Звери, птицы, рыбы
Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.
Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.
Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.
Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.
«Нет худа без добра»: как положительный исход сказки доказывает эту пословицу?
В сказке «Звери в яме» автор показывает, что в жизненных ситуациях порой случается нечто неожиданное, что вызывает страх и беспокойство. Однако, если не сдаваться и не терять надежду, то в конце туннеля всегда есть свет.
Главные герои — разнообразные звери, попавшие в яму, решили действовать. Они не отчаялись и не позволили своим страхам овладеть ими. В результате упорства и взаимной помощи они смогли найти выход из безвыходного положения.
Заключение искусно преподносит основную мысль, доказывающую правильность пословицы «Нет худа без добра». Из ситуации, которая казалось невыносимой, звери не только выбрались, но и укрепили свои дружеские связи. Главная идея, которую можно извлечь из этой сказки, заключается в том, что любые испытания в жизни могут привести к хорошим результатам, если преодолевать их с мудростью и терпением.
Эта сказка напоминает нам, что никогда не стоит сдаваться и отчаиваться перед трудностями. Боль, страх и неудачи — все это может быть дверью в новый и интересный мир, в котором мы будем сильнее, умнее и опытнее. История про Зверей в яме доказывает, что в периоды жизни, когда кажется, что невозможно преодолеть трудности, надо продолжать бороться и действовать вместе.
- Никогда не сдавайся!
- Будь настойчивым и терпеливым
- Не позволяй страху и беспокойству овладеть тобой
Роль негативного персонажа в «Зверях в яме»
В сказке «Звери в яме» ложка дегтя, которая портила бочку меда, — это злобный и жестокий зверь Волк, который подстрекал других животных на насилие над бельчонком. Роль Волка в развитии сюжета не может быть недооценена.
Именно благодаря этому персонажу читатель видит как опасен недостаток милосердия и уважения к жизни существ, которые не такие как мы. Волк, хотя и кажется непобедимым и сильным, на самом деле слаб и жесток, потому что существа, которых он атакует, беспомощны и беззащитны.
Волк вдохновил остальных животных на преступление, проявляя негативную сторону их характеров и заставляя других быть такими же жестокими, как и он сам. Но в конечном итоге, благодаря уму и отваге бельчонка, другие животные осознали свои ошибки и решили защитить его от Волка, что демонстрирует позитивные качества их характеров.
Таким образом, негативный персонаж, в данном случае Волк, положительно влияет на развитие сюжета, помогая читателю понять глубину темы, раскрывая качества других персонажей и создавая яркое взаимодействие между ними.
Заяц
«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» — тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта — трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то — наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.
Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок — нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.
В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, — лиса.
Еж
Колючий Ежик — издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», — ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.
В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.
Пересказ сказки «У страха глаза велики»
- 3 а д а ч и. Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;
- словарь и грамматика: учить детей объяснять значения слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов; учить замечать смысловые несоответствия.
- Ход занятия
- Воспитатель читает сказку «У страха глаза велики». Задает вопросы:
- — Почему это произведение называется сказкой?
— Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется?
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?
Для пересказа можно вызвать шесть детей. Они сами распределяют роли. Воспитатель поясняет: «Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».
После пересказа воспитатель обращается к детям:
— Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.)
— В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)
— Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).
— Бабушка подумала, что за ней гонится медведице. Почему сказано не медведь,
а медведище?
— А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (Медведюшка, мишенька…)
Сказка «Звери в яме»
Звери в яме
Жил себе старик со старушкой, и у них только и было именья, что один боров. Пошел боров в лес желуди есть. Навстречу ему идет волк.
— Боров, боров, куда ты идешь?
— В лес, желуди есть.
— Возьми меня с собою.
— Я бы взял, — говорит, — тебя с собою, да там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.
— Ничего, — говорит, — перепрыгну.
Вот и пошли; шли, шли по лесу и пришли к этой яме.
— Ну, — говорит волк, — прыгай. Боров прыгнул — перепрыгнул. Волк прыгнул, да прямо в яму. Ну, потом боров наелся желудей и отправился домой.
На другой день опять идет боров в лес. Навстречу ему медведь.
— Боров, боров, куда ты идешь?
— В лес, желуди есть.
— Возьми, — говорит медведь, — меня с собою.
— Я бы взял тебя, да там яма глубока, широка, ты не перепрыгнешь.
— Небось, — говорит, — перепрыгну.
Подошли к этой яме. Боров прыгнул — перепрыгнул; медведь прыгнул — прямо в яму угодил. Боров наелся желудей, отправился домой.
На третий день боров опять пошел в лес желуди есть. Навстречу ему косой заяц.
— Здравствуй, боров!
— Здравствуй, косой заяц!
— Куда ты идешь?
— В лес, желуди есть.
— Возьми меня с собою.
— Нет, косой, там яма есть широка, глубока, ты не перепрыгнешь.
— Вот, не перепрыгну, — как не перепрыгнуть!
Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул — перепрыгнул. Заяц прыгнул — попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.
На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.
— Нет, — говорит боров, — там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь!
— И-и, — говорит лисица, — перепрыгну! Ну, и она попалась в яму.
Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать.
Лисица и говорит:
— Давайте-ка голос тянуть; кто не встянет — того и есть станем. Вот начали тянуть голос; один заяц отстал, а лисица всех перетянула. Взяли зайца, разорвали и съели. Проголодались и опять стали уговариваться голос тянуть: кто отстанет — чтоб того и есть.
— Если, — говорит лисица, — я отстану, то и меня есть, все равно! Начали тянуть; только волк отстал, не мог встянуть голос. Лисица с медведем взяли его, разорвали и съели.
Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. Вот медведь начинает опять голодать и говорит:
— Кума, кума, где ты берешь себе еду?
— Экой ты, кум! Ты возьми-ка просунь себе лапу в ребра, зацепись за ребро — так и узнаешь, как есть.
Медведь так и сделал, зацепил себя лапой за ребро, да и околел. Лисица осталась одна. После этого, убрамши медведя, начала лисица голодать.
Над этой ямой стояло древо, на этом древе вил дрозд гнездо. Лисица сидела, сидела в яме, все на дрозда смотрела и говорит ему:
— Дрозд, дрозд, что ты делаешь?
— Гнездо вью.
— Для чего ты вьешь?
— Детей выведу.
— Дрозд, накорми меня, если не накормишь — я твоих детей поем.
Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу ему накормить. Полетел
в село, принес ей курицу. Лисица курицу убрала и говорит опять:
— Дрозд, дрозд, ты меня накормил?
— Накормил.
— Ну, напои ж меня.
Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу напоить. Полетел в село, принес ей воды. Напилась лисица и говорит:
— Дрозд, дрозд, ты меня накормил?
— Накормил.
— Ты меня напоил?
— Напоил.
— Вытащи ж меня из ямы.
Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу вынимать. Вот начал он палки в яму метать; наметал так, что лисица выбралась по этим палкам на волю и возле самого древа легла — протянулась.
— Ну, — говорит, — накормил ты меня, дрозд?
— Накормил.
— Напоил ты меня?
— Напоил.
— Вытащил ты меня из ямы?
— Вытащил.
— Ну, рассмеши ж меня теперь.
Дрозд горевать, дрозд тосковать, как лисицу рассмешить.
— Я,- говорит он, — полечу, а ты, лиса, иди за мною. Вот хорошо — полетел дрозд в село, сел на ворота к богатому мужику, а лисица легла под воротами. Дрозд и начал кричать:
— Бабка, бабка, принеси мне сала кусок! Бабка, бабка, принеси мне сала кусок!
Выскочили собаки и разорвали лисицу.
Я там была, мед-вино пила, по губам текло, в рот не попало. Дали мне синий кафтан; я пошла, а вороны летят да кричат:
— Синь кафтан, синь кафтан!
Я думала: “Скинь кафтан”,- взяла да и скинула. Дали мне красный шлык. Вороны летят да кричат:
— Красный шлык, красный шлык!
Я думала, что “краденый шлык”, скинула — и осталась ни с чем.
Альтернативный текст:
Звери в яме — Русская народная сказка в обработке Толстого А.Н.
Звери в яме — Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.
Сказка «Звери в яме», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.
Звериное молокоЗвериное молоко
Слыхали вы о Змее Змеевиче? Ежели слыхали, так вы знаете, каков он…
Зимовье зверейЗимовье зверей
Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.
— Куда, баран, идеш…
У страха глаза велики.
У страха глаза велики.
Почти каждый вечер я хожу к бабушке. Она живет одна и с нетерпением ждет моего прихода. Ее дом находится недалеко от нашего. Вот и сегодня: я сделал домашнее задание, помог папе напоить коров и поспешил к бабушке. Вечерело. Мороз. Снег поскрипывал под ногами. Небо темное, высокое, ярко горят звезды и как- то таинственно подмигивают.
Папа снял с меня пальто, валенки, потом внимательно посмотрел на них и спросил: «Не этот ли черт за тобой гнался?» Все устремили взгляд на валенки ( к ним был приклеен кусок скотча), потом посмотрели на меня и дружно рассмеялись. Оказывается, испорченные полоски скотча бабушка бросила к порогу, а этот «черт» приклеился к моим валенкам; шел и бежал вместе со мной до дома, вселяя ужас.
«У страха глаза велики», — сказала мама с улыбкой.
Популярные сегодня пересказы
Произведение авторства Монтеня состоит из трех частей. В первой части Монтень делает обращение к читателю и говорит ему о сущности личности и пишет конкретно о том, какую пользу он смог принести всему миру.
Как-то раз одна маленькая девочка пошла в лес и там заблудилась. Долго искала дорогу домой, но безуспешно. Бродила она, бродила между деревьев и набрела на домик, в котором обитали три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Главными героями произведения являются Максимов, Хатидже и Наталья. В начале рассказа поэт и писатель Максимов знакомится в Крыму в таверне с Хатидже. Девушка восхищена творчеством молодого человека
Сид вынужден отправиться в изгнанье, поскольку недруги оклеветали его перед королём. Он собирает родственников и вассалов, чтобы сообщить им, что должен покинуть пределы Кастилии не позже, чем через 9 дней
Источник
Волк
«Серый волк — зубами щелк», «Волк-волчище — из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей — что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».
В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк — умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки — настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.
Медведь
«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум — таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки — «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки — наружу.
Текст сказки:
Жили-были петушок и курочка. Вот пошел град. Испугалась курочка и кричит:
— Петушок, петушок! Беда! Бояре наехали, палят, стреляют, нас убивают! Бежим отсюда!
И побежали. Бежали, бежали. Им навстречу — заяц:
— Куда, петушок, бежишь?
— Ай, не спрашивай меня, спрашивай курочку!
— Куда, курочка, бежишь?
— Бояре наехали, палят, стреляют, нас убивают!
— Возьмите меня!
И побежали втроем. Им навстречу — лиса:
— Куда, зайчик, бежишь?
— Не спрашивай меня, спрашивай петушка!
— Куда, петушок, бежишь?
— Ай, не спрашивай меня, спрашивай курочку!
— Куда, курочка, бежишь?
— Бояре наехали, палят, стреляют, нас убивают!
— Возьмите меня!
И побежали вчетвером. Им навстречу — волк:
— Куда, лиса, бежишь?
— Не спрашивай меня, спрашивай зайца!
— Куда, зайчик, бежишь?
— Не спрашивай меня, спрашивай петушка!
— Куда, петушок, бежишь?
— Ай, не спрашивай меня, спрашивай курочку!
— Куда, курочка, бежишь?
— Бояре наехали, палят, стреляют, нас убивают!
— Возьмите меня!
И побежали впятером. Им навстречу — медведь:
— Куда, волк, бежишь?
— Не спрашивай меня, спрашивай лису!
— Куда, лисичка, бежишь?
— Не спрашивай меня, спрашивай зайца!
— Куда, зайчик, бежишь?
— Не спрашивай меня, спрашивай петушка!
— Куда, петушок, бежишь?
— Ай, не спрашивай меня, спрашивай курочку!
— Куда, курочка, бежишь?
— Бояре наехали, палят, стреляют, нас убивают!
— Возьмите меня!
И побежали вшестером. Бежали, бежали да в глубокую яму и упали. Долго они в яме сидели, есть захотели, а выйти не могут.
Вот лиса и говорит:
— Давайте имена спрашивать! Чье имя хуже, того и съедим.
И запела лиса:
— Медведь-медведyхно — имечко хорошее.
Лиса-олисaва — имечко хорошее.
Волк-волчyхно — имечко хорошее.
Заяц-зайчyхно — имечко хорошее.
Петух-петушyхно — имечко хорошее.
Кура-окурaва — имя худое!
Тут курочку и съели.
Прошло немного времени — опять есть хочется. Лиса запела:
— Медведь-медведyхно — имечко хорошее.
Лиса-олисaва — имечко хорошее.
Волк-волчyхно — имечко хорошее.
Заяц-зайчyхно — имечко хорошее.
Петух-петушyхно — имя худое!
И съели петушка.
Посидели — опять есть захотели. Лиса запела:
— Медведь-медведyхно — имечко хорошее.
Лиса-олисaва — имечко хорошее.
Волк-волчyхно — имечко хорошее.
Заяц-зайчyхно — имя худое!
Съели и зайца. Долго ли, коротко ли, опять есть захотели. Лиса запела:
— Медведь-медведyхно — имечко хорошее.
Лиса-олисaва — имечко хорошее.
Волк-волчyхно — имя худое!
Разорвал медведь волка. Стали они с лисой есть. Лиса часть съела, а другую-то припрятала. Сидели-сидели, опять проголодались. Лиса потихоньку начала есть припрятанное, а медведь спрашивает:
— Чем, лисанька, лакомишься?
— Кишочки свои достаю и ем.
— А как ты их достаешь?
— Распорола брюхо и достаю.
Медведь поверил и распорол себе брюхо.
Осталась лиса одна в яме. Прошло немного времени, летит мимо птичка-синичка. Лиса кричит ей:
— Птичка-синичка, выручи меня из беды!
— А как я тебя выручу?
— Наноси в яму веток!
Наносила птичка-синичка в яму веток, и выбралась лисица на волю.
Скачать текст:
46 КбДля электронных книг и мобильных устройств
6 КбДля всех электронных книг
82 КбОткрывается в браузере и Adobe Reader
82 КбКнига сейчас откроется в браузере
14 КбДля программы Microsoft Office Word с возможностью редактирования текста
5 КбОткрывается на всех устройствах, но текст неудобно читать
Зачем читать сказку «Звери в яме» самостоятельно?
Как гласит пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Точно так же, чтобы по-настоящему оценить и понять сказку «Звери в яме», необходимо ее прочитать самостоятельно и внимательно изучить ее содержание, подробно разобрать ход сюжета, акцентировать внимание на важных моментах и поразмышлять над смыслом, который заложен в каждом звере и их взаимодействии в яме
Чтение «Зверей в яме» позволит увидеть многие нюансы, которые не передаются в рассказах других людей о сказке. Вы будете иметь возможность сконцентрироваться на основном конфликте, внимательно изучить характеры героев, оценить этические и моральные вопросы, которые возникают в сюжете.
Точно так же, прочтение сказки позволит Вам по-настоящему окунуться в мир сказок и почувствовать волшебство, которое не передается при прослушивании о других. Наконец, суперназвание «Звери в яме» стало безумно популярным благодаря необычной и оригинальной интриге и развязке, которые Вы сможете приоткрыть, только если сами вкусите эту атмосферу. Именно поэтому необходимо прочитать эту сказку самостоятельно и ощутить ее магию!
Сорока
Эта яркая и необычная птица — нередкий персонаж русских сказок. Обычно она предстает перед читателем в образе говорливой бабушки, которая спешит разнести сплетни по всему лесу. Оказывается, этому факту есть свое «природное» объяснение. При виде охотников, пожаловавших в лес, взволнованный крик сороки, напоминающий звук трещотки, разносится по всему лесу, предупреждая об опасности не только птиц, но и всех остальных лесных жителей.
В русских народных сказках нередко фигурируют животные. Наиболее частыми персонажами являются лесные звери, домашние животные встречаются реже, да и то лишь во второстепенных ролях. Однако, реальные животные не всегда обладают теми чертами, которые были им дарованы в сказках. Скорее всего, эти образы служат людям для того, чтобы рассказать детям о человеческом мире и взаимоотношениях между людьми, наделенными теми или иными качествами. Животные же случат людям собирательными образами для упрощения описания персонажей.
Александра Ленарская