Сочинение по русскому языку по тексту чехова был поздний вечер

Сочинение по русскому языку по тексту чехова был поздний вечер

Краткое содержание

Поздно вечером заболевший домашний учитель Егор Алексеич Свойкин от доктора направился прямо в аптеку, чтобы не терять даром времени. Его поразила богатая лестница с дорогими коврами, особый лекарственный запах и атмосфера аптеки со всеми микстурами и склянками.

За конторкой стоял провизор — солидный, строгий и выхоленный господин. Высоко подняв голову, он читал газету, лежащую на конторке. За проволочной решёткой находился кассир, который считал мелочь. В глубине помещения по ту сторону прилавка копошились две тёмные фигуры, занятые приготовлением порошков и микстур.

Свойкин передал провизору рецепт. Тот дочитал в газете до точки и только после этого пренебрежительно взял его, обратился к ассистентам на латыни, те ответили на немецком. Оказалось, что всё будет готово только через час. Пришлось ждать, присев на диван. Свойкину было тяжело: горло горело, руки и ноги ломило, в голове был туман. Стук мраморной ступки ассистентов только усугублял положение.

Чтобы отвлечься от своего состояния, он попытался пару раз заговорить с провизором, но тот молчал. Свойкин задумался, к чему такие люди напускают на себя учёный вид. В здоровом состоянии не замечаешь их сухих физиономий и чёрствости, а как заболеешь, можно и ужаснуться… Его ожидание мучительно.

Наконец, ему выдали микстуры и велели внести в кассу рубль шесть копеек. Но у Свойкина с собой не было шести копеек. Он сказал, что завтра донесёт или пришлёт эти деньги, но провизор отчеканил, что этого нельзя. Больному было тяжело ходить, а послать за деньгами некого, однако провизор ответил: «Это не моё дело». В конце концов, учитель решил сходить домой за деньгами.

Добираясь до своего номера, он несколько раз присаживался отдыхать. Дома, взяв медяки, он прилёг на минутку, понимая, что должен подняться и вернуться в аптеку.

История написания

Рассказ описывает человеческие отношения, завязанные на купле и продаже. Когда денег критически не хватает, приходится выживать. Никто не хочет слушать о проблемах бедняка. Снисхождение чуждо главному герою произведения.

Во времена написания рассказа эта проблема считалась особо актуальной. Создана миниатюра Антоном Павловичем была в 1885 году. Именно тогда ее впервые напечатали в «Петербургской газете» в разделе «Летучие заметки». Также газетная зарисовка стала полноценным произведением первого издания сборника «Пестрые рассказы», опубликованного в 1886 году.

Обвинять автора в быстроте написания очерка невозможно. Главная тема и идея зарождались в его голове еще на заре творческого пути. Но тяжелый жизненный период перечеркнул возможность и желание описать случай более детально. Может быть, это произошло из-за способности прочувствовать тогда всю жестокость и бесчувственность общества. Но после тяжелого периода писателем был создана целая серия рассказов, посвященных общественным проблемам, приводящим к падению народного духа.

Сюжет и композиционные основы

Заболевший Свойкин отправляется к доктору, несмотря на позднее время. После этого ноги сами несут учителя в аптеку. Он показывает рецепт аптекарю. Ему приходится ждать целый час, чтобы получить препараты. Но для оплаты заказа не хватало шести копеек. Несмотря на болезнь клиента, провизор отказывается дожидаться оплаты завтрашним днем. За деньгами учитель отправляется домой.

Придя туда, Егор Алексеевич находит в ящике стола несколько медных монеток. Но ему было настолько плохо, что он свалился в бреду в постель. Медяки сыплются из рук больного, а ему снится, что он снова в аптеке расплачивается за лекарства.

На этом рассказ завершается. В нем можно выделить несколько основных композиционных моментов:

  1. Благие намерения приводят к потере драгоценного времени.
  2. Открытость финала рассказа. Можно лишь догадываться, пошел Свойкин в аптеку поутру, попал в больницу, выздоровел или умер. Исход может быть таким, каким его позволяет представить фантазия читателя.

Рассказчик использует необычные приемы, позволяющие почувствовать разницу между центральными персонажами. Первый — многословный человек, ведущий беседу с провизором, пока ожидает лекарства, несмотря на плохое самочувствие. Второй — молчаливый аптекарь, говорящий на нескольких языках, не демонстрирующий своих способностей.

История создания

Идея для этого рассказа зародилась у Чехова ещё на заре его становления как писателя, в непростой период жизни, когда его отец разорился, оставив семью без денег. Зарабатывая частными уроками, а позже находясь в Москве практически без средств к существованию, молодой писатель мог в полной мере прочувствовать равнодушие людей к чужим проблемам. Его наблюдения нашли отражение в целой серии коротких рассказов, среди которых и «В аптеке».

Произведение было написано всего за несколько часов как газетная зарисовка, «летучая заметка» для «Петербургской газеты» — одного из первых массовых печатных изданий в России.

В числе её читателей были и аристократы, и учителя, и врачи, и провизоры и все они хотели видеть себя героями газетных историй.

Текст имел подзаголовок «Сценка» и в газете был выпущен под псевдонимом автора А. Чехонте.

Что такое черствость?

Это понятие исследуется преимущественно в психологии. Здесь оно определяется как черта личности, которая сформировалась на основе утраты человеком способности сопереживать, сочувствовать, быть эмоционально чувствительным к проблемам и горю других людей или любого другого живого существа. Что такое черствость, не понаслышке знают те, кому пришлось столкнуться с черствыми людьми. К сожалению, таких все больше в нашем обществе. Мы можем встретить черствое отношение людей к нам на улице, в магазине, в больнице, на работе и так далее. Что же понимают специалисты под черствостью и какими еще качествами она дополняется?

Жанр и направление

Рассказ «В аптеке» можно смело отнести к литературному направлению реализма. Чехов стремится к достоверному изображению окружающей действительности, используя максимально типичные образы. Созданные им персонажи, их слова и действия выглядят максимально натуралистично. Читатель может поверить в то, что описываемые в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «В аптеке» можно определить, как рассказ. Повествование охватывает краткосрочный промежуток времени и включает в себя минимальное число действующих лиц. Произведение намеренно не снабжено большим количеством деталей, чтобы подчеркнуть типичность описываемого события.

По тексту А.П.Чехова «Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин…» (ЕГЭ по русскому)

Безучастное, лишённое интереса отношение к человеку называют равнодушием. Бойтесь равнодушных людей, ведь они не способны сопереживать и сочувствовать. Проблема равнодушия – одна из вечных нравственных проблем, актуальных во все времена. Эта проблема – одна из центральных в творчестве А.П.Чехова. И данный текст не исключение. На примере заурядного случая автор показывает своё отношение к людям, которые всё делают по правилам, как положено, но при этом проявляют надменность и чёрствость, граничащую с бессердечием.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Провизор аптеки, к которому обратился больной, еле стоящий на ногах учитель Егор Алексеич Свойкин, не проявляет никакого участия к пациенту : «не глядя на него, взял рецепт», «на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал». Когда выяснилось, что у учителя не хватает шести копеек на лекарство, провизор не даёт возможности оплатить микстуру позже, он заставляет больного человека идти домой за недостающей суммой. Человек в белом халате, призванный самим родом своей деятельности помогать людям, спасать их, оказывается безжалостным и жестокосердным. Савойкин, глядя на выутюженнную, вычищенную, словно вылизанную фигуру провизора, думает: «Как заболеешь, так и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

Я согласна с мнением автора. Равнодушные люди не замечают несчастий окружающих, их волнует только собственная персона. Отзывчивость, доброта, милосердие- эти категории вызывают у них лишь насмешку. А люди, не способные проявлять участие, действительно становятся духовно мёртвыми. Равнодушие Чехов считал болезнью своего времени, но прошло более 100 лет, а человечество не излечилось от неё. Во дворе дети издеваются над кошкой, а мимо спешат по своим делам взрослые и словно не замечают этой жестокости. Человеку на автобусной остановке стало плохо, а люди отворачиваются, считая, что он пьян. Кондуктор высаживает из маршрутки ребёнка за неоплаченный проезд, а на улице 30 градусов ниже нуля. Таких примеров можно приводить массу.

Нельзя допустить, чтобы умирали чувства. Чтобы о доброте, бескорыстии, открытости говорили с усмешкой и сарказмом. Необходимо помнить о том, сто от нашего поведения иногда зависит жизнь другого человека. И, может быть, мы тоже окажемся в положении, когда чьё-то участие спасёт нас.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50070

Источник

Основные синонимы черствости

Что такое черствость, можно понять по набору морально-психологических характеристик, которые ее дополняют в отношении людей. Это слово смело можно дополнить такими характеристиками человека, как равнодушие, безразличие, грубость. Иногда при черствости могут проявляться эгоизм и ненависть. Черствость — это отсутствие любви к кому-то.

Однажды мудрецу задали вопрос: «Как вы понимаете слово «черствость»?» На что он ответил, что черствость равна равнодушию. Другие отрицательные качества выражают свое отношение к человеку, пусть даже и негативное, но равнодушие не выражает ничего, оно сводит отношения к нулю, разрушая все добрые зачатки отношений между людьми. Человеку свойственно нуждаться в признании и любви. Не испытывая ощущения нужности или даже ненужности, он морально умирает, внутренне разрушается. Именно черствость, равнодушие способны убить любовь. Никакие негативные качества не сравнятся с безразличным отношением. Злость, ненависть, отвращение могут огорчить, но они не отрицают существование человека, личности. А черствость и равнодушие образно превращают его в пустое место. Они не оставляют ничего.

Главные герои

Свойкин Егор Алексеич – домашний учитель, который сильно заболел. О возрасте и внешности его ничего не говорится. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег рассчитаться за лекарство.

Провизор аптеки – безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки.

Ассистенты провизора и кассир – безликие особы, которые отвечают одну фразу: «Ja!».

А.П. Чехов очень тонко рассматривает глубину души человека. Сочинение «В аптеке» показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт. Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.

Сострадать – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу. В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

Анализ рассказа

Описание

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает загадочная атмосфера аптеки с кучей микстур, баночек, пузырьков, а также особый лекарственный запах. Он отдает приписанный доктором рецепт провизору, который имеет особый внешний вид: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай».

Провизор ответил, что лекарство будет готово только через час. Он постоянно делает важный вид, не отвлекаясь на попытки Свойкина заговорить с ним. Он приказывает что-то своим ассистентам на немецком языке и продолжает водить пальцем по газете. Свойкин пытается как-то отвлечь себя, его нестерпимо мучают боли. Учитель тяжело заболел. Он пытается донести это провизору, чтобы тот ускорился с приготовлением лекарства, но тот игнорирует его.

В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек. Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги. Провизор же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не может подняться с кровати и засыпает. Ему снится, что он пришел в аптеку снова и получил свое лекарство.

Проблема бессердечного отношения к людям..

Сочинение по тексту:

А.П. Чехов, или как он себя называл Антоша Чехонте – выдающийся русский писатель, классик мировой литературы рассуждает о проблеме бессердечного отношения к людям.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме автор рассказывает о домашнем учителе Егоре Алексеевиче Свойкине, который был тяжело болен и , получив от врача рецепт, обратился в аптеку. Провизор начал готовить лекарства, но он не пытался помочь, он лишь выполнял свою работу

На просьбу Свойкина ускориться он не отвечал, а когда больному не хватило шести копеек, он бессердечно отправил его домой.

Автор считает, что подобное отношение, не имеющее не капли сострадания, направленное от окружающих к человеку может привести к трагедии.

Я не могу не согласиться с автором. На душе появляется печаль от понимания того, что эта проблема актуальна в наше время.

Обратимся к произведению Виктора Астафьева «Людочка». Главная героиня выросла в деревне, среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности. Она ищет спасение в городе, но будучи жертвой грубого насилия в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

В качестве личного примера можно привести множество ситуаций, так если человеку становится плохо и он будет не в силах идти, если он будет лежать посреди улицы, то практически все пройдут мимо, у него даже не спросят о случившейся проблеме.

В заключение хочу сказать, не стоит замыкаться лишь на своих проблемах и бедах, порой стоит обращать внимание на других, ведь это может стоить их жизни.Текст А. П

Чехова: (1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. (3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал. (7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал: —Через час будет готово. —(9)Нельзя ли поскорее? — спросил Свойкин.—(10)Мне решительно невозможно ждать. (11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать. (13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором. —(16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек! (19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал. (20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора. «(21)Странные люди, ей-богу! — подумал он.— (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры». —(23)Получите! — вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.— (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек! —(25)Рубль шесть копеек? — забормотал Свойкин, конфузясь.— (26)А у меня только всего один рубль… (27)Как же быть-то? —(28)Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету. —(29) В таком случае вы извините… (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю. — (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите! —(33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.—(По А.П. Чехову*)

Что это такое

Значение слова бессердечие имеет определённые религиозные корни своего происхождения, поскольку преподносит такое состояние человека, как наличие бесов у него в сердце. Такое звучание и написание осталось, несмотря на все правила словообразования русского языка, поскольку наиболее полно отображает смысл, вложенный в термин. Бессердечных людей приравнивают к душевнобольным или калекам, а при ярком и тотальном проявлении этой личностной черты можно говорить о психических нарушениях. В психоневрологических симптомах бессердечие, как и излишняя жестокость, отсутствие откликаемости на проблемы социального характера является признаком душевного расстройства шизофренического или психопатического спектров.

Тесно связано бессердечие с высоким уровнем эгоизма или даже эгоцентризма при полном отсутствии каких-либо эмоций относительно всех, кто ниже или слабее. Бескорыстные поступки, мягкость в обращении, великодушие в прощении – это лишь малый список того, что не доступно бессердечному человеку. Скорее он всегда ищет выгоду, может идти по головам, причиняя боль другим и не останавливаясь перед моральными этическими законами. Кстати юридические и духовные законы будут сдерживать такого человека только до определённой поры, пока черта бесчувственности не станет главенствующей в личности.

Отсутствие участия в страдании других обусловлено не желанием человека или его личным выбором – это всё последствия фрустрации вследствие травм или отсутствия развития определённых характерологических черт. Вырастает бессердечие из отсутствия нравственности и ориентации на духовные и моральные нормы и приоритеты, попирание голоса совести, а впоследствии и полном игнорировании его сигналов. Во многом появление именно такой личностной особенности обусловлено современным обществом и изменением характера взаимодействия между людьми в глобальном смысле. Так, чем жёстче окружающий мир, тем больше человек понимает актуальность преследования только своих интересов.

Практика показывает, что если помог другим, даже в ущерб себе, то не факт, что получишь поддержку, когда понадобится. Мы всё чаще привыкаем к тому, что на сердечности могут манипулировать нищие и больные, которые на самом деле являются актёрами или спекулянтами. Друзья и знакомые преувеличивают свои несчастья, чтобы получить поддержку, когда дела у них лучше, чем у вас. Так постепенно рождается защита от эмоциональных реакций на события окружающего мира, и в приоритетах становится преследование только своих целей.

Как избавиться от равнодушия и черствости?

Мы должны осознавать, что такое черствость и равнодушие. Это блокировка различных эмоций. Началом развития этих качеств может быть период раннего детства. Причин их развития много, но как же от них избавиться?

Важно перестать обижаться на кого-либо или что-либо. Нужно тренироваться отпускать все: и плохое, и хорошее

Обида влечет за собой ком невысказанных слов и эмоций.
Нужно выражать свои эмоции социально приемлемым путем. Это не крик, разрушение, а поиск конструктивных путей решения проблемных ситуаций.
Важно распознать в себе и развивать хорошие качества. Мы не можем быть полностью положительными, как и только отрицательными. Поэтому нужно положительные качества развивать, а от отрицательных избавляться.

Тренируясь в сопереживании, эмоциональном отношении к окружающем, развитии положительного вокруг себя, вы перестанете ощущать равнодушие, пустоту и черствость.

К чему могут привести черствость и равнодушие?

Эти морально-психологические характеристики человека, по своей сути, ничего разрушительного на первый взгляд не несут. Черствый человек может ничего плохого не делать, но результаты равнодушного поведения поражают

Сколько раз мы встречаем высказывания: «Если бы раньше кинулись…», «Если бы мне сразу помогли…», «Если бы ему сразу оказали медицинскую помощь…»? Действительно, если немного раньше обратить внимание на человека, его проблему, можно уберечь его от роковых ошибок, предотвратить личностные катастрофы и так далее

Б. Ясенский когда-то сказал очень хорошую фразу на эту тему. Он четко подмечает, что враги в худшем случае могут убить, друзья могут предать, но равнодушные люди страшнее всех остальных. Они могут молча дать согласие на убийства, предательства. Никогда не знаешь, чего от них можно ожидать. Черствость и равнодушие могут привести к травмам физическим, психологическим, потере смысла жизни, смерти в крайнем случае.

Основная идея

Смысл рассказа «В аптеке» прост, но в то же время очень важен для развития человеческой цивилизации. Чехов показывает тяжёлую болезнь общества, объятого равнодушием, формализмом и мещанством. Он показывает нам, как низко может пасть человек, который равнодушен к окружающим, и какие страдания он им несёт

Видя это, читатель понимает, как важно для человека сохранить в себе душевность, не закрываться от страданий окружающих. Иначе мы все рискуем превратиться в высохших чудовищ наподобие провизора из аптеки

Таким образом, главная мысль рассказа «В аптеке» заключается необходимости отзывчивости и гуманизма в любой сфере деятельности, и особенно в той, где люди ищут помощи, находясь между жизнью и смертью.

Проблема бессердечия

Бессердечие самое тяжкое преступление против человеческой природы, собственной души и окружающих людей. Именно из него проистекают все остальные преступления, порицаемые юридическими или религиозными инстанциями. Когда человеку всё равно, что происходит с окружающими людьми, как его действия и слова могут влиять на них, то он автоматически становится социально опасным и дезадаптированным.

Последствия развития первых зачатков бессердечия могут быть полезны для временного сохранения личности, например в ситуациях оказывающих слишком сильное фрустрирующее действие или возвращающих к психотравмирующим воспоминаниям. Но стоит понимать, что когда человек задерживается в таком мировосприятии, частицы души способные реагировать на других постепенно отмирают, приводя к параличу не только нормального взаимодействия, но и к возможности собственного развития. Это касается не только масштабного понимания, но и непосредственного межличностного взаимодействия. Деградация общества влияет на уровень каждого его члена, вместе с тем отдельно взятый человек может начать выравнивать ситуацию в лучшую сторону.

Проблема упирается в то, что всё меньше внимания уделяется развитию духовности, как на государственном уровне, так и в семьях. Вырастая и воспитываясь благодаря интернету и гаджетам, люди теряют тепло живого общения, перестают понимать, как именно можно причинить боль или принести душевное тепло.

Однако решение проблемы должно начинаться с конкретного взаимодействия двух людей. Если вы попали в парные отношения с бессердечным человеком, то только при помощи огромного терпения можно изменить его, постоянно показывая, как важен этот человек, несмотря на его закрытость и чёрствость, как можно продолжать открываться и делиться, заботиться и сочувствовать, ставить себя на место другого. Это похоже на попытки растопить ледник, используя фен для волос, однако это не значит, что потихоньку и в некоторых местах лёд не перестанет нарастать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: