Каннибальские мотивы: откуда ноги растут?
Что ж, теперь становится понятно, что оральности в Григории Остере нет, зато есть зрение – высокоразвитое, реализованное зрение, которое с успехом воспитывала советская культура. Его зрительный вектор иронизирует, шутит (иногда с оттенком грусти), дает «вредные» советы (гениальная педагогическая находка), благодаря которым дети очень эффективно учатся и развиваются от противного (кто – послушанию, кто – сообразительности и ловкости и так далее). И, конечно, развитая и реализованная анальность с ее преданностью идее обучения подрастающего поколения.
Тогда откуда берутся каннибальские мотивы, откуда все эти рассказы о приготовлении непослушных мальчиков и девочек?
Покупая книгу, мы нередко начинаем читать само произведение, оставив без внимания предисловие автора. Между тем, именно в предисловии могут содержаться очень важные вещи.
Уважаемые родители! Перед вами кулинарная книга домашнего воспитателя. Это жуткое произведение. Не вздумайте читать его детям на ночь! Только с утра! И только в том случае, если все равно решили с утра читать им нотации, бросать упреки, колоть укорами, а также пилить их, шпынять, жучить и тыкать носом в содеянное до самого обеда. Тогда уж лучше читайте им книгу о вкусной и здоровой пище людоеда. В конце концов, перебирая разные методы воспитания, нетрудно прийти к мысли: «Самое простое и не смешное, что может сделать человек с человеком — это его съесть!»
Ответ на мой вопрос содержится именно здесь, в предисловии: эта книга – попытка автора вразумить родителей, привыкших шпынять и пилить своего ребенка за содеянное.
Возможно, где-то Григорий Бенционович Остер и переоценил догадливость взрослого читателя насчет предназначения книги. И в предисловии стоило отметить, что она все же для взрослых и довольно повзрослевших детей. И, возможно, именно поэтому она не пользуется у населения большим спросом.
Что касается злополучной темы каннибализма, с точки зрения системно-векторной психологии это можно трактовать следующим образом
Если смотреть на проблему узко, можно увидеть крик о помощи зрительного вектора, попытку достучаться до родителей, сказать им, что их невнимание и придирки к ребенку – сродни самому страшному, что может случиться со зрительником…. Если смотреть на текст и проблему глобально, то напрашивается еще один вывод: пока «каннибал» в культуре и обществе не был так очевиден, его зрение шутило легко и остроумно
Однако времена поменялись, а культурная среда человека интеллигентного сменилась на среду человека вечно жующего и гогочущего. Неразвитый оральный вектор пробивает культурный слой с телеэкранов, мониторов компьютеров, газетных полос. Происходит публичное пожирание друг друга в прямом и переносном смысле
Если смотреть на текст и проблему глобально, то напрашивается еще один вывод: пока «каннибал» в культуре и обществе не был так очевиден, его зрение шутило легко и остроумно. Однако времена поменялись, а культурная среда человека интеллигентного сменилась на среду человека вечно жующего и гогочущего. Неразвитый оральный вектор пробивает культурный слой с телеэкранов, мониторов компьютеров, газетных полос. Происходит публичное пожирание друг друга в прямом и переносном смысле.
«Людоедские» рассказы Григория Остера – это реакция зрительного вектора на уничтожение культуры юмором на уровне гениталий, тупой сатирой, массовой неприязнью, ненавистью всех ко всем, транслируемой по всем телеканалам страны. Реакция на образование глобальных прорех, зрительных дыр в душах соотечественников. Это ряды типичных для зрения страхов, воплощенных в виде простой и ненавязчивой прозы для детей, страхов из-за того, что творится вокруг. Отражение окружающей «оральности». Попытка реанимировать отошедшую в мир иной элитарную культуру…
Поэтому мой вердикт таков: «Читать! Нельзя выбрасывать!». А «людоедские» вещи изучать для самообразования. Ну, или читать детям без зрительного вектора.
Статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Григорий Остер: человек, который занимается детскими делами
«Перед сном старайтесь вспомнить свое детство. С самого начала. Если трудно вспомнить события, вспоминайте места, детские игрушки, уголки своего дома. Вместе с этими предметами из памяти начнут всплывать события. Чем больше будет событий из детства, тем легче вам будет сохранять в себе ребенка, которым вы были».
Этот хитроумный синтез взрослого человека, который ненадолго надел на себя шкуру ребенка, – в каждом произведении Григория Остера. В этом его секрет! Секрет его успеха не только у детей, но и их родителей: читая «Вредные советы» Григория Остера, родители вспоминают свои детские шалости, узнают себя в образах типичных мам и пап и учатся смотреть на себя со стороны. Так реализуется задача воспитания родителей.
А что получают дети? Одно лишь развлечение в виде смешных и действительно вредных советов? В чем тут мораль? Дело в том, что эти советы – не руководство к действию и не чтиво на ночь самым маленьким, которые обладают наивным конкретным мышлением. Это – «тренажер» для детей подрастающих, которые способны понять правила игры Григория Остера. Которые могут научиться оперировать абстрактными понятиями и понимать смысл его антиметафоры, каламбура, игры слов.
Например, в мультфильме по сценарию Остера «Кто сказал гав?» котенку Гав говорят: «Котенка с таким именем ждут одни неприятности». На что котенок наивно отвечает: «Если ждут – надо идти». И так слово за словом образуется некая цепочка смыслов, которую не просто интересно, но и полезно разгадывать. А, разгадав, ребенок становится доволен собой и жаждет еще.
«Мои «Вредные советы» – прививка для детей. Хочу, чтобы у них после таких советов вырабатывался рефлекс быть послушными. И это работает: ребенок знает, что произойдет, если он что-то натворит».
При этом свою довольно серьезную задачу он облекает в простые разговорные слова и формы, так легко понимаемые детьми.
Книга о вкусной и здоровой пище людоеда
ЗАЗНАЙКА С ГОРЯЧИМ НОСОМСильно зазнавшуюся девочку посадить на сковородку, несколько раз похвалить, как только задерёт нос, полить его подсолнечным маслом, хорошо прожарить и есть, похваливая.ШАЛУН В ШОКОЛАДЕС вечера растопить шоколад, окунуть в него шалуна с головой и оставить до утра сушиться на сквозняке. Утром, когда шоколад затвердеет, можно увенчать шоколадной фигуркой шалуна праздничный торт.ЖАДИНЫ В СОБСТВЕННОМ СОКУВзять несколько отборных жадин и дать им как можно больше вкусного сока. Затем всех жадин, вместе с их соком, побросать в глубокую кастрюлю и добавить по вкусу соли и перца.Есть жадин лучше, проглатывая целиком, потому что они ни за что не расстанутся даже с самым маленьким кусочком.МАЛЬЧИК ВИЗЖАЩИЙ ЖАРЕНЫЙВизжащего, орущего, брыкающегося, лягающегося и катающегося по полу мальчика просто зажарить и без лишних слов съесть.ФАНТАЗЕРЫ БЕЗ ФАНТИКОВМальчишек с буйным воображением заворачивать в фантики и бросать в коробку из-под крупного торта. Как только коробка наполнится — поставить её в буфет. Когда захочется чего-нибудь особенного, вынимать по одному и требовать, чтоб разворачивались и шли в рот сами.БУЛЬОН С РАСТЕРЯХАМИПоложить растеряхам в карманы лавровый лист, перец, нарезанную кружочками варёную морковь и посадить растерях в мясной или куриный бульон.
Через несколько минут всё, что положено в карманы, будет потеряно и начнёт плавать в бульоне. Готовое блюдо можно подавать к столу.
САЛАТ ИЗ ОБИДЧИВЫХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕКТрёх очень обиженных мальчиков и четырёх ещё сильнее обиженных девочек облить холодной водой, нарезать тонкими ломтиками лук и сыпать его на головы всем обиженным, пока они не обидятся окончательно. Готовый салат можно украсить сверху крупной сердитой девочкой.ХИТРЕЦЫ В СУХАРИКАХНамочить трёх хитрецов в молоке, вывалять в сухариках. Бросить на сковородку и, не поддаваясь ни на какие уловки, жарить в течение часа. Только не забывайте: чем лучше они прожарены, тем хитрей.
ПИРОЖКИ С ПРИСТАВАЛАМИ И ПРИЛИПАЛАМИПирожки с такой начинкой нужно лепить достаточно крепкими и прочными, иначе приставалы с прилипалами выберутся и не отвяжутся от вас никогда. В крайнем случае посыпьте их перцем и измажьте в горчице — может, отстанут.ОМЛЕТ ИЗ МАЛОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВОтобрать десятка два некрупных жуликов (чем мельче, тем лучше), выжать из каждого признание и, сняв с них все подозрения, подбрасывать на сковороде до полного раскаяния.Если не расколются — раскусить.ГОРОХОВОЕ ЧУЧЕЛО С УКРОПОМРебёнка, задом наперёд надевшего штаны, шиворот-навыворот натянувшего рубашку и перепутавшего левый ботинок с правым, положить в таком виде на блюдо и с головой засыпать мелко накрошенным укропом. Этим вы улучшите вкус и внешний вид блюда и, кроме того, обогатите его витаминами.НЮНИ В БУЛЬОНЕ ИЗ СЛЕЗПокидать в кастрюльку пригорюнившихся плакс. Добавить несколько ложек сахара. Воду не лить, соль не сыпать. Несколько раз сильно огорчить. Как только пустят слезу, плотно накрыть крышкой и оставить рыдать на медленном огне. Через час утопающих в слезах нюнь можно подавать к столу, предварительно заправив бульон брыкающимися рёвушками-коровушками.ЗАБЫВЧИВЫЕ ДЕТИ С КУРИНОЙ ПАМЯТЬЮВзять как можно больше детей с дырявыми головами и набить им головы исключениями из правил. Куриную память ощипать, выпотрошить, велеть детям не спускать с нее глаз и сунуть вместе с ними в скороварку. Как только исключения вылетят у детей из головы, а куриная память будет упущена ими из виду — приступайте к еде.НЕРЯХИ С ЧИСТЮЛЯМИРавное количество чистюль и нерях положить в одну посуду, бросить туда же три куска мыла, две мочалки, десять обувных щёток и одну одёжную, полить свежей грязью, подождать, пока чистюли почистятся, а неряхи измажутся, и торжественно подать к столу.НЕПОСЕДЫ НА ВЕРТЕЛЕМальчиков и девочек, ни минуты не сидящих спокойно, нанизать на вертел одного за другой и положить на угли. Вертел не вертеть. Непоседы сами будут каждые две минуты переворачиваться вверх тормашками. Готовых непосед снять с вертела, разложить мальчиков и девочек по разным тарелкам, угомонить и съесть.
ТРУСИШКА В МОЧЁНЫХ ШТАНИШКАХРассказать пугливому мальчику очень страшную сказку, если штанишки останутся сухими, скорчить рожу, показать зубы и, как только штанишки основательно намокнут и хорошо пропитаются, приступить к еде.
- В начало
- Назад
- 4
- Вперед
- В конец
Книга о вкусной и здоровой пище людоеда
ОТВАР ИЗ КОЛЮЧЕЙ ЗЛЮКИТопающую ногами и ежеминутно огрызающуюся злюку освободить от шипов, пропесочить и варить до посинения. Полученный отвар слить на пол. Пол протереть тряпкой. Тряпку отжать в банку. Банку плотно закрыть крышкой и спрятать от других детей.КОМПОТ ИЗ ИСПОРЧЕННЫХ МАЛЬЧИКОВЕсли ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого надо как следует обработать порченых мальчиков, предварительно вынув из них душу.ГРУБИЯН С ГРИБАМИМальчишку, выкрикивающего дерзости, натереть чесноком и накормить мухоморами. Поедая натёртого чесноком и накормленного мухоморами грубияна, будьте готовы услышать от него много новых для вас слов.СОНЯ С НАЧИНКОЙСонную, всё время зевающую девочку посадить на противень и обложить большим количеством крупных красных помидоров. Каждый раз как зевнёт — запихивать в неё штуки по три. Начинённая помидорами соня спит как убитая, и вы можете варить, жарить или тушить её на медленном огне. Перед тем как съесть — разбудите.ФОРШМАК ИЗ ХУЛИГАНОВИз хулиганов можно приготовить хороший форшмак, если задать им как можно больше жару и, подняв температуру до ста градусов, не давать спуску в течение часа.Доведённых до кипения хулиганов выложить на блюдечки, как только поостынут — простить и съесть.ЛЮБОПЫТНЫЕ ДЕВОЧКИ С МЯГКИМИ БУЛОЧКАМИЗапереть любопытных девочек в духовке и, пока они будут там толкаться у щёлок, приготовить как можно больше булочек. К столу подавать отдельно, не показывая любопытным девочкам ни одной булочки.
МУЧНЫЕ БЛЮДА ИЗ ПОЧЕМУЧЕКИз почемучек можно приготовить много сытных и вкусных блюд, если, не отвечая ни на какие вопросы, сразу же закатать почемучек в тесто, предварительно залепив им рты густым сливочным кремом.ЖЮЛЬЕН ИЗ ВООБРАЖУЛЬОчень гордых и самодовольных детей рассадить в маленькие кастрюльки с заранее приготовленной подливкой. Готовить в течение часа. После этого приподнять крышечки и попробовать. Если окажутся слишком самолюбивыми, пускай едят себя сами.
КРИКУН СО ВЗБИТЫМИ СЛИВКАМИГромко орущего, размахивающего руками мальчишку бросить в густые сливки и, как только появится много пены, подавать на стол, предварительно заткнув себе уши ватой.ХНЫКАЛКИ ХОЛОДНЫЕ С ХРЕНОМХныкающих девчонок уложить ровными рядами на блюдо или тарелку, украсить петрушкой, разноцветными бантиками и листиками салата. Между ними напихать зелёный лук и всё это залить уксусом, подсыпав туда немного натёртого сухого хрена.РАСПУЩЕННЫЕ ДЕВЧОНКИРаспустить на сковороде сливочное масло и выпустить на неё совершенно распущенных девчонок. После того как они минут двадцать побегают по сковороде, их можно подать к столу, предварительно мелко изрубив… лимонную корку и посыпав ею девчоночьи головы.ГАДКИЙ МАЛЬЧИК С ПЕРЦЕМВыбрать среди гадких мальчиков такого, чтоб на него смотреть было тошно, задать ему перну, налить за шиворот кетчупа и нести гостям, предупредив, что мальчик может подгадить, подложив вместо себя свинью.ВСПЫЛЬЧИВЫЕ ДЕВОЧКИ ПОД МАЙОНЕЗОМДесяток вспыльчивых девочек посадить в кастрюлю с оливковым маслом и поставить на плиту. Как только они вскипят, сразу лить сверху холодный майонез. Очень калорийное блюдо.ЩИ ИЗ КИСЛЫХ ДЕТЕЙОтобрать детей с самыми кислыми физиономиями. Выкупать в лимонной кислоте и попробовать. Слишком кислых сразу выставить за дверь, а остальных посадить в кастрюлю, залить по уши водой и варить, варить, варить — пока не повеселеют.Хороши щи из кислых детей!НАГЛЕЦ В ТОМАТЕНаглого парнишку отбрить, отбить у него охоту к хамству и налить ему во все карманы томатного сока. В таком виде он уже готов и очень полезен.
КРЕНДЕЛЯ ИЗ СУТУЛЫХ ДЛИННОТСутулящегося переростка согнуть в дугу, сложить пополам, завязать бантиком, обложить со всех сторон сахарной ватой и окружить заботой, опекая и допекая ежедневно с утра и до получения паспорта.Сожрать вместе с паспортом.ТОПЛЁНЫЕ ДОШКОЛЬНИКИЕсли вы хотите сохранить свои запасы дошкольников до весны — перетопите их всех до одного. Затем посадите каждого дошкольника в отдельную, заранее нагретую банку, накрошите в каждую банку немного книжек с картинками, чтоб дошкольник не скучал, и, плотно прикрыв крышкой, спустите в холодный погреб.
ХЛЮПИКИ И СЛАБАКИ С КРЕПКИМИ НАПИТКАМИНалить в рюмку крепкий напиток, поднять за шивороты гроздь хлюпиков, проглотить всех разом и быстро выпить за их здоровье. Закусить слабаками.
- В начало
- Назад
- 2
- Вперед
- В конец
Григорий Остер: факты биографии, личность
Григорий Бенционович Остер рос в Ялте. Его мама работала библиотекарем, и он с малого возраста с упоением прочитывал книгу за книгой в городской библиотеке. Как утверждает сам Григорий, стихи он начал писать рано и только для взрослых. Учился в Литературном институте заочно, работая в это время ночным сторожем в «Поляне сказок».
Отучившись в институте, он понял, что для взрослых писать ему больше неинтересно, и начал писать для детей: детские пьесы, стихи, сценарии к мультфильмам. Это было верное решение, и уже довольно скоро книга «Как хорошо дарить подарки» принесла Остеру успех. Особенно удачными были стихи Григория Остера «Вредные советы», которые стали своеобразной визитной карточкой писателя.
Сегодня Остер по-прежнему пишет книги, на одном из телеканалов ведет детскую передачу, развивает сайт Президента для детей и воспитывает внуков и младших детей (всего пятеро, трое из них уже взрослые люди). Больше разбирать биографию Григория Остера нам нет нужды – набор его векторов без труда можно определить по нескольким интервью и телепередачам с автором.
Первое, на что обращаешь внимание при взгляде на Остера, выступающего в передаче «Линия жизни», – это на его интересный, тонкий юмор. Где-то он звучит иронично, где-то по-доброму, но всегда умно и интересно
Кстати, в его книгах он встречается чуть ли не в каждой строчке – с хитринкой, фантазией, мастерской игрой слов. Ироничный, легкий, умный зрительный юмор.
Второе, что бросается в глаза, – размеренность речи, основательность, неторопливость – верный признак наличия анального вектора. Всматриваешься в артикуляцию, которая должна выдавать оральный вектор (даже если не слышать, а видеть говорящего), – нет, отсутствует напрочь. Никакого «гы-гы-гы» в смыслах. Никакого всепоглощающего «ха-ха-ха» у зрителей. Свои стихи Григорий Остер читает точно так же: медленно, с выражением, но без особенной экспрессии и яркой убедительности. От его стихов становится смешно, только если немного подумать, – а подумав, радуешься его ловкости в использовании слов и разгаданным смыслам. Но это не оральность. А анально-зрительный юмор.
А может, все-таки он анально-оральный? Как Жванецкий, Елена Воробей? Нет. Те не смешат специально – они мыслят смешными категориями. И зал падает от хохота, слушая и глядя на них. Если не вдумываться в смысл стихов и рассказов Григория Остера, смешно не будет. И он смешит специально – это его развивающий инструмент, его находка в педагогике.
Интервью ли, статья в журнале, выступление в передаче – все темы, к которым сводится общение с Остером, – это темы обучения и развития детей. Это темы, которые Григорий Бенционович как представитель развитого анального вектора охотно поднимает, развивает и продвигает в массы сам. Он не просто детский писатель, который ставит перед собой задачу развлечения малышей и подростков забавными стихами – его задача более объемная и ответственная: обучение детей, развитие детей, а также воспитание их родителей. И эта задача с успехом реализуется в книгах Григория Остера.