Лиса в русских народных сказках
Почему лисе приписывают острый ум и изворотливость?
Хитрая лиса, как персонаж сказок, появилась в результате наблюдений простого народа за этим зверьком. В основном это рассказы охотников, которые лично видели проделки рыжей плутовки. Не раз она прикидывалась мертвой, чтобы поймать дичь. В роли пленницы она ведет себя аналогично, чтобы ослабить бдительность охотника и сбежать. Может упасть при выстреле оружия, как будто раненая, когда же ее забросят к остальной добыче, то в любой удобный момент она улизнет. Даже при серьезных ранениях лисицы умудрялись вылезти из мешка и удрать опять в лес. Поскольку она не наделена особой силой, чтобы выжить ей приходится прибегнуть к хитрости.
А охотятся за ней часто, то из-за красивого меха, то из-за ее разбойничьей деятельности. Она сама хороший охотник – ловкий, хитрый, бесшумный. Ее жертвы – зайцы, кузнечики, мыши, бабочки, рыба, майский жук, молодая косуля, а также домашняя птица и высиженные ею яйца. Из-за того, что она часто лазит по курятникам, хозяева домашней птицы ее невзлюбили. Именно поэтому в народе лиса приобрела образ ловкой злодейки-воровки.
Прозвища лисы в сказках
В сказках лисицу рисуют настоящей красавицей из-за ее роскошной рыжей шубки. И, несмотря на негативность персонажа, называют часто ласково «кумушка» или «сестричка». Подобные родственные связи она имеет с другим антигероем сказок – волком и другими животными, которых все равно также может дурачить. Есть и другая предпосылка этому прозвищу – лукавый женский образ, который встречался в народе. Хитрая и острая на язык кумушка или соседушка, которая была в каждом селе, способная засластить собеседника и достичь своих корыстных целей.
В одной из русских сказок лисе даже имя дают – Патрикеевна. Но оно не в честь женщины, а в честь наместника Новгорода князя Патрикея Наримантовича. Он прославился в народе, как хитрый и недобросовестный управитель, манипулирующий людьми и наживающийся в нечестный способ.
Образ лисы из народных сказок
В каждой из сказок выделяются конкретные черты лисички. Редко, когда она выступает жертвой. В основном это искусный обманщик и мошенник:
- «Лиса и Журавль» отображает двуличие – внешнюю доброжелательность и гостеприимность, скрывающими равнодушие к чужим потребностям и расчет;
- «Лисичка-сестричка и Волк» показывает авантюризм злодейки, ее склонность к озорству и насмешке, лицемерию даже со своими собратьями;
- «Лиса – исповедница» — образ рыжей героини олицетворяет коварство и злопамятность;
- «Петушок — золотой гребешок» и «Колобок» — героиня обманывает наивных добродушных персонажей ради своих корыстных целей;
- «Лисичка со скалочкой» — раскрывает образ лисицы-мошенницы, жадной и бесчестной;
- «Лиса и тетерев» показывает основные черты персонажа — лесть и обман, лицемерие;
- «Снегурушка и Лиса» — одна из немногих сказок, где персонаж животного является положительным. Здесь она проявляет доброту и альтруизм, помогая Снегурушке.
Народ в сказках демонстрировал негативное отношение не к самому животному, а к тем качествам, которое оно символизирует.
Хитрая лиса: сказка индийская народная
Это было в очень давние времена, когда наши предки еще не родились. Однажды в большом лесу разразилась ночью страшная буря. Она вырывала с корнем деревья, ломала толстые ветви, обрывала листву. Звери в страхе попрятались по своим норам. Вой ветра был таким страшным, что казалось, будто это завывает сама смерть. Буря бушевала несколько дней и наконец утихла.
Жили в лесу петух с курицей. Буря унесла у них цыплят. Когда ветер стих, курица сказала петуху:
– Я больше не могу здесь оставаться. Нам надо переселиться в другое место.
Петух согласился, и они отправились искать себе новое пристанище. По дороге встретились им утка с селезнем. И спросила утка у курицы:
– Сестрица! Куда вы путь держите?
– Мы теперь боимся оставаться в этом лесу,– отвечала та,– вот и идем искать новое жилье.
– Возьмите нас с собой,– сказали утка с селезнем.– Мы тоже не хотим больше здесь жить.
Отправились они дальше вчетвером. Вскоре повстречались им павлин с павой.
– Куда это вы все идете?– спросил павлин.
– Нам страшно здесь, в этом лесу, вот и идем искать повое жилье,– ответила курица.
– Возьмите и нас с собой,– попросила пава.– Нам здесь тоже не по душе.
Пошли они уже вшестером, и встретился им заяц. Он присоединился к ним, и пошли они дальше всемером.
Вдруг откуда ни возьмись – навстречу лиса. Увидела она переселенцев, удивилась:
– Куда это вы, миленькие, направляетесь?
– Мы боимся оставаться в этом лесу, вот и идем искать себе новое жилье.
Еще больше удивилась лиса, подумала немного, а потом улыбнулась и говорит:
Не уходите из нашего леса! Я знаю одно хорошее местечко. Хотите, я покажу вам его? Там спокойно, и вы будете жить себе припеваючи.
Сначала никто ей не поверил. Но лиса так расхваливала свое место, что все наконец согласились посмотреть его и сказали:
– Ну ладно, сначала пойдем посмотрим, что за место ты так расхваливаешь. А не понравится, пойдем дальше.
Лиса подвела их прямо к своей норе и говорит:
– Дальше дорога очень узкая, я пойду вперед, а вы по одному идите за мной.
С этими словами она юркнула в нору и притаилась там. А за пей пошли сначала павлин, потом селезень, потом все остальные.
Лиса каждому сворачивала голову. Когда она принялась за курицу, та громко закудахтала, и заяц почуял недоброе. Догадался он, что лиса их провела, выскочил из норы да как припустит бежать! Лиса за ним. Но заяц бежал быстрее, и лисе пришлось вернуться. Но она все-таки была очень довольна своей добычей и плотно пообедала.
Читать индийские народные сказки
24
Еж-иглокож, кротиха и лисица. Болгарская сказка. Перевод М. Клягиной-Кондратьевой.
Ел как-то раз еж-иглокож по полю, увидел кротовую кочку. Слышит — кротиха под землей роется. Позвал еж-иглокож кротиху:
— Вылезай, кума, давай побеседуем.
Вылезла кротиха, вся землей обсыпана, побежала к ежу на беседу.
— Поглядел я, — говорит еж-иглокож, — какая ты работница, и задумал одно дело.
— Что же ты задумал? — спрашивает кротиха.
— Хорошее дело. Да только не знаю, согласишься ты на него или нет.
— Если будет хорошо для нас обоих, почему не согласиться? — молвит кротиха.
— Давай работать вместе, — говорит еж-иглокож. — Ты распашешь поле, я его пробороню и засею. А пшеницу разделим поровну.
— Согласна, ежок-куманек. Будем работать вдвоем, дело у нас на лад пойдет. Я умею пахать, а боронить не умею — ведь игл у меня нету. А у тебя иглы есть, зато нет у тебя таких крепких ног и когтей, как у меня. Друг без дружки мы не работники, а станем работать вместе да все поровну делить, вот нам и будет хорошо.
— Ну значит, столковались, — говорит еж-иглокож. — А теперь поплюй себе на лапы и начинай.
Принялась кротиха за работу. Пахала день, пахала другой, вспахала поле. Дошел черед и до ежа.
Свернулся он клубком и покатился по пашне. День катался, два катался, проборонил пашню своими острыми иглами и посеял пшеницу.
Год выдался урожайный. Буйная взошла пшеница, заколосилась тяжелыми колосьями, ядреным зерном налилась — любо-дорого поглядеть.
Пришла пора снимать урожай. Сжали пшеницу, обмолотили, начали делить.
Взял еж-иглокож меру, насыпал в нее пшеницы вровень с краями и говорит:
— Это мне!
Потом насыпал меру до половины и подает кротихе:
— А это тебе!
— Почему ж ты себе берешь полную меру, а мне даешь половину? — спрашивает кротиха.
— Потому что моя работа потяжелее твоей, — отвечает еж-иглокож. — Я пашню боронил, все иглы свои обломил — ни одной целой не осталось.
— А я пахала, все когти переломала, — спорит кротиха. — Уж если судить по справедливости, так мне причитается побольше твоего.
Слово за слово, поругались кротиха с ежом, подрались, друг дружке в глотку вцепились.
На ту пору проходила мимо кума лиса. Услышала шум и прибежала посмотреть на драку. Развела лиса драчунов, села решать их спор. Сама судит, сама на пшеничку поглядывает.
Еж-иглокож стал рассказывать лисе, сколько мук он претерпел, пока боронил пашню, а кротиха показала свои когти — все поломанные.
Выслушала их лиса, усмехнулась лукаво себе в усы и говорит:
— Вижу я, оба вы хорошо поработали. И чтобы никого не обидеть, стану я вас судить праведным судом. Как присужу, так и будет. Согласны?
— Согласны, — отвечают еж-иглокож и кротиха.
— Вижу я, — говорит хитрая лисица, — что вы намолотили десять мер пшеницы, а солома — не в счет. Солому пусть возьмет ежка-иглокожка, чтоб ему полегчало немножко. Он, бедняга, совсем изморился, иглы свои переломал. Постелет себе соломки и будет спать на мягком. Кротичке причитается одна мерка пшенички. А для лисицы-сестрицы останется девять мер пшеницы — молоть на мельнице-водянице. Вот я вас и рассудила по правде!
Слушает еж-иглокож лису, а сам думает: «Да, вот правда так правда! Прямая, как веревка в мешке».
Ушла хитрая лисица с полным грузом пшеницы. Тут кротиха и говорит ежу:
— Вот видишь, кум еж, что вышло из нашей ссоры? Разделили бы мы пшеницу поровну, весь бы год были сыты. А сейчас остались ни при чем.
Вздохнул еж-иглокож.
— Выходит, что так, — говорит. — Правду сказывают люди: «Двое дерутся — третьему пожива».
Хитрая лиса
Кедровка живет. У кедровки три яйца. Пришла лиса и говорит: — Кедровка, дай яйцо. — Зачем буду давать? — Мне поесть нужно, — говорит лиса. — Что же будет у меня вместо птенцов? — Все равно съем твои яйца, — говорит лиса. — Дерево, на котором ты сидишь, спилю. Кедровка заплакала. Поплакав, отдала одно яйцо. Лиса ушла. На следующее утро лиса пришла снова и говорит кедровке: — Еще яйцо дай! Кедровка опять дала яйцо. Лиса ушла. У кедровки осталось одно яйцо. Стала кедровка плакать, весь день проплакала. Потом прилетела птица Гарандя. Говорит Гарандя кедровке: — Кедровка, почему «ты плачешь? Кедровка говорит: — Как же мне не плакать, мои яйца лиса каждый день ест. Гарандя говорит: — Кедровка, ты самая глупая. Как будет лиса есть, как будет дерево пилить, она обманывает тебя. Если лиса придет еще раз и будет опять просить яйцо, ты не давай. Если лиса спросит, кто научил тебя не давать, скажи — Гарандя. Гарандя улетел. Пришла лиса. — Кедровка, — говорит, — еще дай поесть. Кедровка говорит: — Не дам. — Почему не дашь? Кто тебя научил не давать? — Гарандя научил, — говорит кедровка. Лиса тотчас же побежала. Когда побежала, сказала: — Ну погоди же, Гарандя, я тебя как-нибудь, когда будешь спать, убью. Однажды, когда Гарандя спал, лиса подкралась, схватила Гарандю за шею и стала грызть. Схватил тогда Гарандя лису, потащил и бросил на морском острове. Начала тогда лиса плакать. И вот когда она плакала, из воды выглянула нерпа и говорит: — Лиса, ты почему плачешь? — Нет, — говорит, — нерпа, я не плачу. Нерпа спряталась. Лиса еще сильнее начала плакать, нерпа снова выглянула: — Лиса, ты действительно не плачешь ли? — Нет, я не плачу, говорит лиса, я только свой народ считаю. Лиса говорит нерпе: — У тебя-то сколько народа? Нерпа говорит: — Моего народа много. Лиса говорит: — Ну, давай посчитаем, у кого народа больше будет. Нерпа тогда говорит: — Ну, кто же будет считать первым? Лиса говорит: — Ты, — говорит, — нерпа, своих людей собери! Тотчас же нерпа отправилась и привела своих людей. Лиса сказала: — Ты сейчас положи своих людей плотно друг за другом по направлению к берегу. Сейчас я буду считать. Тотчас же начала лиса считать. Стала прыгать и бчитать. — Один, два, десять… Тогда нерпа сказала: — Лиса, нехорошо считаешь, ошибаешься. Лиса говорит: — Не ошибаюсь. Потом лисица сказала: — Сейчас лучше буду считать. Снова стала считать. Опять обманывает. Уже берег стал близко. Нерпа сказала: — Ты, — говорит, — наверное, опять обманываешь. Лиса сказала: — Я не обманываю. Сейчас последний раз посчитаю. Снова лиса стала считать: — Один, два, двадцать… Нерпа опять сказала: — Лиса, — говорит, — нет, ты, наверное, опять обманываешь. В то время лиса прыгнула на берег. Побежала, оглянулась назад, сказала: — Нерпа, считай свой народ сама! В то же время нерпа сказала: — Ну, погоди же , лиса, попадешься ты к людям на самострел. Лиса ушла. Нашла реку. Там нашла старика. Старик со старухой ловят рыбу. У них пять ездовых оленей. Лиса сказала: — Отец, почему ты так трудно живешь? Когда же это ты успеваешь и рыбу ловить, и юколу вешать? Когда успеваешь и юколу вешать, и к оленям ходить, ведь тебе, наверное, трудно? Старик сказал: — Что же я буду делать, у меня же детей нет. Старуха, — говорит, — ослабела, поэтому я один стараюсь. Лиса сказала: — Я, — говорит, — пойду пасти твоих оленей, тогда тебе легче будет. Стала лиса жить в тайге. Одного оленя съела. Шкуру целиком сняла. Когда сняла шкуру, травой •ее набила. В лесу того оленя поставила. Потом еще одного оленя съела, опять травой набила. Так всех оленей убила. После этого лиса стала думать, как бы перехитрить старика. Придумала. Когда придума- ла, пошла к старику. Пришла и говорит старику: — Отец, иди теперь посмотри своих оленей, от-крмила так, что они зажирели. Я же далеко ездила, по хорошему корм-у твоих оленей водила. Теперь иди посмотри. Отправился старик к своим оленям, один пошел, лиса осталась дома. Когда пришел к оленям своим, стал осматривать их. Удивляется старик тому, как выглядят олени. Старик промолвил: — Удивительно, как выглядят эти ездовые олени! Старик толкнул оленя ногой, олень его упал. Оказывается, обыкновенная трава.
Индийские сказки для детей
Список лучших сказок (по алфавиту):
- Анарзади
- Арбуз
- Бедный ткач
- Братец амбе и братец рамбе
- Ведьма (Индийская сказка)
- Верные жёны
- Волшебное кольцо (Индийская сказка)
- Волшебный павлин
- Вор, тигр, медведь и шакал
- Ворона (Индийская сказка)
- Ганеша-победитель
- Глупая кошка
- Глупый брахман
- Глупый зять
- Глупый крокодил
- Голуби и охотник
- Грошовый слуга
- Два брата (Индийская сказка)
- Два дерева
- Дер-сайл
- Дети в барсучьей норе
- Добрый Дхир Синх
- Добрый Шиви
- Животворная мантра
- Жил-был воробей
- Заветная тайна
- Заморыш
- Золотая рыба
- Испытание ума
- К чему приводит жадность
- Как воробьи кошку перехитрили
- Как игла тигра погубила
- Как плутов провели
- Как шакал перехитрил льва
- Коварный шакал
- Коза (Индийская сказка)
- Корень добра не сохнет
- Кто кого боится
- Кукла (Индийская сказка)
- Курумба-попугай
- Лакхан-патвари
- Лалмаль
- Лапту и Джапту
- Лаччхи и вор
- Лентяйка (Индийская сказка)
- Лиса и шакал
- Майянагари
- Может, царевну в дом приведёшь
- Мудрый Бирбал
- Мудрый судья
- Находчивый дровосек
- Находчивый заяц
- Находчивый лис
- Не надейся на других
- Невеста шакала
- Невыгодная сделка
- Некрасивое имя
- Ни с теми, ни с другими
- Откуда на Луне заяц
- Охотник и ворона
- Павлин-насмешник
- Пастух и царевич
- Паталипутра
- Пену и бобовое поле
- Перечное зёрнышко
- Петух и кошка
- Плотник и птичка карваки
- Подарок голубя
- Поклонение змеям
- Почему смеялась рыба
- Прилепи, махадео
- Прилипни
- Путник и дерево манго
- Рассказ об одной песне
- Ревнивые невестки
- Репа (Индийская сказка)
- Сам себя погубил
- Самый удивительный сон
- Сант и Басант
- Сантурам и Антурам
- Сахас Синх
- Своим умом
- Семь братьев чампа
- Сильнее всех
- Сказка о ленивой кукушке
- Сказка о шакале и крокодиле
- Сломленная гордыня
- Спасительный ответ
- Спор с Судьбой
- Старуха и белка
- Старуха и горшки
- Сын пандита
- Сыновья торговца
- Тели и его слуга
- Тенали Рамакришна и царский наставник
- Тигр и заяц
- Тигр, крестьянин и лиса
- Тисмар Хан
- Три вора и царь
- Три царевича
- Трусливый тигр
- Тяни
- Умная жена
- Хан тридцать смертей
- Хитрая лиса
- Хитрый шакал
- Храбрецы из Кольмеля
- Царевич Шердил
- Царь Дханрадж и его попугай
- Четверо братьев
- Что посеешь, то и пожнёшь
- Шакал и заяц
- Шакал и куропатка
- Шакал и молодые супруги
- Шакал-свидетель
СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА
Индийцы, название населения Индии независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности, в том числе и выходцев из Индии, живущих в других странах. Население Индии составляет свыше 1,27 млрд человек, что являет собой одну шестую населения Земли. Индия — самая населённая страна на Земле после Китая.
Официальное название страны, Индия, происходит от древнеперсидского слова хинду, родственного санскритскому синдху — исторического названия реки Инд. Древние греки называли индийцев индои — «люди Инда».
Предки населения Индии приходили на эту землю с разных концов земли. Поэтому сегодня индийские сказки рассказывают сотни народностей, населяющих страну.
Как отличить индийскую сказку?
Несмотря на всё разнообразие культур, религий и даже языков лучшие индийские сказки для детей имеют некоторые особенности. Главной направленностью большинства сюжетов являются:
- стремление к получению знаний;
- религиозность;
- предпочтение праведного образа жизни;
- постановка на главное место семейных ценностей;
- включение стихотворных форм.
В уста некоторых героев прямо вкладываются религиозные цитаты и поучения.
Краткая история создания
Старые индийские легенды датируются временем ещё до нашей эры. Тогда они были созданы как поучения для сыновей правителя страны. Но уже имели сказочную форму, были написаны от имени животных. Самый старый сборник непосредственно со сказками – «Катхасаритсагару», основанный на древнейших верованиях в традиционных индийских богов.
Постепенно складывались все фольклорные сюжеты. Возникали волшебные, бытовые, любовные, героические сказки. В народном творчестве страны сочинялось много сюжетов о простых людях, победивших все невзгоды судьбы. Распространялись сказочные придумки про животных, обладающих всеми человеческими качествами. Они взаимодействовали друг с другом, обличали пороки, восхваляли добродетельное поведение. Часто повествование включало короткие советы, которые давал самый мудрый герой. Такими остались сказки и сейчас.
Чем привлекают удивительные сказания Индии?
Сказочные фантазии Индии привлекают своим удивительно красочным восточным колоритом, стилем повествования и конечно – обилием волшебных сюжетов. При этом ребёнок ненавязчиво получает мудрые советы, формирует правильное видение окружающего мира людей и животных.
Индийская народная сказка: “Тигр, крестьянин и лиса”
В джунглях жил громадный тигр. По ночам он забирался на скотные дворы ближайших деревень и таскал скот. И даже нападал на людей.
Однажды ночью тигр забрался в княжескую спальню и до смерти перепугал самого магараджу.
Тогда магараджа приказал созвать к себе во дворец всех лучших охотников края и обратился к ним со следующими словами:
— Кто из вас поймает или убьёт этого коварного, хищного зверя и доставит ко мне во дворец его самого или его шкуру, тот немедленно получит от меня в награду тысячу золотых рупий.
На другой день была объявлена облава. Охотники окружили лес и стали подкрадываться всё ближе и ближе к скале, в которой была пещера, заросшая диким кустарником, — жилище злого тигра.
Как только тигр заметил охотников и почувствовал приближение опасности, он осторожно вышел из пещеры и незаметно пробрался сквозь густые заросли к опушке, а оттуда выбежал на просёлочную дорогу. Тут навстречу ему попался бедный крестьянин, вёзший мешки с зерном на двухколёсной телеге — тонге, — запряжённой осликом. И бедный крестьянин и серый ослик, завидев бегущего навстречу громадного тигра, очень перепугались
Но тигр, подбежав к ним ближе, сказал:
И бедный крестьянин и серый ослик, завидев бегущего навстречу громадного тигра, очень перепугались. Но тигр, подбежав к ним ближе, сказал:
— Не бойтесь, друзья! Я вас не трону. Вы только должны спасти меня. За мной гонятся злые охотники и хотят меня убить.
— Но как же мы спасём тебя? — ответил ему перепуганный до смерти крестьянин.
Немного отдышавшись, тигр сказал:
— А очень просто! Ты высыпь поскорей из одного мешка зерно, я влезу в него и буду там сидеть, пока ты не довезёшь меня на своей тонге до того самого места, откуда я только что убежал. А если встретятся охотники и спросят тебя, не видал ли ты тигра, ты скажешь им, что тигр побежал вон в те далёкие дремучие заросли…
Бедный крестьянин сделал так, как просил его тигр.
Высыпал из одного мешка зерно, а тигр вскочил на тонгу, залез в пустой мешок и затих, словно мёртвый. Крестьянин перевязал мешок верёвкой и поехал дальше.
Вскоре ему повстречались охотники и спросили:
— Не попадался ли тебе навстречу громадный тигр?
Крестьянин ответил, что он действительно видел большого тигра, пробежавшего вон в те далёкие заросли.
Охотники поблагодарили крестьянина и помчались в погоню за тигром.
А тигр, завязанный в мешке, стал благодарить крестьянина:
— Спасибо тебе за то, что ты спас меня! Я никогда этого не забуду.
Подъехав к условленному месту, крестьянин развязал мешок и выпустил зверя. Вдруг тигр злобно зарычал, раскрыл свою огромную пасть и сказал:
— Ну, а теперь я съем и тебя, и твоего ослика! Крестьянин заплакал и сказал:
— Как же это так? Ведь я тебе жизнь спас, а ты вместо благодарности хочешь съесть меня?
— Ну и что ж тут такого? Ты мне жизнь спас, это верно. Но ведь я на то и тигр, чтобы тебя съесть! Крестьянин ещё громче зарыдал и стал доказывать ему, что это нечестно, что тигр жестоко его обманул. Но тигр и слушать его не хотел. Он уже готов был с яростью наброситься на бедного крестьянина и разорвать его в клочья, но в это самое время, откуда ни возьмись, выбежала из-за куста хитрая лиса и спросила:
— О чём это вы, мои любезные, так горячо спорите?
Тут крестьянин со слезами на глазах рассказал всё лисе. Она его внимательно выслушала. Потом обратилась к тигру со следующими словами:
— Вы, конечно, правы — раз вы тигр, вы должны его съесть, но дело совсем не в этом. Мне вот никак не верится, чтобы вы были настолько ловки и смогли бы сами залезть в этот неудобный мешок из-под зерна… Нет, нет, я не верю этому!
Слова лисицы задели самолюбие тигра
Он до того возмутился, что забыл всякую осторожность
— Какие глупости ты тут ещё болтаешь мне! Как будто я уж такой неловкий зверь! — зарычал он.
— Да я сейчас при тебе снова залезу в этот мешок!
Сказав это, тигр быстро и ловко влез в мешок. Как только он это сделал, лиса закричала крестьянину:
— Теперь всё в порядке! Покрепче завяжи мешок и не выпускай оттуда неблагодарного! Да дай ему пару хороших тумаков и скорее вези его во дворец к магарадже. Там ты получишь тысячу золотых рупий и будешь себе жить да поживать. А на будущее время твёрдо запомни: никогда не верь врагу, иначе попадёшь в беду.
Другие
народные сказки