на картинку. Что делают дети?

Дети: Мальчик смотрит в окно, а девочка читает книгу

Воспитатель: Чем заняты собаки?

Дети: Собаки сидят на траве.

Воспитатель: Какую собаку зовут Бишка? Почему?

Дети: Собаку которая сидит возле девочки зовут Бишка, потому что девочка дает ей почитать книгу

Воспитатель: А теперь ребята представьте, что вы превратились в животных и мы немного поиграем.

Физкультминутка

Мы ходим как козлята

Играем как щенята,

Как лягушата прыг

И как мышата шмыг

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие-то следы. Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

(дети с воспитателем подходят к домику)

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый дом. Подумайте, кто может там жить? Как называется дом для собак? Посмотрите кто живет в этой будке.

(воспитатель достает собаку)

Ребята, посмотрите какая собака, погладьте ее. Давайте сейчас вами поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете по очереди отвечать. Собака какая?

Дети: Большая, красивая, пушистая, добрая

Воспитатель: Какова цвета собака?

Дети: черная с коричневыми пятнышками на лапах

Воспитатель: Какой язычок?

Дети: красный

Воспитатель: Глаза какие?

Дети: Большие, добрые, темные

Воспитатель: Ребята, давайте придумаем кличку нашей собаке.

Дети, а ведь собаку не зря называют другом человека, она очень много помогает людям. Давайте вспомним как собака помогает человеку?

Дети: Дом сторожит, ходит на охоту, ищет людей, помогает милиции.

Воспитатель: Ребята существует много песен о собаках. Сейчас мы с вами послушаем песню о собаке.

(слушание песни)

Воспитатель: А человек платит добром за добро?

Дети: Да

Воспитатель: А как?

Дети: Он ее любит, за ней ухаживает, кормит ее

Воспитатель: Давайте и мы покормим собаку. А чем питается собака?

Дети: мясом, кашей, косточками

Воспитатель: Правильно косточки – это особенное лакомство для собак.

(дети кормят собаку)

Воспитатель: Ребята, каждый ребенок мечтает иметь собаку, но не у каждого есть такая возможность. У кого из вас есть собака? Давайте представим что у каждого из вас есть своя собака и нарисуем ей жилье. Я вас приглашаю за столы.

(дети рисуют)

Воспитатель: Наша собака вас благодарит за такие замечательные рисунки и дарит вам по наклейке с изображением собаки. Теперь у каждого из вас будет по собаке. Давайте поселим их в будки, которые вы нарисовали.

(дети наклеивают наклейки)

Воспитатель: Ребята, сейчас вы оставьте свои рисунки на столе. Пришло время прощаться с нашим новым другом.

(подведение итогов)

Бодливая корова (рассказ)

Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! Может быть, потому и молока у неё было мало.

Помучились с ней и мать,  и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придёт, или в житах очутится, — иди выручай!

Особенно, когда бывал у нее телёнок — удержу нет!  Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то всё откладывал, будто что предчувствовал.

А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову, да махнет, — так и на лошади не догонишь.

Вот раз летом прибежала она от пастуха, еще задолго до вечера: было у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре — девочке эдак лет двенадцати:

— Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку пасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко, что им без толку стоять.

Взяла Феня хворостину, погнала и теля, и корову; пригнала на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести из васильков, что по дороге во ржи нарвала; плетёт и песенку поёт.

Слышит Феня, что-то в лозняке зашуршало, а речка-то с обоих берегов густым лозняком обросла.

Глядит Феня что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака Серко. Известно, волк на собаку совсем похож, только шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая, и глаза блестят; но Феня волка никогда вблизи не видала.

Стала уже Феня собаку манить:

— Серко, Серко! — как смотрит — телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать; телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревёт, передними копытами землю роет, рога-то прямо волку наставила.

Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет — голосу нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил — с первого раза, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмешь, и стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться, или теля отхватить, — только куда не кинется, везде рога ему навстречу.

Феня все ещё не догадывается, в чём дело, хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву.

Стала тут девочка кричать, на помощь звать… Наш казак пахал тут на взгорке, услышал, что и корова-то ревёт, и девочка кричит, кинул соху и прибежал на крик.

Видит казак, что делается, да не смеет с голыми руками на волка сунуться — такой он был большой да остервенелый; стал казак сына кликать, что пахал тут же на поле.

Как завидел волк, что люди бегут, — унялся, огрызнулся ещё раз, два, завыл да и в лозняк.

Феню казаки едва домой довели — так перепугалась девочка.

Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов.

Ученый медведь (рассказ)

 – Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.

Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.

И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.

– А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.

Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться. Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

– А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.

И пошел медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: