Мороз, солнце да ветер

✅ анализ сказки мороз солнце и ветер. урок литературы - sergey-life.ru

Волшебство окружающего мира в сказках Д. Ушинского

Русский писатель Д. Ушинский, словно талантливый художник, писал сказки про явления природы, разные времена года. Дети из этих небольших произведений узнают о том, как шумит ручей, плывут облака и поют птицы. Самые известные сказки писателя: «Ворон и сорока», «Дятел», «Гусь и журавль», «Лошадка», «Бишка», «Ветер и солнце», а также огромное множество рассказов. Ушинский умело использует животных и природу, чтобы раскрыть юным читателям такие понятия, как жадность, благородство, предательство, упрямство, хитрость. Эти сказки очень добрые, их рекомендуется читать ребятишкам перед сном. Книги Ушинского очень хорошо иллюстрированы.

понедельник, 8 октября 2018 г.

“Мороз, Солнце и Ветер”

Русская народная сказка “Мороз, Солнце и Ветер”

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки “Мороз, Солнце и Ветер” и их характеристика

Солнце

Жаркое, светлое, важное
Мороз. Лютый, холодный, хвастливый.
Ветер

Сильный, спокойный, уверенный.
Старик. Умный.

План пересказа сказки “Мороз, Солнце и Ветер”

  1. Встреча в поле
  2. Поклон
  3. Спор
  4. Погоня
  5. Неловкий ответ
  6. Угрозы солнца
  7. Угрозы мороза
  8. Заступничество ветра

Кратчайшее содержание сказки “Мороз, Солнце и Ветер” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Встретились в поле четверо путников – старик, солнце, мороз и ветер.
  2. Старик поклонился и дальше пошел.
  3. А солнце, мороз и ветер стали спорить, кому поклон предназначался.
  4. Решили догнать старика и спросить
  5. Старик сказал, что поклонился ветру.
  6. Хотели солнце и мороз старика зажарить и заморозить, но ветер не дал.

Главная мысль сказки “Мороз, Солнце и Ветер”Без ветра мороз – мороз, а с ветром жара – не жара.

Чему учит сказка “Мороз, Солнце и Ветер” Сказка учит не быть хвастливым и заносчивым. Не стремиться к популярности среди простого народа. Учит иметь свою голову на плечах. Учит отстаивать свое мнение. Учит справедливости.

Отзыв на сказку “Мороз, Солнце и Ветер” Мне не очень понравилась эта история, прежде всего потому, что старик поклонился только ветру. Это очень невежливо, здороваться с одним из целой группы. Старик повел себя как провокатор и потому не заслуживает уважения. А солнце и мороз зря обижались на старика. Мало ли кто что говорит, обижаться на каждого жизни не хватит.

Пословицы к сказке “Мороз, Солнце и Ветер” На обиженных воду возят. О вкусах не спорят. Кто спорит, тот ничего не стоит. Куда ветер дует, туда и тучки бегут. Больше дела, меньше слов.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Мороз, Солнце и Ветер” Шел по дороге старик. а навстречу ему трое прохожих. Снял старик шапку, низко поклонился и пошел дальше. А прохожими были Солнце, Мороз и Ветер. Вот остановились они и стали спорить, кому именно старик поклонился. Солнце кричит, что это ему поклон был, ведь оно самое теплое. Мороз отвечает, что ему старик поклонился, ведь он самый лютый. А Ветер говорит, что это его старик больше всего почитает. Тут Солнце и Мороз посмеялись, а сами друг на друга чуть не в драку кидаются. Предложил Ветер догнать старика и просто у него спросить. Так и сделали. Выслушал их старик и отвечает, что поклонился он ветру. Довольный Ветер над Солнцем и Морозом посмеивается, а те в – ярости. Солнце кричит, что спалит старика жаром, а Ветер отвечает, что он на старика подует и вмиг прохладно сделается. Мороз кричит, что заморозит старика, в Ветер отвечает, что без ветра и мороз – не мороз. Вот потому люди больше ветер и почитают.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Мороз, Солнце и Ветер”

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510558/http://educontest.net/ru/1727165/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BB%D0%B8%D1%82-%D1%87%D1%82/http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/10/blog-post8.html

голоса

Рейтинг статьи

Предварительный просмотр:

Сказка о Земле, Солнце и Воде.

Поспорили как-то раз земля и вода, кто из них главный. Земля твердила, что она главная, потому что растут на ней деревья, цветут цветы, летают птицы, ходят животные, ползают насекомые. Всем она дает жизнь на земле, радует всех своими красками.

А вода твердила, что она главная, ведь она всех поит своей чистой водой, в воде плавают рыбы, растут водоросли, обитают разные водные обитатели.

Долго они так спорили.

За спором наблюдало солнце и решило их проучить. Солнце стало ярче светить и давать сильный жар земле и воде. Вода, считая себя главной, стала испаряться. Маленькие капли воды быстро поднимались в небо. Воды в ручейках, реках, в море становилось все меньше. Земля вся растрескалась от жары. Деревья, трава стали высыхать, животные, насекомые, птицы ушли из леса. Все кругом стало гибнуть. А солнце все грело жарче, и наблюдало, что же будет. Посмотрели на все это земля и вода и взмолились. Пощади нас солнце, посмотри на нас, мы погибаем, не грей так сильно, дай дождя, дай воды. Иначе не будет больше жизни на земле. Пожалело солнце, землю и воду.

Обратилось солнце к туче дождевой с просьбой. Туча помоги! Высушило я все реки, высушило землю, хотела, чтобы они больше не спорили, кто из них главный. Все погибло, дай дождя, оживи все вокруг. Посмотрела туча на высохшие деревья, на растрескавшуюся, безжизненную землю. Посмотрела, на те места, где когда-то текли реки, бежали звонко ручьи, плескалась вода, взбивая волны в пену. Жалко стало их. Да, одной мне справиться. Позвала на помощь своих больших и маленьких туч. И когда все тучи пришли на помощь, соединились между собой, закрывая все небо. Ударил гром. С неба упали первые капли. Сначала капли падали медленно, ударяясь о раскаленную землю, превращаясь в пар и снова поднимались в небо. Солнце спряталось за тучи. И тогда ещё раз ударил гром и полил на землю крупными каплями ливень. Целую неделю лил дождь, наполняя реки водой, пропитывая и оживляя землю.

Расцвела земля, покрылась шелковистой, сочной травой, ожили деревья, зацвели разноцветными красками цветы. Водой наполнились ручьи, реки, моря. В воде снова зародилась жизнь. Выглянуло солнце, обогрело матушку землю, матушку воду.

И сказало тогда солнце: — Нет жизни на земле без воды, всему живица вода. Слава и хвала дождю, ведь он брат меньший твой вода. Земля ты дала всем жизнь, но не забывай, что друг без друга нам просто не существовать. Живите в мире и согласии.

С тех пор Земля и Вода больше не спорят кто из них главный, а живут дружно.

Мороз, Солнце и Ветер

Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер»

Наши древние предки всегда почтительно относились к природе, одушевляли её. А природные стихии и небесные светила просто обожествляли. Этим сакральным символам поклонялись, искали у них защиты и просили о помощи.

Быть может, поэтому придумано так много волшебных повествований о природных явлениях. И одно из них – русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». Это история о том, как один старик встретил по дороге трёх прохожих, идущих ему навстречу, и отвесил им земной поклон.

Казалось бы, обычная житейская ситуация. Да только путники это были непростые – по дороге шли: Ветер, Солнце и Мороз. А так как каждый из них считал себя важным и незаменимым, то начался между ними спор. Уж очень им хотелось узнать, кому из них встреченный мужик оказал честь.

Долго они спорили между собой, но никто из них не хотел прислушиваться к мнению остальных. Солнце – дневное светило – могло бы считать себя самым почитаемым среди них. Кроме того, что оно светит и греет, в древние языческие времена люди поклонялись ему как божеству, называя Ярилом.

Но суровый Мороз тоже не хотел уступать и считал, что раз он всё вокруг может заморозить, то это именно ему отвесил поклоны крестьянин. А Ветру казалось, что ни Солнце, ни Мороз не достойны почтения. Потому что в любой зной он может подарить человеку прохладу, а мороз без ветра не так уж суров.

Не сумев договориться между собой миром, эта троица решила догнать старика и спросить, кто у него больше всего в чести. Хитрый мужик сказал, что кланялся Ветру. То сразу рассмеялся довольно. Зато Солнце, обидевшись, захотело опалить старика своим жаром. А Мороз – заморозить непочтительного мужика.

Никто не скажет, почему старик выбрал именно Ветер. Да только сказка не об этом совсем. Мы привыкли, что ласковое тёплое Солнце всходит каждое утро и освещает всё вокруг своим светом. Трудно представить жизнь без этого небесного светила.

Мороз, который приходит на землю зимой – тоже нужен. Это он рисует на окнах чудные узоры и сковывает льдом водоёмы. Это благодаря ему дети могут кататься на коньках и съезжать с горки на санках.

Глупый спор затеяли между собой Мороз, Солнце и Ветер. Во Вселенной нет ничего лишнего или ненужного. Все природные явления, так или иначе, связаны друг с другом. Ведь, как бы ни зазнавался Ветер, он без Солнца и Мороза тоже ничего не значит.

Читайте текст русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» онлайн, бесплатно и без регистрации крупными буквами. Интерактивно через интернет.

Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.

А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.

Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:

— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:

— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.

— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

— Да разве есть кто меня сильнее!

— Да разве есть кто меня лютее!

А Ветер словно дразнится:

— Да я вас обоих за пояс заткну!

Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.

Догнали его и говорят:

— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:

— Ветру. Кому ж, как не ему!

— Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!

— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.

— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.

— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

Источник

Ход занятия.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Вот он какой»
, при этом объясняет
: Вы без слов должны рассказать о размерах и формах хорошо известных вам предметов.

Один из вас должен воспроизвести выразительные жесты, которые характеризуют предмет. Например маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий. Дети отгадать, о каком предмете идет речь и рассказать о нем (2-3 раза)

Воспитатель
: «Дети я знаю как вы любите сказки и решила вам рассказать новую.»
Ее нужно слушать внимательно и понять ее. Но сначала я хочу загадать вам загадки, а вы по отгадкам должны узнать, о какой сказке идет речь?»

Невидимкой осторожно,

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне.

(Мороз
)

Ну-ка, кто из вас ответит
:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(Солнце
)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он прогоняет.

(Ветер
)

Загадки вы правильно отгадали. Кто догадался какая сегодня к нам сказка пришла? (ответы детей)
. Правильно она так и называется «Мороз
, солнце и ветер
»
,- говорит воспитатель и рассказывает сказку. Затем спрашивает
:

Понравилась ли она вам? Кому какой эпизод больше понравился? (ответы детей)
Охарактеризуйте трех мужиков, которые повстречались старику
.

Из-за чего поспорили Мороз
, Солнце и Ветер
? (ответы детей)
Как вы понимаете слово «особица»
? (особенно, лично)
Что Даня, ответил старик
, когда мужики спросили
: «Кому это ты на особицу?»
(Ветру)

Кто помнит конец сказки? (ответы)
Правильно, ни мороз
, ни солнце так старику не нужны
, как ветер
.

Мороз не мороз
, когда ветра нет. Вот почему мне и почету всех больше. Старик – то
, видать умудренный, а вам простакам и невдомек. Заканчивается сказка.

А вы как думаете, кому особенно поклонился старик и почему
? (ответы детей)
Затем воспитатель раздает две карточки –схемы к сказкам. Один лист девочкам, а другой лист мальчикам. Вы должны по этим схемам рассказать свою сказку. Говорит воспитатель.

Воспитатель выслушивает детей, а затем просит высказать свое мнение. «У кого самая интересная сказка получилась? Спрашивает воспитатель. Посовещавшись, дети решают,у кого самая интересная, веселая и красивая сказка. В конце занятия
можно раскрасить свою сказку.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе «Дедушка Мороз принес нам Петю-Петушка»

предварительная работа: Рассматривали картину о «Зиме» Слушали сказки о дедушке Морозе Смотрели мультфильмы о празднике Новогоднем Рассматривали.

Занятие по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук в младшей группе

Занятие по речевому развитию и развитию мелкой моторике рук в младшей группе МДОУ Детский сад № 34 «Фиалка» воспитатель Сергеева Татьяна.

Занятие по речевому развитию в старшей группе

«Чего не стало?» Задачи: закрепить обобщающие наименования: «овощи», «фрукты». Формировать умение правильно образовывать форму существительного.

Занятие по речевому развитию в старшей группе «Правила хорошего поведения»

Правила хорошего поведения Цель: учить детей давать оценку поведению персонажей. Развивать отрицательное отношение к грубости, к жадности,.

Мороз, Солнце и Ветер

Опубликовано в: Афанасьев А. Н., М

Рейтинг:

  • Размер:
  • 16
  • Шрифт:
  • Tahoma

    Arial

    Georgia

    Helvetica

    Verdana

    Times

Народная сказка

Ишоў раз сабе адзін чалавек и судосіў1 на дарозі Соўнычко, Мароз і Вецер. Ото-ж-то спаткаушисе2 з імі, сказаў вуон ім «пахвалёны»3. — «Каму вўон аддаў пахвалёны?» Соўнычко сабе кажа — што мне, коб я не пякло; а Мароз себе кажэ, што мне, а не табе, бо вуон цябе не так боіце, як мяне. «Ото-ж-бо лжэце! Непраўда! — кажэ нарэсці4 Вецер: — Той чалавек аддаў похвалёны не вам, а мне».

Пачали між сабою аж спераціся5, сварыціся6 й оношто7 за чубы не пабраліся…

«Ну, калі ж так, то спытаймося8 яго, каму вуон аддаў пахвалёны — мне чі вам?» Даганілі таго чалавека, спыталі; аж вуон сказаў: «Ветреві». — «А што, бач9, не казаў10 я — што мне!» — «Пастуой же ты! Я цябе ракару спяку!11 — кажа Слонцэ. — Покеміш ты мяне»12. Ажно Вецер кажа: «Не буось, не спячэ; я буду веяці і охоладжаць яго». — «Так я ж цябе, гіцлю13, заморожу!» — кажа Мароз. «Не лякайсе14, небоже15, тогды я не буду веяці, і вуон табе нічого не зробіт, без ветру не замарозіт».

Ссылки:

1 Повстречался, встретил.

2 То же.

3 При встречах и при входе в чужой дом крестьяне в виде приветствия говорят «Нех бендзе похвалёны Иезус Христус!» Другой должен ответить: «На веки веков, амэн».

4 Наконец.

5 От слов: спор, прение.

6 Браниться.

7 Чуть-чуть, чуть не.

8 Спросим.

9 Видишь.

10 Говорил.

11 Сделаю красным, как рак.

12 Помянешь ты меня.

13 Прислужник палача, живодер (Польск. словарь Мюллера, I, 218). См. Малоросс. словарь Афанасьева-Чужбинского, с. 71.

14 Не бойся.

15 Бедняжка, приятель.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал знакомит родителей, какую роль играют воздух, солнце и вода для закаливания детского организма в летний период и какие правила следует соблюдать во время закаливания.

Развлекательная программа для детей старшего дошкольного возраста в летнй период.

Конспект Солнце воздух вода.

Организация оздоровительного досуга детей в летний период с использованием естественных факторов – воздуха, солнца, воды.

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:- соблюдение санитарных и гигиенических требований;- сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);.

Презентация подготовлена к конспекту НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) «Земля. Солнце. Луна. Вращение Земли вокруг Солнца».

Конспект занятия в средней группе. Познание (познавательно-исследовательская деятельность) .

Источник

Творения Д. Мамина-Сибиряка для детей

Человек и природа — очень актуальная проблема для современного мира. Мамин-Сибиряк посвятил много произведений этой тематике, но особенно нужно выделить сборник «Алёнушкины сказки». Писатель сам воспитывал и ухаживал за больной дочкой, ей и был предназначен этот интересный сборник. В этих сказках дети познакомятся с Комаром Комаровичем, Ершом Ершовичем, Мохнатым Мишей, Храбрым Зайцем. Из этих занимательных произведений дети узнают о жизни зверей, насекомых, птиц, рыб, растений. Почти всем с детства знаком очень трогательный мультфильм, снятый по одноимённой сказке Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: