Обучение
Агния получила начальное образование дома, руководил им отец, он обожал искусство и мечтал, чтобы дочь стала знаменитой балериной. Она прилежно занималась танцами долгое время, но особенного таланта в этом деле не проявлялось.
А вот писать стихи девочка начала с ранних лет. Обучаясь в гимназии, Агния и её подружки увлекались поэзией Ахматовой, сами пробовали писать. Но получалось не у всех. А у Агнии выходило, причём неплохо. Тем не менее занятия балетом она не бросала, училась и в гимназии, и в балетной школе.
Первым слушал и критиковал Агнию папа. Здесь он проявлял всю свою строгость, требовал, чтобы дочь выражалась правильно и соблюдала стихотворные размеры. А у юного дарования, как будто нарочно, постоянно в строчках менялся размер, отец называл это упрямством с её стороны. Но через много лет именно смена размера и станет отличительной чертой поэтических произведений Агнии Барто.
Революция и гражданская война на жизни юной девушки особо не отразились, она продолжала жить в своём мире стихов и балета. Позднее кто-то скажет о Барто: «Она пришла в литературу на пуантах».
После гимназии Агния поступила в хореографическое училище, которое окончила в 1924 году. Было голодно, и в пятнадцатилетнем возрасте, наряду с учёбой, девушке пришлось устроиться на работу в магазин «Одежда». Работающим давали селёдочные головы, а из них можно было варить суп.
Перед выпускными зачётами она особенно волновалась, ведь после них предстояло начинать карьеру в мире балета, да к тому же на экзамен приехал сам нарком просвещения Луначарский. Программа состояла из выпускных экзаменов и концерта, который подготовили ученицы училища. Нарком просмотрел все экзаменационные выступления, остался и на концерт.
И вот на сцену вышла юная красивая черноглазая девушка и прочитала свои собственные юмористические стихи под названием «Похоронный марш». Ей при этом аккомпанировал пианист, а сама Агния принимала трагические, но в тоже время смешные позы. Луначарскому понравились стихи, он еле сдерживал смех, а через некоторое время Агнию попросили зайти в Наркомпрос. С ней встретился Луначарский и заявил, что девушка создана для того, чтобы сочинять веселые стихи. Именно в тот момент такие слова показались ей оскорбительными, ведь в юном возрасте мечтаешь писать о любви, а не слыть поэтом-комиком.
Поэтому юная, высокая и изящная девушка устроилась в московский театр, где около года проработала в балетной труппе.
Расскажи о своём любимом писателе, перечисли его произведения. Знаешь ли ты других писателей, которые также весело пишут для детей? Подготовь и сделай сообщение в классе.
Сообщение о любимом писателе Николае Носове для 2 класса
Мне очень нравится такой писать, как Н. Носов.
Он написал такие известные произведения: На горке, Живая шляпа, Затейники и другие.
Я знаю ещё писателей, которые пишут с таким же весёлым настроением, как и мой любимый писатель.
Например, А. Барто, К. Чуковский, М. Михалков и многие другие.
Всех этих писателей мы изучаем в школьной программе и учимся на этих сказках.
Мне нравится такие произведения, потому что все недостатки человека автор показывает не с негативной стороны, а с юмором.
И через призму хорошего настроения мы понимаем, что всё это можно и нужно исправлять.
И тогда всё становится лучше.
Вспомни названия произведений.
1) А что у вас? С. Михалкова;
2) Рассеянный с улицы Бассейновой С. Маршак;
3) Айболит К. Чуковского
Подсказка:
- Краткая биография Корнея Ивановича Чуковского для презентации
- Краткая биография Агнии Львовны Барто для презентации
- Краткая биография Николая Носова для презентации
- Читательский дневник по сказке «Путаница» Корнея Чуковского
- Читательский дневник по сказке «Федорино горе» Корнея Чуковского
- Читательский дневник по стихотворению «Веревочка» Агнии Барто
- Читательский дневник по рассказу «Живая шляпа» Николая Носова
- Читательский дневник по рассказу «Затейники» Николая Носова
______
Барто против песен с «политическим душком»
В декабре на первом заседании по делу Галича Агния Барто вновь держала слово. В своём выступлении она отметила талант Галича, но при этом подтвердила, что многие его произведения совершенно антисоветские: «Досадно, что он занял такую позицию, недостойную члена Союза писателей. Я согласна, что читать это даже противно». Однако она предлагает Союзу вновь обойтись выговором и не исключать Галича, чтобы не порочить репутацию Союза. Барто считала, что можно было бы проявить великодушие, если бы Галич оправдался на широкую советскую аудиторию. Другие выступающие отметили, что великодушия хватило в 1968, ведь и тогда Союз мог с Галичем не церемониться. После этого Барто сказала, что независимо от решения секретариата Галич обязан оправдаться перед советским народом и объяснить своё поведение.
Сам Галич ещё в начале заседания заявил, что ничего антисоветского он не писал, поэтому он не понимал, за что он должен оправдываться. На этом заседании, несмотря на предложение ограничиться выговором, Барто всё же проголосовала за исключение. И на следующем заседании в январе из Союза писателей Галича исключили. Вновь единогласным решением. Дальнейшая травля вынудила барда эмигрировать в 1974 году.
Выступление Агнии Барто. (commons.wikimedia.org)
Кроме перечисленных дел по просьбе КГБ Барто написала разгромную рецензию на творчество Даниэля (процесс Синявского и Даниэля — один из самых известных в СССР).
Были в биографии поэтессы и светлые страницы. Так, когда из Института мировой литературы исключили её подругу Евгению Таратуту, Барто помогала ей и её семье. Таратуту должны были отправить в ссылку на 15 лет, но стараниями писателей её довольно быстро реабилитировали и восстановили в должности. Кроме этого, свою премию, полученную в годы войны, поэтесса отдала на строительство танка, а после войны с помощью передачи «Найти человека» соединила больше тысячи семей, разделённых войной.
Жизненные трудности
У Агнии Барто было двое детей — сын от первого брака и дочь от второго. Как позже рассказывали друзья, мальчик был очень талантлив. Он подавал большие надежды, ведь уже в раннем детстве начал писать музыку.
Но трагедия пришла тогда, когда ее не ждали. Когда ему исполнилось 18 лет, он отправился на прогулку и парад в День Победы. Его сбила женщина, севшая за руль без прав и обучения. Спасти его не смогли.
Агния Барто была буквально убита горем. В каждом прохожем парне ей виделся потерянный сын. Чтобы не сойти с ума, она решила посвятить свою жизнь детям из детских домов, помочь им найти родителей.
Чтение художественной литературы в младшей группе. А. Л. Барто
Публикации по теме:
Занятие по художественно-продуктивной деятельности через чтение художественной литературы в средней группе «Зимняя сказка» МДОУ Детский сад №3 «Тополек» Открытое занятие по художественно продуктивной деятельности через чтение художественной литературы в.
Чтение художественной литературы. Сказки «Репка» Драматизация русской народной сказки «Репка Цели: 1. Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. 2. Побуждать желание.
Чтение художественной литературы в первой младшей группе «Чтение и разучивание стихотворения А. Барто «Мячик» Задачи: — воспитывать желание слушать авторские произведения; — формировать умение отвечать на вопросы; — предоставлять детям возможность.
Картотека чтение художественной литературы для детей 1 младшей группы Карточка № 15 Тема: Чтение потешки «Как у нашего кота» Пр. сод-е: познакомить с потешкой. Развивать память, речь. Формировать интерес к.
Конспект НОД «Морковка для зайчика». Чтение художественной литературы во второй младшей группе Конспект НОД чтение художественной литературы во 2-й младшей группе: Тема: «Морковка для зайчика» Непосредственно образовательная деятельность.
«Сказки из сундучка». Конспект образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе Конспект образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе «Сказки из сундучка»Обучающие задачи:.
Конспект «Восприятие художественной литературы» Тема: «Чтение потешки «Пришел медведь к броду» в первой младшей группе Цель: 1 познакомить детей с народной потешкой «Пришел медведь к броду»; 2 формировать у детей умение слушать стихотворный текст, повторять.
Конспект НОД «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе НОД «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа. «Путешествие в страну «Сказкино»». Воспитатель: Туева Мария Андреевна Цель:.
«В гостях у сказки». Организованная-образовательная деятельность в средней группе в ОО «Чтение художественной литературы» Тема: «В гостях у сказки» Цель: Поддерживать желание детей к театрально-игровой деятельности. Задачи: 1. Уточнить и обогатить знания детей.
Перспективный план работы по речевому развитию: (чтение художественной литературы) в первой младшей группе. Перспективный план работы по речевому развитию: (чтение художественной литературы) в первой младшей группе. Воспитатель: Дудкова Марина.
Какие произведения народного фольклора можно поставить в один ряд со стихами К. Чуковского «Радость» и «Небылица»?
Как называются такие маленькие стихи: сказки; потешки; пословицы: поговорки; небылицы?
Такие весёлые произведения, в которых описываются фантастические события, можно назвать небылицами или потешками.
В народном творчестве есть много похожих рассказов.
Главное отличием небылиц в том, что автор придумывает такие события, которых не может быть в реальном мире.
То есть это полностью придумка.
В таких произведениях животные могут разговаривать, делать вещи, которые им несвойственны.
И вокруг них обычно происходят невероятные события.
Такие маленькие сказки могут быть в форме стихотворения или же нет.
Личная жизнь
Женщина была замужем два раза. Первый супруг — Павел Барто. Был поэтом, творческим человеком. От союза на свет появился сын Эдгар.
Агния Барто с первым мужем Павлом
Брак просуществовал всего 6 лет. После чего муж и жена приняли решение разойтись. В 1945 году в семье случилась трагедия. Эдгар Барто попал под грузовик и погиб от тяжелых травм. Это событие стало большим испытанием для писательницы.
Вторым мужем поэтессы был Андрей Щегляев. Он не имел отношения к искусству. Трудился инженером-теплоэнергетиком.
Андрей Щегляев, дочь Татьяна и Агния Барто
Пара жила вместе довольно долго, до 70-х годов. От союза родилась дочка Татьяна. Девочка не пошла по стопам матери. Она выучилась на техническую специальность и получила степень кандидата наук.
Агния Барто с дочерью Татьяной
Сам же Андрей скончался в 70-е от онкологического заболевания. Это событие поставило точку в счастливой семейной истории. Агния Барто стала вдовой.
Травля Чуковского в 1930-х
В 1928 году после переиздания сказки Корнея Чуковского «Крокодил» Надежда Крупская высказалась о произведении: «Я думаю, ″Крокодил″ ребятам нашим давать не надо <…> потому, что это буржуазная муть». За этим последовала травля.
Писатель в то время уже был признанным классиком. Кроме того, со многими литераторами, которые вслед за Крупской выступили против него, он до этого дружил. Другом он считал и Агнию Барто. Чуковский, по её же воспоминаниям, отправлял поэтессе письма, в которых хвалил её произведения. Но вот незадача: Барто то ли так верила в советский строй, то ли так боялась остаться за бортом корабля современности, что отчасти травлю поддержала. Так, в 1930 году Агния Львовна подписала обращение писателей к Горькому, где сказки Чуковского вновь обвинялись в буржуазности и неактуальности. Например, строчку из «Мойдодыра» «А нечистым трубочистам стыд и срам» рассматривали как вредную для советских детей. Им ведь необходимо внушать, что профессия трубочиста важна и полезна, но никак не постыдна.
Л. Кассиль, А. Барто, К. Чуковский, Н. Кончаловская. (commons.wikimedia.org)
Барто против Лидии Чуковской
Поучаствовала Барто и в процессе против дочери Корнея Ивановича Лидии. Об этом процессе Чуковская написала в своих мемуарах. Её исключили из Союза писателей в 1974 году после обвинения в нарушении устава, согласно которому писатели должны были создавать произведения, «достойные великой эпохи социализма». Статья «Гнев народа», которую Чуковская отправила для публикации за рубеж (в СССР опубликовать было невозможно), оказалась «недостойной». В своём тексте писательница обличала гнев трудящегося народа по поводу всего антисоветского, искусственно созданный редакторами советских газет. «Не читал, но осуждаю», — такие отклики выходили в печати после исключений из Союза писателей Пастернака и Солженицына, о которых в тексте вспоминает Чуковская. Разве можно осуждать, когда единственное, что ты знаешь о человеке, — это то, что о нём написали в газете? Можно ли называть такой народный «гнев» настоящим? Этими вопросами задаётся Чуковская в своей статье. По её мнению, рано или поздно этот ненастоящий гнев станет настоящим, если люди перестанут слепо верить в то, что им внушает власть. Что будет после этого — страшно представить самой Чуковской: «Хочу ли я этого? Нет. Я этого никому не желаю».
Агния Барто выступает. (commons.wikimedia.org)
«Гнев народа» — это обращение ко всем, кто поддерживает травлю писателей, академиков, представителей интеллигенции. В своей статье Чуковская прежде всего обращалась к тем, кто распространял ложь среди народа, с просьбой это прекратить. Но эти же распространители выступили против писательницы на собрании в Союзе писателей. Среди них была и Агния Барто. Она, участвовавшая в травле Корнея Чуковского, упрекала его дочь в том, что та порочит славное наследие великого сказочника: «Мне тяжело думать, что на светлую память о Корнее Ивановиче, учившем нас доброте, ложится ваша тень». Чуковская, естественно, вспомнила на процессе о травле отца. Но Барто вполне спокойно ответила: «Что же, по-вашему, Корнея Ивановича и покритиковать нельзя?».
В конце своего выступления Агния Барто заявила: «Вы требуете, чтобы все думали так, как вы. А я за свободу мнений. Я думаю, как Шостакович и Чингиз Айтматов, а вы — как Солженицын и Сахаров. Я вас зову: опомнитесь! Подобрейте!». За «злость» Чуковскую исключили из Союза писателей. Решение было единогласным. Кстати, единогласно исключали и Пастернака, и Солженицына. Причём под сообщением о согласии Московского отделения Союза писателей с исключением последнего (само решение приняли в Рязани) вновь стоит подпись Барто. На собрании по делу Пастернака, по предположениям (многие документы утеряны), детская поэтесса тоже присутствовала и, соответственно, должна была голосовать против него. После процесса Барто, М. Алигер и В. Инбер составили письмо к правительству СССР с предложением выслать Пастернака из Советского Союза.
Детство
Агния Барто (в девичестве фамилия Волова) появилась на свет 17 февраля 1906 года. Её родители были образованными еврейскими людьми. Папа, Лев Николаевич Волов, трудился ветеринарным врачом. Мама, Мария Ильинична Волова (девичья фамилия Блох), вела домашнее хозяйство и воспитывала дочь. Родители познакомились и поженились в прибалтийском городе Ковно.
Дядя Агнии, брат матери Блох Григорий Ильич, был знаменитым фтизиатром и врачом-отоларингологом, директором Ялтинской клиники института туберкулёза. Он увлекался написанием детских просветительских стихов, возможно, в своего дядю и пошла племянница.
Агния родилась в Москве, здесь же прошли её детские и юные годы. С особенной теплотой она всегда вспоминала отца. Лев Николаевич слишком любил свою профессию ветеринарного врача, часто доводилось ему по долгу службы уезжать в Сибирь. Но когда он был дома и проводил уютные вечера с дочкой, то читал ей произведения своего любимого И. А. Крылова, почти все его басни он знал наизусть.
Отец любил литературу и прививал эту любовь дочери Агнии с ранних лет. Брал книгу Л. Н. Толстого со шрифтом покрупнее, показывал дочке буквы, учил читать. Этим писателем он особенно восторгался, постоянно перечитывал все его сочинения. А первым серьёзным подарком отца дочери стала книга «Как жил и работал Лев Николаевич Толстой».
Маму свою поэтесса позднее вспоминала как женщину ленивую и капризную. Если матери предстояло заняться делами, которые были ей неинтересны, то она всегда откладывала их на послезавтра, ей казалось, что это ещё очень далеко.
Всё детство Агнии Барто прошло, как подобало в те времена обеспеченной интеллигентной семье, с няней, приехавшей из деревни; ─ гувернанткой, говорившей на французском языке; обедами с ананасовым десертом по воскресеньям.
Читательский дневник по стихотворению «Мы с Тамарой» Агнии Барто
Название произведения: «Мы с Тамарой».
Число страниц: 2.
Жанр произведения: стихотворение.
Главные герои: Таня, Тамара.
Характеристика главных героев:
Таня — юная помощница и добрая девочка.
Активная и целеустремлённая.
Боится крови.
Тамара — спокойная и тихая девочка.
Не испугалась пореза, а смело продолжила помогать ребятам.
Краткое содержание стихотворения «Мы с Тамарой»
Таня и Тамара решили стать санитарками и помогать всем, у кого что-то болит или кто нечаянно поранился.
Для работы девочки раздобыли всё, что было необходимо: и йод, и вату, и марлю, и бинты.
Да, только лечить было некого.
И вот мальчик Вова порезался.
Но когда Таня увидела капли крови, то испугалась и поручила важное задание Тамаре. Таня то и дело ревела, а Тамара выполняла всю работу за двоих
Таня то и дело ревела, а Тамара выполняла всю работу за двоих.
Основная мысль стихотворения «Мы с Тамарой»
Главная мысль стиха в том, что нужно уметь справляться с эмоциями и делать свою работу.
Основная идея произведения заключается в том, что перед тем, как взяться за что-то, необходимо подумать — справишься ли ты с этим заданием или нет.
Чему учит стихотворение
Стихотворение учит нас мечтать, веселиться, не обращать внимания на неприятности.
Стихотворение учит тому, что с помощью игры можно узнать о многих взрослых вещах.
Краткий отзыв о стихотворении «Мы с Тамарой» для читательского дневника
Прочитав это стихотворения, я посмеялась над приключениями Тани.
Эта девочка мечтала приносить пользу, помогать больным, но очень боялась крови.
Это смешное и поучительное стихотворение.
Автору удалось показать, что не каждый может справиться с такой простой работой, как перевязка раны.
Мне понравилась Таня и Тома, активные и добрые девочки.
Но Тамара мне понравилась смелостью, а Таня тем, что не отступала и пыталась помочь несмотря на свой страх.
Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что быть добрым товарищем очень легко.
Надо просто помогать другу там, где он не справляется.
Пословицы к стихотворению
- Друзья до чёрного дня.
- Для друга семь вёрст не околица.
- На товарища надеешься, сам его выручай.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Ещё читательские дневники по произведениям Агнии Барто:
- «Жадный Егор»
- «Верёвочка»
- «Вовка — добрая душа»
- Краткая биография поэтессы Агнии Барто и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Как Барто пришла в литературу
Агния Львовна Волова родилась в обеспеченной интеллигентной семье, детство и юность посвятила танцам, а после стала профессиональным писателем. Как это вышло? Есть красивая история о том, как А. В. Луначарский (в то время нарком просвещения) пришёл на выступление выпускников балетной школы Л. Р. Нелидовой, где юная поэтесса занималась. На выпускном Агния не только станцевала, но и прочитала стихотворение собственного сочинения «Похоронный марш». Ничего грустного в произведении со столь говорящим названием Луначарский не увидел. Напротив, его выступление девочки развеселило. Он посоветовал Агнии писать весёлые стихи и пригласил в Наркомат просвещения.
Стоит отметить, что Нелидова, владелица балетной студии, в которой занималась Агния, была тёткой Павла Барто, который стал первым мужем поэтессы (в 1925 году). В соавторстве с ним Барто написала некоторые ранние стихотворения для детей («Девочка чумазая», «Девочка-ревушка»). Кроме того, в 1930-х годах он работал редактором в детском издательстве «Детгиз», участвовал уже в первом Съезде писателей, являлся членом Союза писателей с самого его основания. Вместе с ним, по-видимому, членом Союза писателей стала и Агния Львовна. Возможно, отчасти благодаря Павлу Барто она и стала детской поэтессой.
Агния и Павел Барто. (commons.wikimedia.org)
Союз писателей, официально основанный в 1934 году, был единственным разрешённым объединением литераторов. Позднее авторов, которые не состояли в Союзе, запретили публиковать. Если литератора из Союза исключали, это фактически означало, что у него отбирали способ заработка — в советских изданиях и издательствах он больше публиковаться не мог. А исключали писателей, например, за «проступки, роняющие честь и достоинство советского литератора». Какие именно это проступки и кого стоит исключать, решала партия и самые деятельные члены Союза писателей, в числе которых была и Агния Барто.
Как ты думаешь, почему произведения этих писателей объединены в один раздел? Что сближает этих авторов?
Выбери ответ:
— пишут интересно, весело;
— ругают детей;
— радуются хорошим детским поступкам, помогают избавиться от недостатков;
— показывают плохих детей (подшучивают над плохими детьми);
— учат добру.
Во всех этих рассказах присутствует весёлое настроение.
Это можно объяснить тем, что во всех них участвуют дети.
А они всегда попадают в смешные ситуации.
Авторы учат на примере них, как надо поступать в той или иной ситуации.
Когда проблема разрешается, и автор, и герои, и читатели радуются.
Герои избавляются от своих недостатков через жизненные уроки.
А читатель может посмотреть на эту ситуацию со стороны, и понять как следует себя вести.
И если вдруг произойдёт похожая ситуация, будет знать, что делать.
Какие произведения С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова ты читал раньше? Назови их. Перескажи самое любимое.
В этом разделе собраны самые известные произведения этих писателей.
Из них: Путаница, Кот и лодыри С. Маршака; Мой секрет и Сила воли С. Михалкова; Верёвочка и В школу А. Барто; и многие другие.
Это рассказ о живой шляпе Носова.
Оно одновременно и смешное, и интересное.
Там описываются события одного весёлого случая, который произошёл с ребятами и котом.
Дело было утром, дети раскрашивали картинки, а кот игрался рядом.
Вдруг он прыгнул за мухой и зацепил шляпу, которая лежала на краю стола.
Шляпа упала прямо на кота, и закрыла его.
Но испуганный кот начал бегать по комнате, а со стороны эта шляпа казалась живой.
Мальчишки не на шутку и пугались, и начали кидаться в неё картошкой.
При попадании бедный кот мяукнул и выдал себя.
Все поняли, что это он двигал шляпу, а не она сама.
Стихи Агнии Барто для самых маленьких
Сейчас, когда все тоненькие детские книжечки, которых выходило невероятное количество в самое разное время, собраны вместе стало отчетливо видно, чем именно привлекательны стихи Агнии Барто для самых маленьких. Оптимизмом, которым дышит каждая строчка, юмором, простым и понятным детям.
Маленький читатель интуитивно чувствует искреннего человека и талантливого педагога, который учит, а не поучает, ненавязчиво и весело передает свой жизненный опыт, мягко и по доброму ставит ребенку новые для него задачи: понимать и чувствовать музыку рифмы. Малышам стихи Агнии Барто читать весело и интересно.
Барто всегда доверяла детским способностям к восприятию, никогда не считала, что ребенок чего-то может не понять. Она не старалась втолковывать детям то, что им подходит по возрасту, она давала им то, до чего они должны дорасти. Давала в такой легкой, доступной форме, что, казалось, совсем непростые идеи просто лежат на поверхности, и любой малыш разберется, что ему хотели сказать. А главное, правильно поймет подчас очень непростые, но полезные вещи, которые могут стать отправной точкой в судьбе нового человечка.
Детские стихи Агнии Барто – это кусочки паззла под названием жизнь. И это отчетливо прослеживается, когда читаешь собрание сочинений писательницы. Возможно, поэтому стихи Агнии Барто для самых маленьких актуальны и для нынешних малышей. Основные жизненные принципы вечны и не зависят от условий конкретного времени. Во все времена ценилось умение удачно шутить, а уж шутить с детьми… А ведь юмор Агнии Барто действительно близок маленьким читателям.