Сказка «семь симеонов — семь работников»

Русская народная сказка «семь симеонов»

КАЩЕЙ

     А теперь, о хозяине сундука, о Кощее. Из русских народных сказок нам известно, что он тёмная злая личность, агрессивная и очень скупая. Кощей как никто боится смерти, недаром он старается спрятать свою смерть таким образом, чтобы до неё никто не добрался. Его смерть покоится на кончике иглы, а игла, как мы показали выше, является символом вселенского зла. Следовательно, зло и Кощей составляют единое целое. Другими словами, Кощей – одно из проявлений Великого Чернобога, бога разрушения и хаоса, повелителя всех тёмных сил вселенной.
     И всё-таки Кощей не совсем Чернобог; несмотря на свою бессмертность, он смертен, тогда как повелитель тьмы вечен. Скорее всего, Кощей – одна из проекций Чернобога в определённой точке пространства. Из множества Кощеев, очевидно, и складывается единый потенциал Хаоса, но это вовсе не значит, что Кощей слаб. Хозяин сундука очень силён и обладает реальным бессмертием. У него достаточно энергии для разрушения планеты, только контроль со стороны светлых сил не позволяет Кощею сделать это. Но зато проекция Чернобога умеет хорошо работать с людьми, которые своими руками делают то, что не под силу ему самому. В сказке Кощей крадёт Василису Премудрую. Женщина у русского народа являлась символом глубокой мудрости, сострадания и высокой небесной любви. В мифе прямо названо имя женщины: власть, наполненная Мудростью. Ведь Василиса – то же что и Базилевс-Василий. Следовательно, в незапамятные времена Тьме удалось лишить жителей Земли мудрой власти, исполненной любви к природе и человеку. Безусловно, сказка о Кощее Бессмертном имеет информацию и о закате Золотого века.

КАК ПОБЕДИТЬ КАЩЕЯ

     А теперь давайте посмотрим, какой человек способен добыть смерть Кощея : найти край Земли, взойти на гору, и с помощью своих друзей из природы сбросить с дуба хрустальный сундук. Прежде всего, он представитель русского народа из сословия воинов, на что указывает его царское происхождение, и, конечно же, он не христианского воспитания. Его поведение типично ведическое: герой русской сказки свободно общается с природой, она ему не чужая, как, например, христианину или иудею; она часть его самого. Встретив на своём пути медведя, царевич не стремится непременно добыть зверя, для человека важнее общение с ним. Воин щадит и волка, спасает от хищного ворона птенцов сокола, оставляет в живых даже щуку. Как хорошо видно из сказки, царский сын часто сохраняет жизнь «братьям меньшим» в ущерб себе. Это человек высокой духовности. Он не пытается своё личное поставить выше проблем окружающих. Их проблемы человек принимает как свои, и те, кому он помог, его друзья из природы, платят ему тем же.
     Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса.

Семь Симеонов

Жил-был старик со старухой. Пришёл час: мужик по­мер. Осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию семь Симеонов.Вот они растут да растут, все один в одного и лицом и статью, и каждое утро выходят пахать землю все семеро.Случилось так, что тою стороной ехал царь; видит с до­роги, что далеко в поле пашут землю, как на барщине — так много народу! — а ему ведомо, что в той стороне нет барской земли. Вот посылает царь своего конюшего уз­нать, что за люди такие пашут, какого роду и звания, бар­ские или царские, дворовые ли какие, или наёмные?Приходит к ним конюший, спрашивает:— Что вы за люди такие есть, какого роду и звания?Отвечают ему:— А мы такие люди, мать родила нас семь Симеонов, а пашем мы землю отцову и дедину.Воротился конюший и рассказал царю всё, как слышал. Удивляется царь.— Такого чуда не слыхивал я! — говорит он и тут же по­сылает сказать семи Симеонам, что он ждёт их к себе в терем на услуги и посылки.Собрались все семеро и приходят в царские палаты, становятся в ряд.— Ну, — говорит царь, — отвечайте: к какому мастерст­ву кто способен, какое ремесло знаете?Выходит старший.— Я, — говорит, — могу сковать железный столб сажон в двадцать вышиною.— А я, — говорит второй, — могу уставить его в землю.— А я, — говорит третий, — могу взлезть на него и осмотреть кругом далеко-далеко всё, что по белому свету творится.— А я, — говорит четвёртый, — могу срубить корабль, что ходит по морю, как по суху.— А я, — говорит пятый, — могу торговать разными то­варами по чужим землям.— А я, — говорит шестой, — могу с кораблём, людьми и товарами нырнуть в море, плавать под водою и вынырнуть где надо.— А я — вор, — говорит седьмой, — могу добыть, что приглянется иль полюбится. — Такого ремесла я не терплю в своём царстве-госу­дарстве, — ответил сердито царь последнему Симеону, — и даю тебе три дни сроку выбираться из моей земли куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам при­казываю остаться здесь.Пригорюнился седьмой Симеон: не знает, как ему быть и что делать.А царю была по сердцу красавица царевна, что живёт за горами, за морями. Вот бояре, воеводы царские и вспом­нили, что седьмой Симеон, мол, пригодится и, может быть, сумеет привезти чудную царевну, и стали они про­сить царя оставить Симеона. Подумал царь и позволил ему остаться.Вот на другой день царь собрал бояр своих и воевод и весь народ, приказывает семи Симеонам показать своё уменье.Старший Симеон, недолго мешкая, сковал железный столб в двадцать сажон вышиною. Царь приказывает сво­им людям уставить железный столб в землю, но как ни бил­ся народ, не мог его уставить. Тогда приказал царь второ­му Симеону уставить железный столб в землю. Симеон второй, недолго думая, поднял и упёр столб в землю.Затем Симеон третий взлез на этот столб, сел на маков­ку и стал глядеть кругом далече, как и что творится по белу свету; и видит синие моря, на них, как пятна, мреют ко­рабли, видит сёла, города, народа тьму, но не примечает той чудной царевны, что полюбилась царю. И стал пуще глядеть во все виды и вдруг заприметил: у окна в далёком тереме сидит красавица царевна, румяна, белолица и тон­кокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам. — Видишь? — кричит ему царь.— Вижу.— Слезай же поскорее вниз и доставай царевну, как там знаешь, чтоб была мне во что бы ни стало!Собрались все семеро Симеонов, срубили корабль, на­грузили его всяким товаром, и все вместе поплыли морем доставать царевну по-за сизыми горами, по-за синими морями. Едут, едут между небом и землёй, пристают к не­ведомому острову у пристани.

Страницы: 1

Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников»

Жили-были семь братьев. Увидал их царь и спрашивает, кто такие.

— Мы — семь братьев, семь Симеонов — семь работничков, каждый своему ремеслу обучен: первый Симеон может железный столб до неба построить, второй Симеон — на тот столб полезть, во все стороны посмотреть, третий Симеон — мореход, четвёртый Симеон — стрелец, пятый Симеон — звездочёт, шестой Симеон — хлебороб, а седьмой Симеон — пляшет-поёт, на дуде играет.

— Работнички нам надобны, — царь говорит, — покажите своё мастерство!

Симеон-младшенький заиграл на рожке, все заплясали. Взял старший Симеон молот, сковал столб до неба. А второй на столб полез и говорит, что видит на море-океане, на острове Буяне в золотом дворце Елену Прекрасную.

Захотел царь её себе в жёны добыть и послал за царевной семь братьев. Взял Симеон-мореход острый топор и сделал корабль. А царь велит воеводе с братьями ехать, за ними надсматривать.

Сели на корабль — до чужого царства доехали. Пришли к царевне, стали за царя сватать. А воевода ей шепчет:

— Не ходи, Елена Прекрасная, царь стар, не удал!

Разгневалась Елена Прекрасная, сватов с глаз прогнала. А Симеон-младшенький ко дворцу пошёл, увидел Елену Прекрасную у окна.

— Хорошо, — говорит он, — у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси- матушке в сто крат лучше!

Заиграл тут Симеон-младшенький в свой рожок. Симеон играет, а Елена Прекрасная за ним вослед идёт, Симеон на корабль — и она на корабль. Тут братья быстренько в сине море поплыли. Елена Прекрасная огляделась, далеко остров Буян. Грянулась она о пол, полетела в небо голубой звездой. Выбежал тут Си- меон-звездочёт, посчитал на небе звёзды ясные, нашёл звезду новую. Выбежал тут Симеон-стрелец, пустил в звезду золотую стрелу. Скатилась звезда на пол, снова стала царевной: никуда ей от них не спрятаться.

Вот они плывут, а Симеон-младшенький от царевны ни на шаг не отходит. А воевода злое дело затевает. Созвал братьев и подал им чарку сладкого вина. Выпили братья вина и крепко заснули, 

Вот доехали они до родной стороны. А злой воевода вперёд к царю побежал.

— Царь-батюшка, Симеон-младшенький тебя убить хочет, а царевну себе забрать.

Царь велел царевну в терем проводить, а Симеона в тюрьму посадить. Утром повели его на лютую казнь. Царевна плачет. Злой воевода ухмыляется.

Попросил Симеон у царя дозволения в последний раз на рожке сыграть. Услыхали его братья, проснулись, поняли, что беда с их братцем стряслась. Побежали они к царскому двору, чтобы отпустил на волю их младшенького и отдал ему Елену Прекрасную. Испугался царь и отдал им братца Симеона-младшенького и царевну в придачу.

Ну, и был тут пир на весь мир.

Сказка «По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза: «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

Сказка «Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Царевна, на корабль

Царевна спросилась у батюшки-царя и вечерком с прислужницами и няньками пошла смотреть корабль Симеона и зверей его, виданных и невиданных, ведомых и неведомых.

Приходит, у берега поджидает ее Симеон меньшой и просит царевну не прогневаться и оставить на земле нянек и прислужниц, а самое пожаловать на корабль:

— Там много зверей разных и красивых; какой тебе полюбится, тот и твой! А всех одарить, кому что полюбится, — и нянек, и прислужниц — не можем. Царевна согласна и приказывает нянькам да прислужницам подождать ее на берегу, а сама идет за Симеоном на корабль глядеть дива дивные, зверей чудных.

Как взошла — корабль и отплыл, и пошел гулять по синему морю.

Царь ждет не дождется царевны. Приходят няньки и прислужницы, плачутся, рассказывая свое горе. И распалился гневом царь, приказывает сейчас же устроить погоню.

Снарядили корабль, и погнался царский корабль за царевной. Чуть м реет далече — плывет корабль Симеонов и не ведает, что за ним царская погоня летит — не плывет! Вот уж близко!

Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко — вот-вот догонит! — нырнули и с царевной и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли. А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась.

Семь Симеонов

Это русская народная сказка, в которой герои справляются со сложными заданиями без помощи волшебства. Все их достижения получены только благодаря труду, ловкости и взаимопомощи.

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Семь братьев-близнецов стали сиротами.
  2. Царь решил приютить их, позвал к себе и спросил: «Кто в чём преуспел?».
  3. Каждый брат честно сказал, что умеет делать, а младший не побоялся признаться, что он вор.
  4. Правитель хотел прогнать «нечестного» Симеона, но потом решил дать всем семерым молодцам сложнейшее задание: выкрасть прекрасную заморскую царевну и привезти её во дворец.
  5. Симеоны справились с заданием, и больше всех помог братец-вор.
  6. Довольный царь женился на красавице-царевне и наградил храбрых молодцев.

Главные герои

  1. Трудолюбивые, смелые, честные и сильные братья. Они дружны, умеют действовать слажено, всегда стараются выполнить свою работу хорошо.
  2. Царь держит своё слово. Он справедлив и честен, умеет ценить добро.

Главная мысль

Если действовать сообща, можно справиться даже с самым сложным делом. Взаимопомощь поможет преодолеть любые трудности!

Чему учит

Добрая сказка учит нас быть честными и сознаваться даже в постыдных делах. Чтобы добиться успеха, нужно уметь дружить и трудиться. Пример героев показывает, что можно выполнить самое сложное и ответственное поручение, если приложить совместные усилия.

Отзыв

Мне понравились братцы-Симеоны. Каждый из них может быть хорошим другом и помощником. Вместе они способны свернуть горы, и волшебная помощь им совсем не требуется! Они ответственные, не складывают руки, а уверенно идут к своей цели!

Читательский дневник по русской народной сказке «Семь Симеонов»

Название: «Семь Симеонов».

Число страниц: 11.

Жанр произведения: волшебная сказка.

Главные герои: семь братьев, Царь, Царевна.

Характеристика главных героев:

Братья Симеоны — храбрые и трудолюбивые парни.

Владели разным мастерством и угодили царю.

Царь — справедливый правитель.

Хотел жениться на прекрасной царевне и братцы ему помогли.

Царевна — любила зверей и поддалась на хитрость.

Краткое содержание сказки «Семь Симеонов»

Жили были семь братьев, семь мастеров на все руки.

Взял царь их к себе и попросил добыть ему невесту.

Симеоны высмотрели, где невеста живёт, построили корабль и отплыли из города.

В другом городе младший брат взял кота, и пошёл фокусы показывать.

Царевна заинтересовалась животным, а Симеон заманил её на корабль.

Братья украли царевну, но за ними погнались на другом корабле.

А братья нырнули вместе с кораблём и спрятались под водой.

Они благополучно доставили пленницу царю, и тот женился.

Основная мысль сказки «Семь Симеонов»

Главная мысль сказки в том, что нужно быть дружными и едиными, и тогда всех ждёт успех.

Основная идея сказки в том, что любое мастерство почётно.

Чему учит сказка

Сказка учит нас быть добрыми, дружными, действовать сообща ради достижения цели.

Также произведение учит нас быть ловкими и хитрыми.

Краткий отзыв о сказке «Семь Симеонов» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что в жизни может пригодиться любое умение.

Даже мастерство вора может оказаться полезным.

Ведь именно вор украл царевну, а его братья помогли доставить её царю.

Это интересная и волшебная сказка.

В ней говорится о том, как семь братьев выполнили приказ царя и привезли к нему невесту.

Мне понравились мастеровые братья, кроме последнего.

Потому что воров я всё-таки не уважаю.

Я всем советую прочитать эту сказку и помнить о том, что общение с незнакомцами может обернуться бедой.

Пословицы к сказке

  • Дружба и братство — большое богатство.
  • Талант рождает заботы.
  • Сколько голов, столько умов.
  • Красна птица перьем, а человек —  уменьем.
  • Умение и храбрость приносят радость.

Словарь неизвестных слов

  • Барщина — принудительный труд крестьян.
  • Неведомых — неизвестных.
  • Маковка — верхушка столба.
  • Овин — строение для сушки сена.
  • Клячонка — старая лошадь.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Финист-ясный сокол»
  • «Марья Моревна»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Баба-Яга»
  • «Царевна-Несмеяна»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Медное, серебряное и золотое царства»
  • «Никита-Кожемяка»
  •  «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Летучий корабль»
  • «Каша из топора»
  • «Сивка-Бурка»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Ход НОД

Оргмомент

Трудно представить даже на миг

Как бы мы с вами жили без книг?

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

— Назовите свою любимую сказку.

— Рассмотрите обложки к сказкам. («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов «Цветик-семицветик»).

— Что у них общего? (число 7, это сказка)

— Чем различаются? (авторские и народные)

— На какие 2 группы можно разделить все сказки? (авторские и народные)

— Сегодня мы продолжим знакомство с русскими народными сказками.

— На какие три группы по содержанию делятся сказки? (На волшебные, бытовые, сказки о животных)

— Какие сказки относятся к бытовым? Волшебным?

— К какой группе вы отнесете сказку «Волк и семеро козлят»? — Почему?

— К какой группе вы отнесете сказку «Семь Симеонов»?

— Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (прочитать сказку)

Словарная работа

— Прежде, чем прочитаем сказку, давайте разберем слова и выражения, которые нам встретятся

— Как вы понимаете слова:

Воевода – в Древней Руси начальник войска

Ремесло – профессия, занятие

Берестяной рожок – дудочка из бересты

— Как вы понимаете выражения:

С глаз долой — выгнать

Не сводить глаз – любоваться, пристально смотреть

Ломать голову – думать над чем — то

Повесить голову – расстроиться, огорчиться, унывать

— Подберите синонимы

Доброта – добродушие, сердечность, гуманность, человечность

Преданность – верность, покорность, повиновение, любовь

Прогнозирование содержания

Как чудесно, что опять сказка начинается

А вам хочется узнать, что в ней ожидается?

-Давайте попробуем по ключевым словам предположить содержание сказки (первой части сказки)

Братья работники царь дальний путь корабль Елена Прекрасная

-Сегодня мы познакомимся с первой частью сказки. Давайте ее прочитаем и определим, верно ли предположили ее содержание

— Послушаем первую часть сказки. После чтения, постарайтесь определить: к какому виду относится сказка (волшебная, бытовая или о животных)

чтение сказки

Физминутка

Братья в сказке были обучены разному ремеслу. А знаете ли вы профессии?

Игра «Мы не скажем, а покажем» (профессии братьев)

Водитель, космонавт, художник, повар, дворник

Проверка восприятия прочитанного.

— Какое настроение вызвала сказка?

— Когда было особенно интересно?

— Назовите главных героев сказки. — Какому ремеслу был обучен каждый из них?

— Почему царь решил прогнать младшего брата?

— Почему не прогнал? — Почему воевода затаил обиду на младшего из братьев?

— Как свое умение показали два старших брата?

— Какое задание получили братья от царя?

— Для чего царь отправил воеводу с ними?

— Хотел воевода ехать с братьями?

— Найдите в сказке пословицу, которую можно отнести к поведению воеводы

— К какому виду сказок она относится (волшебная? Докажите.

— На чем отправились братья в дальний путь? (на корабле)

— А теперь постарайтесь сами придумать вопросы по содержанию сказки (Одни составляют вопросы – другие отвечают)

Кто? (отправил братьев)

Где? (царь увидел Симеонов)

Когда? (воевода затаил обиду на братьев)

Кого? (отправили с братьями за Еленой прекрасной)

Что? (построил Семен — мореход)

Как.? (царь узнал о мастерстве братьев)

Почему? (воевода затаил обиду)

Итог

— Назовите произведение, с которым мы познакомились.

— Какое задание для вас было трудным? Интересным?

Сказка «Кощей Бессмертный»

Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.

Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич победит холод, тьму и смерть.

Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.

Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.

И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.

Небольшое напутствие

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

Не продам, а подарю

Так и рассказала прислужница своей царевне, а царевна снова подсылает свою молодку к Симеону — вору.

— Крепко, мол, зверь твой полюбился?

Пошел Симеон во терем царевнин и принес ей в дар кота своего сибирского; просит только за это пожить в ее тереме три дни и отведать царского хлеба соли, да еще прибавил:

— Научить тебя, прекрасная царевна, как играться и забавляться с неведомым зверем, с сибирским котом?

Царевна позволила, и Симеон остался ночевать в царском тереме.

Пошла весть по палатам, что у царевны завелся дивный неведомый зверь; собирались все: и царь, и царица, и царевичи, и царевны, и бояре, и воеводы, — все глядят, любуются не налюбуются на веселого зверя, ученого кота. Все желают достать и себе такого и просят царевну; но царевна не слушает никого, не дарит никому своего сибирского кота, гладит его по шерсти шелковой, забавляется с ним день и ночь, а Симеона приказывает поить и угощать вволю, чтоб ему было хорошо.

Благодарит Симеон за хлеб-соль, за угощенье и за ласки и на третий день просит царевну пожаловать к нему на корабль, поглядеть на устройство его и на разных зверей, что привез он с собою.

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс, которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы и историзмы, передающие дух старинного времени: «черница», «очи», «пожаловать», «кручиниться» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Вольно жить

Приезжают семь Симеонов с прекрасной царевной домой, глядь — на берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество! Сам царь поджидает у пристани и встречает гостей заморских, семерых Симеонов с прекрасной царевной, с радостью великою. Как сошли они на берег, народ стал кричать и шуметь, а царь поцеловал царевну во уста сахарные, повел во палаты белокаменные, посадил за столы дубовые, скатерти браные, угостил всякими напитками медовыми и наедками сахарными и вскорости отпраздновал свадьбу с душою-царевной — и было веселье и большой пир, что на весь крещеный мир! А семи Симеонам дал волю по всему царству-государству жить да поживать привольно, торговать беспошлинно, владеть землей жалованной безобидно; всякими ласками обласкал и домой отпустил с казной на разживу.

Была и у меня клячонка — восковые плечонки, плеточка гороховая. Вижу: горит у мужика овин, клячонку я поставил, пошел овин заливать. Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали. Торговал кирпичом, остался ни при чем, был у меня шлык, под воротню шмыг, да колешко сшиб, и теперь больно. Тем и сказке конец!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: