Сказка «крошечка хаврошечка»

Крошечка-хаврошечка (мультфильм, 2007) — вики

Краткое содержание сказки Крошечка Хаврошечка, ее странности, нестыковки и главные герои

Для начала вспомним содержание самой сказки.

Сирота по имени Крошечка-Хаврошечка попала к злым людям, которые заморили ее работой, лишив всякого общения с миром и какого бы то ни было человеческого тепла.

Единственное близкое девочке существо — это рябая коровушка, которой Крошечка-Хаврошечка и рассказывала о всех своих обидах и невыполнимых задачах, которые задает ее мачеха:

А у Коровушки ответ простой: «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано». Девочка так и делала — влезала корове в одно ушко, а вылезала через другое с уже готовой выполненной работой (даже не станем тут рассуждать о том «уменьшалась» ли девочка или «увеличивалась» коровушка и что вообще творилось у последней между левым и правым ухом).

Но у мачехи было еще три родных дочери — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка (семья, как вы понимаете — самая что ни на есть обыкновенная) — «они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть». И мачеха, догадавшись, что девочка не может сама выполнять заданную ей работу (а что ей до того? Дело-то сделано?) по очереди отправляет их проследить за падчерицей и выведать секрет.

Хаврошечка легко усыпляет и Одноглазку и Двуглазку присказкой «Спи, глазок, спи, другой!», но с Триглазкой это не удается, так как остается третий глаз, который не был усыплен этими словами (получается, что Крошечка не знает о наличии у Триглазки третьего глаза = не видит, что он открыт и смотрит на нее?) Та рассказывает матери о том, что девочке помогает коровушка, после чего обрадованная старуха приказывает мужу коровушку зарезать (зачем? Ведь без нее девочка уже не сможет выполнять тот объем работы, который ждет от нее мачеха?)

Хаврошечка рассказывает коровушке о том, что ее собрались резать, а та дает девочке наказ — не есть ее мяса, а косточки собрать в платочек, рассадить в саду, каждый день поливать и ее не забывать. Девочка делает все как велено и через некоторое время из косточек вырастает прекрасная яблоня с золотыми яблочками и серебряными веточками, на которую всю заглядываются.

Наконец, едет как-то по полю «барин», видит яблоню и всех девушек и говорит, что возьмет замуж ту, которая ему яблочко поднесет (вот так просто!), но яблочки в руки дурным сестрам не даются, веточки поднимаются высоко-высоко и только Хаврошечка без труда срывает наливное яблочко и выходит замуж за желанного, после чего живет счастливо и лиха не знает.

Этимология прозвища

Кто такая Крошечка-Хаврошечка и о чем говорит имя главной героини? Один критик написал, что это маленькая грязненькая девочка. Очевидно, он прав. Это наша Золушка. Предположить, что прозвище Хаврошечка произошло не от слова «хавронья», трудно. Это сейчас свинка Пеппа мороженое в кафе ест, а в стародавние времена обозвать трудолюбивую сироту свинушкой только потому, что вся грязная работа по дому лежала на ее плечах и спала она в самом антисанитарном закоулке, у собирателей и обработчиков русских народных сказок и мысли не было. И просто Хаврошечка звучит не так ласково и не с такой симпатией, как Крошечка-Хаврошечка. Сказка уже своим названием располагает будущих читателей к главной героине.

Автор сказки Крошечка-хаврошечка

Автором сказки «Крошечка-хаврошечка» является Иван Андреевич Крылов.

Иван Крылов — русский поэт и прозаик, известный своими баснями и сказками. Он родился в 1769 году в Москве и получил образование в университете. Крылов был известен своим остроумием и способностью передавать мудрые уроки через яркие и живописные истории.

«Крошечка-хаврошечка» — одна из самых популярных сказок, написанная Крыловым. В ней рассказывается история о маленькой девочке, которая жила в бедности и стала символом бескорыстия и доброты. Сказка передает важные ценности и учит детей быть справедливыми и любящими.

Иван Крылов был одним из самых известных писателей своего времени и его сказки до сих пор любимы и читаются детьми и взрослыми

Его творчество оставило огромное влияние на русскую литературу и стало важной частью культурного наследия России

Имя и биография автора

Александр Афанасьевич Афанасьев — русский фольклорист и этнограф, автор собрания русских народных сказок и легенд. Он родился 23 июля 1826 года в Сибири и умер 4 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге.

Отец Афанасьева был учителем, а мать — дочерью священника. Уже с раннего детства он проявил интерес к фольклору и начал собирать народные сказки у местных жителей. В 1855 году он издал первый том сказок под названием «Народные русские легенды».

Афанасьев провел множество экспедиций по разным регионам России, собирая фольклорные материалы. Его собрание народных сказок и легенд стало одним из самых объемных и значимых в мире. Он выделял основные темы и мотивы в русском народном творчестве и систематизировал сказки по типам и вариантам.

В своих работах Афанасьев настаивал на необходимости изучения фольклора для понимания народной культуры и истории России. Он также активно участвовал в работе в различных общественных исследовательских организаций и печатных изданиях. Его вклад в развитие русской фольклористики остается непреходящим.

Другие известные произведения автора

Автор сказки «Крошечка-хаврошечка» создал ряд других известных произведений, которые пользуются большой популярностью среди детей и взрослых.

Одним из таких произведений является сказка «Золушка», которая рассказывает о девушке-сироте, живущей со своей злобной мачехой и ее злыми дочерьми. Благодаря волшебству и доброй феи, Золушка в конце концов находит свою счастливую любовь.

Еще одной известной работой автора является сказка «Красная Шапочка», которая повествует о девочке, отправляющейся к бабушке и попадающей на пути волка. Сказка знакома каждому и активно используется для воспитания детей и передачи нравственных уроков.

Среди других популярных произведений автора можно отметить сказку «Русалочка», рассказывающую о молодой русалке, желающей стать человеком, и драматические пьесы, такие как «Ромео и Джульетта» и «Гамлет».

В своих произведениях автор умело сочетает разнообразные элементы фантазии, природы и человеческих чувств. Его работы привлекают читателей своей эмоциональностью, запоминающимися персонажами и глубоким смыслом.

Образ неправильной семьи

Все беды Крошечки-Хаврошечки берут начало в неправильно устроенной семье. Вместо любви и заботы о ближнем, здесь властвуют искажённые понятия об этих добродетелях. Такие люди охарактеризованы как небоящиеся Бога.

Какие люди не боятся Бога? Наверное, те люди, которые потеряли с ним связь и имеют только земные житейские попечения, прежде всего, о самих себе. Недаром в сказке по отношению к семье Хаврошечки употреблено уничижительное, не персонифицированное словосочетание «эти люди», да и само слово «семья» в сказке не употребляется.

Почему же они «не боятся Бога»? Мачеха приютила сироту – Хаврошечку, но не из-за любви к ближнему, а для корыстных интересов, используя труд Хаврошечки на своё благо. Наверное, такие люди морально себя оправдывают тем, что раз они взяли попечение о сироте, то могут распоряжаться её судьбою по своему усмотрению т. к. та им «непомерно должна» за оказанную милость. «Эти люди» лишили сироту не только воли (внешней), но и любви, о чем можно сделать вывод по фразе: «слова доброго никогда не слыхала».

Признаков неправильной семьи в сказке хватает. В прежнюю очередь – это образ отца, который занимает подчиненное положение и во всем слушается супругу. Он хоть и не хотел резать корову-кормилицу, но испугался жены, показав кто на самом деле глава этого печального семейства. Малодушие главы семьи не раз изобличалось в русских сказках. Вспомните, это и «Морозко» (Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко»), и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и многие другие.

В чём проявляется неправильное устроение семьи?

Во-первых, в том, как воспитываются дети. У мачехи было три родные дочки, которые слыли ленивицами и сплетницами. Мачеха лично заставляет их подслушивать и следить за Хаврошечкой. Видимо она не испытывает угрызений совести по этому поводу. Дочек не возмущает повеление матери о слежке за Хаврошечкой. Мачеха не только губит свою совесть, переступая нравственные понятия о достоинстве, но и аморально поступает по отношению к своим дочкам, прививая им такую же мораль. Еще раз подтверждается известная поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. А в Евангелие от Матфея об этом сказано так:

И не зря Хаврошечка является сиротинушкой, что не отождествляет её с этой неправильной семьей, подчеркивается её внешность ко злу, живущем в семье.

Во-вторых, в том, какое положение в семье занимает глава семейства. Муж был полностью подконтролен злой мачехе, он исполнял все что та велит. В итоге, не желая конфликта с женою, он поступает вопреки интересам семьи и режет корову – кормилицу, ради угоды и страхом перед супругой.

Почему так все происходит? Да потому что «Бога не боятся».

Почему у дочерей столько глаз

У дочерей злой матери было разное количество глаз – от одного до трех. Если с двумя старшими дочерями Хаврошечка справляется, то с «трехглазкой» не смогла. Здесь речь идет не о торжестве зла, как явления неистребимого, но о том что оно всегда неусыпно. Можно это воспринять как посыл к жизни, о том, что зло всегда сопровождает человека, но относится к нему нужно без отчаяния или сочетания с ним. Клеветники, зложелатели, сплетники всегда будут сопровождать человека, но не стоит издерживать свою жизнь чтобы всем угодить или предотвратить все плохие обстоятельства – это невозможно. Какому принципу учит сказка? Можно углядеть следующий принцип: делай что должен, и будь что будет.

Сказочные персонажи

Что такое сказка? Определений есть много. Можно сказать, что это произведение, обычно в прозе (особенно фольклорное), со счастливым концом и волшебным содержанием. Как правило, сказка рассчитана на детскую аудиторию. Есть прекрасная скульптура И. Гинцбурга, которая так и называется «Сказка». Довольно много фольклористов исследовали этот жанр, составлена общепринятая классификация сказок. По ней «Крошечка-Хаврошечка» — сказка русская, волшебная. Как она устроена? Все сказочные герои делятся на типы. В каждой сказке, кроме добрых и злых персонажей, есть волшебники или волшебные предметы, есть дарители или чудесные помощники. Сказка так устроена, что доброму герою обязательно кто-то или что-то помогает победить зло, а зло должно быть наказано обязательно.

Хаврошечка – образ веры надежды и любви

Несмотря на всё то, что претерпевает Хаврошечка в семье, она не отвечает злом, а со смирением выполняет всю тяжелую работу, которую ей поручают. Безусловно, в ней живет любовь к ближнему. Со всеми тяготами и невзгодами она делится с коровой, которую называет матушкой. Когда работа становится непосильной, та помогает ей через чудо (в одно ухо влезь, в другое вылези и все исполнится).

После того, как младшая сестра – «трехглазка» узнала о том, что корова помогает Хаврошечке, мать повелела зарезать помощницу падчерицы.

После гибели коровы, Хаврошечка выполнила всё то, что та ей наказала: мяса не ела, а косточки захоронила и поливала. Почему наказала не есть мяса? Что бы та не разделила зло, сотворенное «этими людьми». Заметим, что к убийству коровы причастны все члены семьи: матерь – руководила, сестры – следили за Хаврошечкой, отец – зарезал корову. Хаврошечка голодала, но к мясу не прикоснулась, точно выполнив наказание. Корова-матушка ничего не сказала для чего она дает такие поручения и ничего не обещала, то есть Хаврошечка выполнила ее наказы без какой-то будущей выгоды, а лишь веря в то, что она делает (делай что должен, и будь что будет).

Аллюзии на христианство

Очень интересные символы можно увидеть в образах и персонажах сказки. Корова в сказке именуется корова-матушка. Часто в Православии Церковь называют матерью (вспомните известную поговорку: кому Бог Отец, тому Церковь – мать). Хаврошечка бежит к коровушке за утешением, а та не только приносит ей утешение, но и совершает чудо. Не за утешением ли многие из нас идут в Храм? Не чудо ли часто происходит после наших молитв?

В дальнейшем корова-матушка погибает, но из её косточек вырастает дерево, что может символизировать Воскресение и жертву Христову. Причем это дерево является живым, но не для всех: «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились». Сестрам же яблони с дерева, как символ райских плодов, оказались недоступны, что в целом является олицетворением недоступности Небесных благ для людей нечестивых.

Может быть, на примере Хаврошечки и для нас здесь метафорично зашифрован такой посыл, что Христос жив для тех, кто в него верит и ему верен.

Таким образом, в сказке прослеживается аллюзия не только на взаимосвязь жертвы Христовой и Церкви, но и на торжество Воскресения в целом, что позволяет сказать нам что в данной сказке присутствуют архетипные черты пасхального произведения (пасхального типа).

Источник

Счастливый сказочный конец

Послушный дед сразу побежал точить ножи, а Хаврошечка – к Буренушке плакать. Понять девушку можно – опять оставаться одной среди ненависти и злобы, кроме того, потерять свою спасительницу и подругу. Жалко, что коровушка принесла себя в жертву. Но зато потом из косточек Буренушки в саду вырастает дерево-сказка – веточки золотые, листочки серебренные. И здесь появляется новый герой – сильный человек. Очевидно, ему было предсказано, что хорошей женой ему будет та девушка, которая угостит его наливным яблочком именно с волшебного дерева. Понятно, что уродливым хозяйским дочерям золотые веточки все шесть глазков-то и повыдрали. Яблочко вручила сильному человеку Крошечка-Хаврошечка. Автор народной сказки подводит нас к счастливому концу – добро награждено, а зло наказано, ведь трудно представить, что хозяйка с дочерями пережили свадьбу Хаврошечки. А уж как соседи потешались! Сказка и в варианте А. Толстого и в изложении А. Афанасьева написана чарующим языком, она наполнена, как сказал кто-то, «поэтическим кружевом присказок», которые вошли в повседневный язык.

Образ неправильной семьи

Все беды Крошечки-Хаврошечки берут начало в неправильно устроенной семье. Вместо любви и заботы о ближнем, здесь властвуют искажённые понятия об этих добродетелях. Такие люди охарактеризованы как небоящиеся Бога.

Какие люди не боятся Бога? Наверное, те люди, которые потеряли с ним связь и имеют только земные житейские попечения, прежде всего, о самих себе. Недаром в сказке по отношению к семье Хаврошечки употреблено уничижительное, не персонифицированное словосочетание «эти люди», да и само слово «семья» в сказке не употребляется.

Почему же они «не боятся Бога»? Мачеха приютила сироту – Хаврошечку, но не из-за любви к ближнему, а для корыстных интересов, используя труд Хаврошечки на своё благо. Наверное, такие люди морально себя оправдывают тем, что раз они взяли попечение о сироте, то могут распоряжаться её судьбою по своему усмотрению т. к. та им «непомерно должна» за оказанную милость. «Эти люди» лишили сироту не только воли (внешней), но и любви, о чем можно сделать вывод по фразе: «слова доброго никогда не слыхала».

Признаков неправильной семьи в сказке хватает. В прежнюю очередь – это образ отца, который занимает подчиненное положение и во всем слушается супругу. Он хоть и не хотел резать корову-кормилицу, но испугался жены, показав кто на самом деле глава этого печального семейства. Малодушие главы семьи не раз изобличалось в русских сказках. Вспомните, это и «Морозко» (), и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и многие другие.

В чём проявляется неправильное устроение семьи?

Во-первых, в том, как воспитываются дети. У мачехи было три родные дочки, которые слыли ленивицами и сплетницами. Мачеха лично заставляет их подслушивать и следить за Хаврошечкой. Видимо она не испытывает  угрызений совести по этому поводу. Дочек не возмущает повеление матери о слежке за Хаврошечкой. Мачеха не только губит свою совесть, переступая нравственные понятия о достоинстве, но и аморально поступает по отношению к своим дочкам, прививая им такую же мораль.  Еще раз подтверждается известная поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. А в Евангелие от Матфея об этом сказано так:

И не зря Хаврошечка является сиротинушкой, что не отождествляет её с этой неправильной семьей, подчеркивается её внешность ко злу, живущем в семье.

Во-вторых, в том, какое положение в семье занимает глава семейства. Муж был полностью подконтролен злой мачехе, он исполнял все что та велит. В итоге, не желая конфликта с женою, он поступает вопреки интересам семьи и режет корову – кормилицу, ради угоды и страхом перед супругой.

Почему так все происходит? Да потому что «Бога не боятся».

Почему у дочерей столько глаз

У дочерей злой матери было разное количество глаз – от одного до трех. Если с двумя старшими дочерями Хаврошечка справляется, то с «трехглазкой» не смогла. Здесь речь идет не о торжестве зла, как явления неистребимого, но о том что оно всегда неусыпно. Можно это воспринять как посыл к жизни, о том, что зло всегда сопровождает человека, но относится к нему нужно без отчаяния или сочетания с ним. Клеветники, зложелатели, сплетники всегда будут сопровождать человека, но не стоит издерживать свою жизнь чтобы всем угодить или предотвратить все плохие обстоятельства – это невозможно. Какому принципу учит сказка? Можно углядеть следующий принцип: делай что должен, и будь что будет.

«Крошечка-Хаврошечка»: какова основная тема сказки, характеристика героев?

Сказка «Крошечка- Хаврошечка».

Какая основная мысль сказки?

Характеристика главных героев.

Главная мысль сказки «Крошечка-Хаврошечка­ » мне представляется в том, что беды и несчастья, которые обрушиваются на человека, обязательно должны смениться светлой полосой в жизни. Как утверждает русская пословица, в счастье и несчастье помогает.

Характеристика главных героев:

Крошечка-Хаврошечка: добрая и отзывчивая девушка, работящая, не злопамятная, красивая, жалостливая.

Хозяйка и ее дочери: злые и завистливые, черствые, эгоистичные, жадные.

Коровушка: рябая корова, волшебный помощник Хаврошечки, верный друг, бескорыстный и самоотверженный.

«Крошечка-Хаврошеч­ ка», главная мысль сказки:

Сказка говорит читателю о том, что добрым людям по жизни сопутствует удача. Если ты делаешь окружающим добро, то оно обязательно к тебе вернется. И наоборот. Если ты злой и завистливый, то зло вернется к тебе. Такой закон жизни.

Характеристика героев сказки:

Крошечка-Хаврошечка, сирота, добрая и трудолюбивая девочка.

волшебная корова, которая помогала девочке выполнять трудную работу.

Сводные сестры Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка, ленивые и коварные. Они выдали секрет Крошечке-Хаврошечки своей матери. В результате она зарубила корову.

Барин, которого Крошечка-Хаврошечка угостила яблоком, и который на ней потом женился.

Эта сказка о маленькой девочке-сироте, которая попадает в чужой дом, где с ней плохо обращались заставляя много работать. Единственным другом девочки стала корова, но злая хозяйка велит зарезать её. Из закопанных Крошечкой-Хаврошечко­ й костей коровы, вырастает чудесная яблоня и Хаврошечка, угостив молодого барина яблоком, выходит за него замуж.

Темой этой сказки можно назвать несправедливость, когда добрые, честные и работящие люди вынуждены работать на других.

Основная мысль заключается в том, что скромность, отзывчивость, доброта и любовь способны противостоять злу и ненависти и побеждать. Зло и ненависть не проходят бесследно и корова даже после смерти сумела помочь Крошечке-Хаврошечке и наказать злую хозяйку со своими ленивыми дочерями.

Главными персонажами этой сказки являются:

Сказочная история о доброй и трудолюбивой девочке-сиротке и о злой мачехе появилась как отражение живущего веками в людях убеждения, что в борьбе добра и зла в конце концов побеждает добро. Будь таким, как героиня этой сказки, добрым, трудолюбивым, кротким, и тогда тебя ждёт счастье. Это главная мысль произведения.

Крошечка-Ховрошечка просто чудная сказка, которая чем-то похожа на «Золушку», но мне она милее т.к больше в ней нашего, русского, славянского.

Тут есть несколько главных героев.

Главная мысль этой сказки в том, что нужно быть работящей, доброй и честной и как бы тяжело тебе не было по жизни, но потом все равно она тебя наградит.

Сказка про «Крошечку-Хаврошечку­ » отдалённо напоминает и схожа с аналогичными сюжетами сказок, где девочка работает не покладая рук, часто у неё есть злая мачеха и даже сёстры, но в конце таких сказок всегда все получают по заслугам, трудолюбивые награду, ленивые и злые наказаны. Аналог похожих сказок : «Морозко», «Золушка» и другие.

Главной героиней сказки выступает сама обладательница названия этого произведения.

У Хаврошечки есть Коровушка, её помощь неоценима, благодаря ей девочка выживает в таких условиях.

В подобных сказках старание вознаграждается, потому что милому человеку, чуткому душой, всегда что-то помогает в жизни, будь это добрые люди, а может родная корова, которая приходит на выручку, как у персонажа сказки.

Источник

Сюжет

Жила на белом свете семья, хорошая, работящая. Была у них корова Бурёнка и дочка Хаврошка. И жить бы им счастливо, Хаврошка Всегда Устраивала Всякие Проблемы и Когда Родители Решили Отвести Хаврошечку в Темный Лес Вместе с Коровой, Родители Взяли Хаврошку положили её В Мешок привезали Его к Корове и Прогнали её В Темный Лес. Так Крошечка-Хаврошечка стала сиротой. Никого в Темном Лесу, кроме коровы, у неё не осталось. А тем временем пролетала мимо Бабушка Баба-яга. Смотрит: корова! Хорошая, молодая, без хозяина! Надо взять! И девчонка в хозяйстве сгодится! И Повела их в свою Избушку на курьих ножках, Было у Бабы Яги три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. А сироту она к тяжёлой работе приставила. Однажды заплакала девочка у колодца и услышала: «Хаврошечка, иди ко мне. Я теперь твоя помощница.» Это Была Корова Бурёнка, Пришла ночью сирота к корове: «Бьют меня, Бурёнушка, журят, хлеба не дают и плакать не велят.» А корова отвечает: «Не плачь, Крошечка! Влезь мне в одно ушко, а в другое вылези.» Девочка так и сделала. Наутро сёстры её увидели и завопили: «Хаврошка-то красавицей стала». И подумала Баба Яга: «Как девчонка за одну ночь красавицей стала? Видно, Хаврошке помог кто-то!» И дала она девушке работу невыполнимую. А Одноглазку отправила следить за сиротой. Хаврошечка Одноглазке волосы расчесала, косу заплела и при этом напевала: «Спи глазок, усни глазок…» Одноглазка и уснула. А Хаврошечка влезла корове в одно ушко, в другое вылезла с готовой работой. Ничего Одноглазка так и не узнала. Забрала Баба Яга у Хаврошечки работу, дала новую — ещё больше прежней. А Двуглазку отправила следить за сиротой. Хаврошечка и её усыпила. И Двуглазка ничего не узнала. Рассердилась Баба Яга, дала Хаврошечке столько работы, что и за целый год не справиться. А следить Триглазку отправила. Хаврошечка и Триглазке спела: «Спи глазок, спи второй…» Только забыла о третьем глазе. Вошла Хаврошечка в коровье ушко, увидела там выполненую работу. Утром Триглазка бабушке и доложила, что это корова помогает. Решила Баба Яга зарезать корову. Бурёнушка и говорит Хаврошечке: «Не плачь! Мяса моего не ешь, косточки собери и в землю закопай!» Хаврошечка всё исполнила. И выросла наутро яблоня. А в это время в соседнем лесу охотился царевич. Увидел он яблоню и захотелось ему яблочка. Выбежали сёстры, попытались яблоки сорвать, только ветви все поднялись. Вышла Хаврошечка, подставила передник и посыпались туда спелые яблоки. Угостила она царевича, съел он яблоко и влюбился в Хаврошечку. Посадил её к себе на коня, увёз к себе во дворец и жили они долго и счастливо.

Этимология прозвища

Кто такая Крошечка-Хаврошечка и о чем говорит имя главной героини? Один критик написал, что это маленькая грязненькая девочка. Очевидно, он прав. Это наша Золушка. Предположить, что прозвище Хаврошечка произошло не от слова «хавронья», трудно. Это сейчас свинка Пеппа мороженое в кафе ест, а в стародавние времена обозвать трудолюбивую сироту свинушкой только потому, что вся грязная работа по дому лежала на ее плечах и спала она в самом антисанитарном закоулке, у собирателей и обработчиков русских народных сказок и мысли не было. И просто Хаврошечка звучит не так ласково и не с такой симпатией, как Крошечка-Хаврошечка. Сказка уже своим названием располагает будущих читателей к главной героине.

Хаврошечка Русская народная сказка

1 Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать. — Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ: — Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано. Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке ещё больше работы задаст. Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт, принесёт хозяйке.

Счастливый сказочный конец

Послушный дед сразу побежал точить ножи, а Хаврошечка – к Буренушке плакать. Понять девушку можно – опять оставаться одной среди ненависти и злобы, кроме того, потерять свою спасительницу и подругу. Жалко, что коровушка принесла себя в жертву. Но зато потом из косточек Буренушки в саду вырастает дерево-сказка – веточки золотые, листочки серебренные. И здесь появляется новый герой – сильный человек. Очевидно, ему было предсказано, что хорошей женой ему будет та девушка, которая угостит его наливным яблочком именно с волшебного дерева. Понятно, что уродливым хозяйским дочерям золотые веточки все шесть глазков-то и повыдрали. Яблочко вручила сильному человеку Крошечка-Хаврошечка. Автор народной сказки подводит нас к счастливому концу – добро награждено, а зло наказано, ведь трудно представить, что хозяйка с дочерями пережили свадьбу Хаврошечки. А уж как соседи потешались! Сказка и в варианте А. Толстого и в изложении А. Афанасьева написана чарующим языком, она наполнена, как сказал кто-то, «поэтическим кружевом присказок», которые вошли в повседневный язык.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: