Волшебное зеркальце
Страница 1 из 6
В некотором царстве, в некотором государстве жил-былкупец-вдовец; у него были сын, да дочь, да родной брат… В одно время собирается этот купец в чужие земли ехать, разные товары закупать, берет с собой сына, а дома оставляет дочку; призывает он своего брата и говорит ему: «Препоручаю тебе, любезный братец, весь мой дом и хозяйство и усердно прошу: присматривай построже за моей дочкою, учи ее грамоте, а баловать не позволяй!» После того простился купец с братом и с дочерью и отправился в путь. А купеческая дочь была уж па возрасте и такой красоты неописанной, что хоть целый свет изойди, а другой подобной не сыщешь! Пришла дяде нечистая дума в голову, не дает ему ни днем, ни ночью покоя, стал он приставать к красной девице. «Или,— говорит,— грех со мной сотвори, или тебе на свете не жить; и сам пропаду и тебя убью!..»
Пошла как-то девица в баню, дядя за нею — только в дверь, она хвать полный таз кипятку и окатила его с головы до ног. Три недели провалялся он, еле выздоровел; страшная ненависть грызет ему сердце, и начал он думать: как бы отсмеять эту насмешку? Думал, думал, взял да и написал к своему брату письмо: твоя-де дочь худыми делами занимается, по чужим дворам таскается, дома не ночует и меня не слушает. Получил купец это письмо, прочитал и сильно разгневался; говорит сыну: «Вот твоя сестра весь дом опозорила! Не хочу ж ее миловать: поезжай сию минуту назад, изруби негодницу на мелкие части и на этом ноже привези ее сердце. Пусть добрые люди не смеются с нашего рода-племени!»
Сын взял острый нож и поехал домой; приехал в свой родной город потихоньку, никому не сказываясь, и начал по сторонам разведывать: как живет такая-то купеческая дочь? Все в один голос хвалят ее — не нахвалятся: и тиха-то, и скромна, и бога знает, и добрых людей слушается. Разузнавши все, пошел он к своей сестрице; та обрадовалась, кинулась к нему навстречу, обнимает, целует: «Милый братец! Как тебя господь принес? Что наш родимый батюшка?» — «Ах, милая сестрица, не спеши радоваться. Не к добру мой приезд: меня прислал батюшка, приказал твое белое тело изрубить на мелкие части, сердце твое вынуть да на этом ноже к нему доставить».
Сестра заплакала. «Боже мой,— говорит,— за что такая немилость?» — «А вот за что!» — отвечал брат и рассказал ей о дядином письме. «Ах, братец, я ни в чем не виновна!» Купеческий сын выслушал, как и что случилося, и говорит: «Не плачь, сестрица! Я сам знаю, что ты не виновна, и хоть батюшка не велел принимать никаких оправданий, а все-таки казнить тебя не хочу. Лучше соберись ты и ступай из отцовского дома куды глаза глядят; бог тебя не оставит!» Купеческая дочь не стала долго думать, собралась в дорогу, простилась с братцем и пошла, куда — и сама не ведает. А ее брат убил дворовую собаку, вынул сердце, нацепил на острый нож и повез к отцу. Отдает ему собачье сердце: «Так и так,— говорит,— по твоему родительскому приказанию казнил сестрицу».— «А ну ее! Собаке собачья и смерть!» — отвечал отец.
Долго ли, коротко ли блуждала красная девица по белому свету, наконец зашла в частый, дремучий лес: из-за высоких деревьев чуть-чуть небо видно. Стала она ходить по этому лесу и случайно вышла на широкую поляну; на этой поляне — белокаменный дворец, кругом дворца железная решетка. «Дайка,— думает девица,— зайду я в этот дворец, не все же злые люди, авось худа не будет!» Входит она в палаты — в палатах нет ни души человеческой; хотела было назад поворотить — вдруг прискакали на двор два сильномогучие богатыря, вошли во дворец, увидали девицу и говорят:
Предыдущая 1 Следующая
Сказка «Зеркальце» для спектакля со старшими дошкольниками
Елена Цымбал Сказка «Зеркальце» для спектакля со старшими дошкольниками
Сказка «Зеркальце»
Действующие лица:
Сказочник, Девочка, заяц Прошка, Ворона, Крот, Ежик, Гусь, Белочка1, Белочка2, Медвежонок
Пошла девочка в лес погулять. Модно одетая (синее платье, синие гольфы, красные босоножки, в руках у неё красная сумочка, а в ней: зеркальце, губная помада и конфета. А заяц Прошка спал. Шла девочка по тропинке и пела:
«Кто похвалит меня лучше всех,
тот получит сладкую конфету!»
Прошка: Что? Побежал на звук
Ворона- интересно, куда это Прошка побежал? Полетела посмотреть.
Девочка идет по лесу и поет:
«Что за скучный лес, ну просто смех.
Ничего хорошего в нём нету.
Кто похвалит меня лучше всех,
тот получит сладкую конфету!»
Ворона: Здра-а-вствуй, красавица! А кто же это такой маленький! У ты моя золотая! Ну, где тут у тебя конфета?
Девочка –Вот здесь. Достала из сумочки помаду, накрасила губы — Разве я маленькая? И, обидевшись, пошла дальше.
Ворона: Как тебе известно мы вороны живем 300 лет.
Девочка: Нет не известно, ворон мы еще не проходили. Чудесная погода не правда ли?
Прошка — Кыш. Кыш, кыш. Это моя девочка, это моя конфета!
Ворона –Интересно! Белкам: выгодное дело! Что получим –пополам. Всем шепчет на ухо (медведю, ежу, гусю, кроту)
Крот: Но как я ее увижу, я же слепой.
Ворона: Ничего, ты ее услышишь. Стой здесь!
Девочка поет
«Что за скучный лес, ну просто смех
Ничего хорошего в нём нету.
Кто похвалит меня лучше всех,
тот получит сладкую конфету!»
Прошка: Ты самая это –добрая, самая толстая!
(Девочка фыркнула)
Прошка: Ой нет, нет не то…
Белки: Какое замечательное платье!
Медведь: Какая красоточка!
Гусь: Какие у нее босоножки, какие у нее банты!
Крот Прошке: Послушай дитя, ты прекрасна как свет утренней зари, у тебя самые большие в мире глаза. Ты очень красивая девочка!
Прошка: Кто!
Крот: Прошу прощенья, уходит.
А Прошка его останавливает: Стой, стой, что ты сказал про глаза?
Крот: Я сказал, что они самые большие в мире.
Прошка: Все правильно, ты гений. Если девочка даст мне конфету – тебе половина!
Ворона: Фи, какая воображала!
Прошка: Я придумал, давай конфету. У тебя самые большие в мире эти –глаза!
Девочка: А еще что?
Прошка: У тебя самые большие в мире эти ресницы!
Девочка: Это очень хорошо. А еще что? Девочка открывает сумочку
Белка1: Ой какая кривляка! Девочка достает конфету
Белка2: Ах, сейчас она отдаст ему конфету!
Девочка: А еще что?
Прошка: У тебя, у тебя…
Ворона: Уши!
Прошка: У тебя самые большие уши! Не не не, не уши. Девочка кладет конфету в сумочку
Ворона: Нос, нос!
Прошка: У тебя самый большой в мире – нос Девочка захлопнула сумочку
Ворона смеется: ха-ха-ха
Заяц Прошка идет вслед за девочкой: Я никогда в жизни не ел конфет, очень хочется.
Навстречу ежик.
Девочка ежу: Кто похвалит меня лучше всех, тот получит большую конфету! Потрогала ежа и укололась.
Девочка: Ой, противный ой, мама! Плачет
Еж: ах ты капризная девчонка, давай сюда руку. Вот так. А ты ведь и в самом деле красивая!
Прошка: Да, да теперь ты в самом деле почему- то красивая.
Девочка: Это потому что я плачу, да?
Еж: Нет, это потому что ты не кривляешься!
Все: Какая хорошая, симпатичная девочка!
Ворона: Эх, предатели!
Заяц: Я так люблю конфеты, так люблю, только я их ни-когда в жизни не ел.
Еж: а в самом деле, отдай Прошке конфету, а нам зеркальце.
Заяц Прошка на пеньке делит конфету: Вот до сих пор мне, а это кроту, а?
Ворона отвлекает Прошку и отнимает конфету.
Еж: Прошка, Прошка! Иди посмотреть в зеркальце!
Девочка: Прошка, неужели не вкусно? Тебе не понравилась конфетка?
Прошка: Еще как понравилась. Это очень полезно как его для организма! Смотрится в зеркальце: а кто это там такое?
Еж: Это ты!
Прошка: По- моему я здорово похож на этого на бегемота. Смеются.
Ворона: Кто похвалит меня лучше всех
Тот получит большую сладкую конфету
Неужели вы меня совсем не похвалите? Ну хоть немного!
Вот ты мальчик, или ты девочка! Ведь вы любите конфеты, я знаю!
А кроме того, сладкое так полезно для организма, а?
Сказки про зеркало
Волшебное зеркало
У этого термина существуют и другие значения, см. Волшебное зеркало (значения). Люси Мэдокс Браун «Волшебное зеркало» (ок. 1880)
Волше́бное зе́ркало — зеркало, в котором, согласно древнему восточному и весьма распространённому сказанию, можно видеть, что делается во всём мире, — как прошедшее так и будущее.
Такое свойство приписывалось зеркалу японской богини солнца Аматэрасу, волшебному кубку персидского солнечного героя Джамшида и зеркалу Диониса.
Из средневековых чернокнижников Агриппа фон-Неттесгейм (1486—1535) утверждал, что может сделать подобное зеркало из семи металлов.
В новейшее время под именем китайских и японских волшебных зеркал стали известны металлические зеркала, с помощью которых можно получать на стене отражения фигур, рельефным образом отчеканенных на задней стороне зеркала. Всё дело заключается в незаметных неровностях, которые образуются на полированной поверхности зеркала и прямо не видны. На различно утолщённых местах, благодаря рельефу фигур, поверхность гладкой стороны зеркала от неодинаковых частичных натяжений по-разному изменяется, но настолько мало, что только при известном освещении отражение света делает их видимыми.
> См. также
- «Волшебное зеркало» — сказка Власа Дорошевича.
- «Белоснежка»
- Докё (зеркало)
- Мифология
> Примечания
- 1 2 3 4 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
№ II (Василий Васильевич Голубков, Анна Петровна Алексич, Сарра Моисеевна Браиловская)
Сказка — один из наиболее древних видов народного творчества. Многие из них были созданы в далёкую старину неизвестными талантливыми людьми из народа и потом передавались от дедов к отцам, от отцов к детям. Итак как сказки не записывались, а рассказывались устно, по памяти, то они, естественно, подвергались изменениям и дополнениям.
Среди известных нам сказок следует различать сказки о животных, волшебные ( фантастические) и сказки бытовые, отражающие повседневную жизнь людей.
Всем с детства знакомы такие сказки о животных, как «Теремок» или о лисе, которая, притворившись мёртвой, крадёт у мужика рыбу с воза; о глупом волке, который по совету хитрой лисы ловил рыбу, опустив хвост в прорубь.
В фантастических сказках много чудесного, необыкновенного. В них действуют добрые и злые волшебники, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, «Ковёр-самолёт», «Сапоги-скороходы», «Волшебное зеркальце» и другие существа и предметы, наделённые сверхъестественной силой. В волшебных сказках люди могут превращаться в животных, а животные и птицы говорить человеческим языком. Но в основу этих сказок всегда положены явления подлинной жизни. Например, в «Морозко» Мороз — Красный нос наделяет бедную девушку богатством; собачка разговаривает с мачехой. Однако наряду с этим в сказке дано правдивое изображение жизни: показаны те отношения между мачехой и падчерицей, какие действительно часто бывали в старой сечмье.
Герои волшебной сказки «Царевна-лягушка» — Василиса Премудрая, обращенная в лягушку-квакушку, и Иван-царевич, с которым происходят необыкновенные приключения. Но скромность, доброта и смелость помогают Ивану-царевичу преодолеть все препятствия и найти красавицу-жену, Василису Премудрую.
В чудесных вымыслах фантастических сказок «Морозко», «Царевна-лягушка» и других народ воплощал свои мечты о будущей справедливой, счастливой жизни, о свободном, интересном, облегчённом. человеком труде, выражал уверенность в торжестве правды и добра.
В бытовых сказках отражены отношения между богатыми и бедными.
Сказки отличаются своим построением. Они часто начинаются словами:
- «В некотором царстве, в некотором государстве», или:
- «Жили-были…»
— и заканчиваются словами:
- «Стали жить да поживать, да добра наживать», или:
- «Устроили пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Характерная особенность в развитии действия сказок — повторение, обычно троекратное. Например, три раза Морозко приходит к падчерице, три раза собачка предсказывает её счастливую судьбу. В сказке «Царевна-лягушка» царь трижды отдаёт приказания жёнам царевичей.
Язык сказки простой, понятный, образный, т. е. помогающий нам зрительно представить тот или иной предмет или человека.
В сказках много таких характерных для них выражений, как добрый молодец, красная девица, мамки-няньки, ела-кушала, утро вечера мудреней и т. п.
У нашего народа было немало талантливых сказочников и сказочниц, которые покоряли, увлекали слушателей своими сказками, воспитывали любовь к красоте, добру, благородным поступкам, внушали отвращение ко всему дурному, злому, несправедливому.
В жизни многих замечательных русских писателей большую роль играли сказочники и сказочницы из народа. А. С. Пушкин заслушивался сказками няни Арины Родионовны, А. М. Горький — сказками бабушки Акулины Ивановны.
Кроме сказок, сложенных народом, есть сказки, созданные писателями. Таковы
- сказки А. С. Пушкина,
- «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова,
- «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского,
- немецких писателей — братьев Гримм,
- датского писателя Г.-Х. Андерсена.
Широко известны сказки и советских писателей:
- А. П. Гайдара,
- П. П. Бажова,
- С. Я. Маршака и других.
← ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА |
О ЗАГАДКАХ — ОПИСАНИЕ СОПОСТАВЛЕНИЙ, ВИДЫ ЗАГАДОК, СОВРЕМЕННОСТЬ → |
---|
Примечания
- Записано в Новогрудском уезде Гродненской губ. учителем М. А. Дмитриевым. Язык белорусский.
- Лучшей.
- К зеркалу.
- Падчерица.
- Отвечало.
- Прогулка.
- Вместо.
- Дворец.
- Согласиться.
- Уверена.
- Из любопытства.
- Переоделась торговкою.
- Королевне один понравился.
- С охоты.
- Приветствовать.
- Надеть другое платье.
- Должно быть, вероятно.
- Нищенкою.
- Молитва «Отче наш», и вообще молитва.
- Подговорен.
- Серебряный гроб.
- На коне.
- Лаять.
- Вверх.
- Озлобившись.
- На телегу.
- Отворил.
- Влюбился.
- Родители.
- Скучный, печальный.
- Сюртук, кафтан (?).
- Воскресенье.
- Свадьба.
- Чюмич, чюмичка — металлическая или деревянная поварская ложка с длинной ручкой. (прим. редактора Викитеки)
- Яруги — овраги, лощины, буераки (Ред.).