Анализ басни «Собака и Волк»
Перед нами раскрывается мудрая и смышленая Собака, которая сыграв на завышенных амбициях Волка, с легкостью «обводит его вокруг пальца», и корыстолюбивый максималист Волк, отказавшийся ради неопределенного лучшего, ожидающего впереди, от вполне реального настоящего.
В повседневной жизни мы очень часто слышим фразы об отложенном настоящем и порой не задумываемся, какие последствия нас ожидают: перенесенная работа на завтрашний день зачастую оборачивается еще большей загруженностью и нервозностью из-за накопившегося материала; не сделанное домашнее задание, отнесенное на утро следующего дня, чаще всего так и не достается из закромов памяти при ответе на уроке. И это лишь малая часть наших «завтрашних дел». Живите сегодня, быть может, завтрашнее время вам понадобится для спонтанного осуществления мечты, к которой вы шли всю свою жизнь!
Лев Николаевич Толстой
(1828 — 1910) — известный русский писатель, публицист, философ, номинант нобелевской премии по литературе.
Человеческие взаимоотношения очень разнообразны, и чтобы объяснить их ребенку родителям приходится затрачивать немало сил. Пытаясь наглядно продемонстрировать детям правильное поведение в обществе, взрослые придумали специальные поучительные рассказы – басни. В короткий текст вкладывалась история, которая показывала мальчикам и девочкам как следует реагировать на различные жизненные ситуации.
Многие писатели уделяли особое внимание этому литературному жанру, не стал исключением и Лев Толстой. Всемирно известный русский классик оставил своим читателям ряд занимательных басен, способных активизировать мышление неискушенного человека
Изучив его произведения, ребенок поймет важность внутренней порядочности, доброты, искренности и честности. При этом он осознает, что любой неблаговидный поступок сурово наказывается судьбой, и в итоге торжествует справедливость
Басни Толстого
Басни Толстого – самостоятельный памятник русской литературы и одно из лучших переложений басен Эзопа. Небольшие, но познавательные басни Толстого стоит читать, чтобы проникнуться духом гениальных произведений.
Есть несколько причин басни Толстого читать – и своим детям, и самостоятельно, и школьникам, и взрослым.
Во-первых, это часть того базового уровня культуры, который впитывается с самых юных лет, который потом служит базой для дальнейшего развития и образования.
Во-вторых, басни Толстого отлично передают и смысл, и дух басен великого Эзопа. У Толстого был свой собственный взгляд на то, как их надо переводить, и этот взгляд заслуживает внимания и уважения.
Полулегендарный Эзоп оставил нам целую серию классических басен, которые, пережив два с половиной тысячелетия, вошли в сокровищницу мировой литературы, стали основой для басен Крылова и Лафонтена, многократно вплетались в сюжеты самых разных произведений искусства. И когда Толстой прочитал басни греческого мудреца, он понял, что их необходимо знать детям. Но как донести до детей древнегреческие сказания?
Подход Толстого к переводу басен
Эзоп, если и существовал, то не был поэтом, его басни написаны в прозе. Они лаконичны, ясны, и доносят понятную детям мораль через естественные образы. Это гениальный образец чистоты слова и мысли.
Традиционно же все басни переводили стихами.
По мнению Толстого, читать басни после этого становилось сложнее, появлялись ненужные излишества, и пропадала та стройность, которая являлась их неотъемлемой частью.
Переводы и басни Толстого, читать которые мы все можем сейчас, делятся на несколько видов:
- Буквальные. Он сам их так называл. Основная идея – максимально точно передать оригинал, слово в слово.
- Вольные переложения в прозе. Так Толстой переводил басни для детей. Он тщательно, аккуратно передавал сюжет, при этом приближая его к современной реальности. Где-то это достигалось вплетением пословиц, где-то – народных сказок. Некоторые басни Эзопа Толстой пересказывал в виде короткой зарисовки, рассказа (например, так появился рассказ «Два товарища»).
Отличия и сходства басен Толстого и Крылова
Если мы начнём басни Толстого читать, мы сразу увидим и знакомые образы, и те, что отличаются от привычного. Всё дело в разном подходе.
Так, например, и Толстой, и Крылов иногда заменяли персонажей и заголовки в баснях Эзопа. Их делали ближе к привычным нам реалиям. Так, например, в басне «Мужик и Водяной» изначально был греческий бог Гермес.
Но понятно, что крестьянским детям история становилась понятнее с более близкими персонажами.
В то же время, в переводах Крылова и Лафонтена ворона и лисица спорят из-за куска сыра. Толстой подчёркивал противоестественность такого сюжета: ни одно из этих животных не питается сыром. И у него, как и в оригинале у Эзопа, ворона держит в клюве кусок мяса.
Ясность и чистота басен Толстого
Главное, к чему стремился Толстой, – к красоте, краткости и ясности текста. Именно в этом он видел суть басни. Во всех переложениях и стихотворных переводах было много лишнего. Он же пытался передать подлинное лицо басни как образа лаконизма.
Басни Толстого живые, поучительные и понятные каждому истории. Они близки, они заставляют что-то в душе откликаться и меняться. А значит, отвечают основным целям автора: обучать читателей прекрасному родному языку и знакомить их с классическими баснями
Мораль басен Толстого всегда понятна детям – и это очень важно
Идея и главная мысль
Главная проблема, затронутая в этом произведении, — правильное отношение к своим постаревшим родителям. Очень часто взрослые дети оказываются равнодушны к их болезням, со злобой относятся к их недостаткам, не понимают, что те прожили долгую жизнь, вырастили своих детей и теперь заслуживают уважения и благодарности с их стороны.
Основная мысль басни — необходимо уважать старость, оказывать пожилым людям почёт и заботиться о них, быть к ним терпеливыми и снисходительными.
Произведение учит, что за больными и немощными стариками нужно ухаживать, учит не быть равнодушным эгоистом и быть благодарным своим родителям, которые в своё время сделали для своих детей много хорошего.
Также автор хочет донести до читателей, что маленькие дети берут со старших пример, даже если этот пример — не всегда положительный. В силу своего возраста они не всегда понимают, что правильно, а что — нет. Поэтому маленький Миша решил, что кормить стариков из лоханки — это норма, и начал готовиться относиться так же к собственным родителям, когда они состарятся. Но тем самым он невольно открыл им глаза на неприглядную картину, показав, насколько они неправы. Спроецировав ситуацию на себя, они признали свою ошибку и изменились.
Толстой «Собака и ее тень.» Что отражает заголовок басни. Какова тема?
Басня Толстого Собака и ее тень Тема и главная мысль басни
Почему собака осталась ни с чем?
Найдите в тексте начало, основную часть и концовку.
Прочитаем текст басни Толстого «Собака и ее тень»:
Определим тему этой басни. Басня рассказывает о собаке,которая приняла свое отражение, тень, за другую собаку и попыталась отнять у своей тени мясо.
Заголовок басни отражает именно тему басни. По нему мы не можем понять, какой же окажется главная мысль басни. Мы только узнаем о главных действующих лицах.
Определим главную мысль басни. Нельзя жадничать, а нужно довольствоваться тем, что имеешь. Эту главную мысль можно выразить пословицей:
Собака в басне осталась ни с чем, как раз потому, что погналась за двумя зайцами. Своего мяса ей показалось мало и она попыталась отобрать кусок мяса у отражения. А в итоге и свое мясо уплыло, и у отражения никакого мяса не было.
К речевым действиям можно отнести действия, так или иначе связанные с речевой деятельностью человека. Речевые действия выражают такие глаголы как: говорить, произносить, выговаривать, сказать, рассказать, объяснить, растолковать, спросить, ответить, разъяснить, высказать, прошептать, прокричать, промямлить и многие другие.
Любой проект делается на слайдах. На первом пишем ФИО ученика, номер школы, класс и т.д. На втором цель проекта. Например познакомиться с рифмой. Потом уже непосредственно начинаем выполнять задания. Читаем внимательно стихотворение Чиарди и на слайде рифмующиеся слова выделяем другим цветом.
Сразу выделяем рифмованные слова. В первом абзаце это будут слова сыграть и рифмовать.
Исследовать есть ли рифма в таком стихотворении.
Конечно же и тут видим рифму. Правильно следует записать овечки и речки, течет и печет.
В этом задании стихотворными строчки, так чтобы они и по рифме совпадали и по смысловому значению.
А в последнем задании к предложенному из слов, составляем уже свой словарик из рифм.
В этом проекте можно на слайдах все визуально показать. Например белочка-стрелочка, диванчик-одуванчик и т.д. Однако все же слайдами перегружать не стоит ведь проект для второклассника.
Проект по русскому языку для 2 класса
И в шутку и всерьез.
Источник
Русская сказка
Сказка Льва Толстого «Собака и её тень»
Лев Толстой – великий мастер слова. Он очень внимательно к нему относился. Писатель не делал разницы между взрослыми и детьми. Он считал, что для детей нужно ещё тщательнее думать над сутью сказок, чем для взрослых. Взрослые обладают жизненным опытом, а малыши только постигают окружающий мир, поведение животных и человека.
Пересказ произведения автора
Сказка о собаке и её тени очень короткая. В тексте речь идёт о том, что собака переходила по дощечке речку. Где-то ей удалось достать кусок мяса. В отражении в реке она заметила, что какая-то собака тоже мясо в зубах несёт. Своё мясо собака бросила, позарилась на чужое. Бросилось жадное животное к собаке, которую увидела в отражении. Да где там! Только своё мясо утопила в реке, а чужого и вовсе не было. Вот и осталась глупая собака голодной.
Что высмеивал Лев Толстой?
Темы, о которых пытается сказать читателю Толстой – глупость и жадность. Не может жадный человек сделать доброе дело даже себе. Почему собака не удовольствовалась тем, что у неё уже было? Пусть съела бы кусок мяса, который ей удалось добыть. Дело в глупости. Так и люди, которые необразованные, видят не истинную причину, а лишь её отражение. Не стоит гоняться за призрачным счастьем. Стоит вспомнить народную мудрость: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Если смог добиться в жизни чего-то стоящего, не стоит этим пренебрегать. Пусть тебя манят чужие дворцы и золотые клетки, дороже свобода и кусок хлеба, лежащий на столе, а не тот торт, который только в мечтах.
Старый дед и внучек
(Басня)Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Читать и слушать басни Толстого онлайн
Героями басен Льва Толстого почти всегда являются животные. Многие повадки зверей и птиц воплощают реальные пороки людей. Лисья хитрость, воронья глупость, волчье коварство и другие черты характера, присущие человеку, ярко демонстрируют юным читателям, как непросто строить отношения в обществе. Начав читать произведения известного русского классика, дети приобретут опыт, который благотворно повлияет на процесс их воспитания.
О басне
Рассказ басня Льва Толстого «Волк и собака»
Читая сказки в книге Льва Толстого, не устаёшь удивляться наблюдательности и дальновидности писателя. Ведь только такие произведения, основанные на сопоставлении животных и человека, помогут выработать правильное поведение у детей, которым только предстоит войти во взрослую жизнь.
Пересказ
Шёл однажды голодный исхудавший волк мимо деревни. Навстречу попалась ему упитанная собака. Хищник не удержался и спросил, откуда собаки корм берут. Собака не стала делать из этого какую-то тайну и правдиво сказала, что её кормят люди. Сообразил волк, что у собак трудная работа, и за это её так высоко ценят люди. Но собака возразила, что ничего трудного нет в том, чтобы стеречь по ночам двор. Удивился хищник и сам захотел к человеку на такую службу наняться, чтобы всегда сытым быть. Собаке нечего было возразить, она и посоветовала волку пойти и за еду начать у человека работать. Обрадовался волк, отправился вместе с собакой двор охранять. Приближаясь к воротам, волк заметил, что на собачьей шее вся шерсть стёрлась, поинтересовался хищник о причине такого несчастья, но собака уклонилась от ответа. Потом рассказала, что так часто бывает от цепи, на которой она вынуждена весь день сидеть. Передумал волк на службу наниматься. Воля для него оказалась дороже вкусной еды.
В чём мораль
Суть этой толстовской сказки очевидна даже ребёнку, который поймёт, что волк не захотел променять свою свободу на сытую довольную жизнь. Для него служба охранником, которую предпочла собака, очень похожа на рабство, хотя и сытое. И все опасности волка не устрашают, ему главное быть хозяином своей жизни, а бегать по цепи и заискивать перед хозяином – это не для его волчьей натуры. И для лесного жителя, привыкшего к свободе, не стоит искать защиты у тех, кто сильнее, чем он сам. За это иногда приходится платить очень дорого. Каждый сам выбирает свой путь. Для собаки свобода не столь дорога, в её жизни стало главным быть полезной человеку, а он за эту верность и преданность, за готовность помочь платит едой. Она заплатила свободой и независимостью. Волк свободен, но ему эта свободная жизнь стоит сытости и удовольствий. Эта его плата, его выбор такого жизненного пути. И в тексте сказки об этом сказано простым и понятным языком. Для родителей не составит труда добиться понимания всего содержания от ребёнка. Труднее узнать, какая дорога в жизни близка для сына или дочери. Кто готов из малышей уже сейчас идти своей дорогой, не слушать чьи-то указания, а самому двигаться навстречу к своей цели. Ведь независимость ценилась во все времена: «Хорошо свободному человеку и под кустом жить».
Читайте текст рассказа русского писателя Льва Николаевича Толстого «Волк и собака
» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
— Скажи, собака, откуда вы корм берете?
Собака сказала:
— Люди нам дают.
— Верно, вы трудную людям службу служите?
Собака сказала:
— Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.
— Так только за это вас так кормят? — сказал волк. — Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма достать.
— что ж, иди, — сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стерта. Он сказал:
— А это у тебя, собака, отчего?
— Да так, — сказала собака.
— Да что так?
— Да так, от цепи. Днем ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стерло немного шерсть на шее.
— Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.
Басня Толстого «Собака и Волк» – урок всем тем, кто любит откладывать свои дела на последний, а порой и «лучший» момент. Она – иллюстрация того, какими печальными могут быть последствия бездействия.
Два брата
Жили в деревне два брата, один богатый, другой бедный. Бедный брат просил, просил богатого брата о помощи, но все без толку. Богатый брат был очень жадный. Решил бедняк обхитрить его. Вот и говорит как-то своей жене: — Купи куропатку, а я с братом на охоту пойду да возьму с собой кролика. А потом пошлю кролика домой, скажу ему, чтоб передал тебе, чтобы жарила ты куропатку и ждала нас с братом к ужину.
Так всё и вышло. На охоте вынул бедняк кролика из-за пазухи и говорит: — Беги, дружок, домой да накажи жене, чтоб жарила куропатку и ждала нас с братом к ужину.
Дал кролику шлепка, тот и помчался. Богатый брат так удивился, что про охоту позабыл, только и думает, как бы поскорее вернуться да узнать, хорошо ли кролик поручение выполнил. Вот пришли домой, бедняк и спрашивает жену: — Готов ли ужин, жёнушка? Передал тебе кролик мой наказ? — А как же! Куропатка на столе, кушайте на здоровье.
Раззадорился богач.
— Продай мне кролика, — говорит. — Что ты, что ты, как продать? Я его и туда, и сюда, и всюду посылаю. — Продай, я тебе хорошо заплачу.
Согласился бедняк, продал, да совсем другого, из крольчатника. Первого-то кролика след давно простыл. Забрал богач кролика, дал ему поручение, выпустил — и поминай как звали!
Прошло сколько-то времени, кончились у бедняка деньги, он и говорит жене: — Давай опять заставим брата раскошелиться. Намешай-ка ты в корм нашей старой ослице мелких монет, а я его в гости позову. Пусть увидит деньги в навозе, я скажу, это ослица нам деньги делает.
Как увидал богач золото, обомлел и давай просить: продай да продай ему ослицу.
— Ни за что не продам,- отвечает бедный брат. — Я с ней разбогател, скоро совсем богачом заделаюсь. Ещё чего! Я тебе кролика уступил, да за гроши, а ты его упустил! Не продам. — Продай, брат, проси за ослицу сколько хочешь.
Долго пришлось бедняка уговаривать. Наконец он согласился, взял за ослицу кучу денег.
Повёл богатый брат ослицу домой. Конюшню приказал вычистить, задать ослице богатого корма, а сам ждет. А денег всё нет и нет. Через несколько дней побежал он к бедняку: — Ты меня надул, одурачил! — Это я дурак, раз продаю тебе своё самое дорогое, а ты не бережёшь ничего, знай портишь. Никогда теперь не уступлю тебе!
Был в том краю такой обычай. Если кто резал поросенка, бочок свежатинки обязательно должен был отнести аббату. А богачу вовсе не хотелось делиться мясом. Стал он бедному брату жаловаться и обычай тот ругать. Бедняк его и надоумил: — Как зарежешь поросёнка, оставь его на ночь во дворе, а утром спрячь и говори всем, что поросёнка, мол, украли.
Обрадовался богач и сделал всё в точности, как бедняк посоветовал. Подвесил тушу во дворе и спать пошёл. Хитрый бедняк хвать ночью поросёнка! Наутро смотрит богач — нет поросёнка! Побежал он к бедному брату, кричит, жалуется, а тот хохочет: — Молодец, брат! Так и говори всем, и не надо будет ничего аббату отдавать!
Богач ещё громче кричит, ещё сильней ругается — он-то знает, что мясо и вправду украли! А бедный прямо надрывается от смеха. Так и ушёл богач домой ни с чем.
А пройдоха посмеялся вволю да и говорит жене: — Ну, жена вот мы с тобой и свининкой разжились.
Так жадному богатею и надо.
Басни Толстого – мудрость для детей :
Россия подарила миру множество гениальных писателей, которыми мы не устанем восхищаться. Среди них особое место занимают создатели произведений для детей. Необходимо чрезвычайное мастерство, чтобы донести до юных читателей глубокий смысл в интересной форме. Басни Толстого являются одними из наиболее значимых детских произведений.
Что такое басня?
Это произведение представляет собой краткий рассказ, который тем не менее содержит глубокий смысл.
Басни имеют очень важное значение для развития личности ребенка, ведь они позволяют ему легче запоминать мораль произведений. Басня короче сказки, что позволяет детям легко дослушать ее до конца. Обычно они пишутся в прозе, как было и у Эзопа
Именно его произведения легли в основу басен Л.Н. Толстого
Обычно они пишутся в прозе, как было и у Эзопа. Именно его произведения легли в основу басен Л.Н. Толстого.
Автор вкладывал свое значение в слово “басня”. Он считал, что эти произведения должны быть яркими, короткими и понятными. И.А.
Крылов был не очень близок к оригиналу в своих стихотворных баснях, как считал Лев Толстой.
Басни для детей должны быть ближе к оригиналу, дословными, а для придания стихотворной формы автору пришлось много добавлять. Именно поэтому Л.Н. Толстой взялся за их перевод с оригинала сам.
История появления басен Л.Н. Толстого
Несомненно, одним из выдающихся русских писателей является Лев Николаевич Толстой. Басни его хорошо известны детям и школьникам, в то время как у взрослых он ассоциируется уже с такими серьезными произведениями, как “Война и мир” и “Анна Каренина”. Что бы ни писал автор, одно остается неизменным – он вкладывает в свои произведения всю душу, именно поэтому его так любят взрослые и дети.
Басни Толстого имеют интересную историю. Он переводил их с оригинала, стараясь максимально придерживаться первоначального смысла, но в то же время перерабатывать их под реалии русской культуры и своего времени. Так, например, писателю казалось странным и непонятным, почему в басне “Ворон и лисица” в прежних переводах был сыр, ведь животные не едят его.
Писатель работал не просто так, а создавал азбуку для открытой им школы в Ясной Поляне. Л.Н. Толстой считал, что именно басни необходимы детям для обучения и полноценного развития. В 1874 году была выпущена книга для самых маленьких, в которой и были записаны все басни.
О чем басни толстого?
Сам смысл и изложение басен Л.Н. Толстой позаимствовал у Эзопа. Это было сделано не потому, что автор не мог сам придумать их, а потому, что он считал их образцовыми. Лев Николаевич очень высоко ценил труды античного автора.
Басни Толстого представляют собой небольшие рассказы про животных и людей. Обычно в них содержится небольшая проблема, по результатам которой следуют авторские выводы.
Примеров басен можно привести много: “Стрекоза и муравей”, “Волк и журавль”, “Мужик и водяной”, “Курица и золотые яйца” и еще много-много прочих. Действующие лица обычно представляются еще в самом названии басни, а вот постичь ее мудрость можно, лишь прочитав произведение.
Басня “Два товарища”
Басня Толстого “Два товарища” может служить хорошим примером для разбора всех басен. Сам рассказ занимает менее страницы, однако он наполнен глубоким смыслом.
Сюжет басни предельно прост. Двое мужчин идут по тропинке и встречают медведя. Естественно, они перепугались. В результате один успел залезть на дерево, а второй так и остался стоять.
Когда медведь стал подходить, он прикинулся мертвым и так спасся. Медведь понюхал его и ушел. Когда первый мужчина слез, он шутливо спросил у второго, что сказал ему медведь.
Произведение интересно не только по своей форме, но и по содержанию. Действительно, если бы мужик не прикинулся мертвым, то съел бы его медведь, а первый так и сидел бы на дереве и наблюдал за этим. Из этой басни дети могут вынести один урок: не стоит называть друзьями тех, кто в трудную минуту тебя может бросить.
Солнце и ветер
Выступление с притчей. Лучшая легенда, притча, история. Выступление с притчей
Солнце и Ветер поспорили, кто из них сильнее?
И Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».
Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган. Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ.
Наконец Ветер стих и прекратился. А Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник повеселел и снял плащ.
И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.
Читать и слушать басни Толстого онлайн
Героями басен Льва Толстого почти всегда являются животные. Многие повадки зверей и птиц воплощают реальные пороки людей. Лисья хитрость, воронья глупость, волчье коварство и другие черты характера, присущие человеку, ярко демонстрируют юным читателям, как непросто строить отношения в обществе. Начав читать произведения известного русского классика, дети приобретут опыт, который благотворно повлияет на процесс их воспитания.
Басня Толстого «Собака и Волк» – урок всем тем, кто любит откладывать свои дела на последний, а порой и «лучший» момент. Она – иллюстрация того, какими печальными могут быть последствия бездействия.
Царь и рубашка (Сказка)
Один царь был болен и сказал: «Половину царства отдам тому, кто меня вылечит». Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: если найти счастливого человека снять с него рубашку и надеть на царя — царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются. Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему — кто-то говорит: «Вот слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?» Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было и рубашки.
Какая бывает роса на траве
(Описание)
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется