Кавказский пленник. л. н. толстой

Толстой лев николаевич — продетлит

Глава 3. Жизнь Жилина в ауле

Пленники месяц жили в сарае, а горцы ждали выкуп за них. Костылин отправил повторное письмо, а Жилин больше писем не писал.

Кормили их плохо: пресным хлебом, а то и вовсе непечёным тестом. Костылин скучал и считал дни до прихода письма. Жилин всё высматривал и выпытывал, решая, как лучше сбежать, а также рукодельничал. Он слепил из глины куклу в горской рубахе, хотел отдать детям, но Дина и горские девушки её не взяли. Тогда он поставил куклу на крышу, а сам спрятался в сарай. Куклу забрала Дина.

Утром Дина вышла из дому с куклой, украшенной красными лоскутами. Появившаяся старуха забрала куклу и разбила её. Жилин сделал ещё куклу, лучше прежней, отдал Дине. Тогда девочка ухитрилась принести Жилину кувшинчик молока. С тех пор она стала каждый день приносить Жилину молоко, иногда сырных лепёшек. Раз даже принесла кусок баранины.

Постепенно горцы стали просить Жилина починить то часы, то замок, то ружьё. Абдул-Мурат за починку подарил ему свой старый полукафтан.

Однажды Жилина попросили вылечить заболевшего горца. Жилин в этом не разбирался, но решил: «Авось поздоровеет сам».

Жилин понемногу стал понимать их язык. Некоторые горцы привыкли к нему, другие косились, как на зверя. Под горой жил уважаемый горский старик. Жилин решил посмотреть, как тот живёт, и пошёл за ним. Увидел небольшой сад, каменную ограду и избушку с плоской крышей. Случайно загремев колодкой, Жилин выдал себя, а старик выстрелил из пистолета. Жилин чуть успел спрятаться за камень.

Старик пожаловался Абдул-Мурату и потребовал, чтобы русских убили. Но Абдул-Мурат привязался к Жилину и не стал бы его отпускать из аула, если бы не дал слово освободить того за выкуп.

Абдул-Мурат рассказал Жилину судьбу старика: тот был богат, много русских побил, имел три жены и 8 сыновей. Когда в их деревню пришли русские, то убили 7 сыновей старика, а последнего взяли в плен. Старик нашёл сына в плену, убил его, а потом стал очень религиозен, пешком сходил в Мекку помолиться богу.

Лев Толстой / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Тип. Замысловского, 1872 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
  • / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Изд. А.Д. Сазонова, 1908 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
  • / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Т-во И. Д. Сытина, 1916 (Москва : РГБ, 2014). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
  • / Л. Н. Толстой ; под ред. П. И. Бирюкова. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1911 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
  • / Л. Н. Толстого. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : О-во распростр. полез. кн., 1882 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.

Восторженный продолжатель

Финал у первого «Кавказского пленника», как несложно догадаться, грустный, — но М. Ю. Лермонтову (который был страстным поклонником Пушкина и во многом «учился» у него писать, хотя лично поэты знакомы не были) это показалось недостаточным, и он решил создать собственную версию — совсем уж душераздирающую. Отталкиваясь от текста Александра Сергеевича и иногда переписывая целые строки без каких-либо изменений, в финале он добавил столько драмы и крови, что, читая заключительные строфы, порой хочется закрыть лицо ладонями. Эксперимент получился не очень удачным — но юному гению это простительно: лермонтовский «Кавказский пленник» был написан в 1828 году, когда поэту было всего 14 лет.

Казалось бы, на этом тему можно было закрыть, — но спустя почти полвека, в 1872 году, к тому же сюжету обратился Лев Николаевич Толстой, который к тому моменту был очень опытным и известным писателем. Взяв за основу пушкинскую интригу — вырвется герой на свободу или нет, — он кардинально изменил характер центрального персонажа, род его занятий, а также причину, почему тот попал в плен.

Глава 6. Побег Жилина. Выкуп Костылина

Жилось им там очень плохо: колодки не снимали, кормили непечёным тестом. В яме было душно, мокро и воняло. Костылин совсем разболелся, а Жилин думал, как выбраться отсюда. Вдруг на Жилина упала лепёшка и посыпались черешни — это была Дина. Жилин налепил из глины в яме фигурки людей, лошадей, собак — решил, что Дина ему поможет.

Из разговоров горцев Жилин узнал, что русские близко, и что горцы не знают, как быть с пленными.

Дины долго не было. Появившись с двумя сырными лепёшками, Дина предупредила Жилина, что их хотят убить. Игрушки она не приняла. Жилин попросил принести длинную палку. Дина сначала отказала, но ночью всё же принесла длинный шест. Жилин вылез, Костылин остался ждать выкуп. Жилин подсказал девочке вернуть шест на место, чтобы её не заподозрили, и ушёл под гору. Колодку снять не смог, у Дины тоже не хватило сил ему помочь. Прощаясь, Дина дала ему лепёшек и расплакалась.

Жилин пошёл, придерживая замок на колодке, чтобы не бренчал. Дойдя до леса, сел отдохнуть. Снова пошёл дальше, еле волочил ноги. Прошёл лес — стало уже совсем светло, увидел вдалеке своих: казаков и солдат.

Собрался с последними силами и пошёл к своим. Но тут его заметили трое горцев и пустились к нему.

Наши услышали и бросились наперерез горцам. Те испугались, ускакали. Жилина спасли, обступили, дали хлеба, каши, водки, сняли колодку, укрыли шинелью. Офицеры узнали Жилина, повезли в крепость, где тот и рассказал, что с ним случилось.

Жилин остался на Кавказе служить, домой не поехал. А Костылина только через месяц выкупили, еле живого.

Жил да был…

Л. Н. Толстой, которого часто считают автором излишне многословным, отлично умел — если считал это нужным — писать кратко и по делу. Уже первые строки его «Кавказского пленника» дают исчерпывающее представление о главном герое

Это человек смелый, самоотверженный, готовый пожертвовать всем ради дела государственной важности:

Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.

Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придётся увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно».

Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.

На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы…

Итак, Жилин был «барином», то есть представителем дворянства — самого уважаемого и привилегированного сословия. Если такой человек не хотел служить, заставить его никто не мог, и уж тем более никто не посылал дворян против их воли в «горячие точки». Герои Пушкина и Лермонтова были наивными скучающими путешественниками, но Жилин оказался не таков: он поступил на службу, полностью сознавая, что на Кавказе русского человека каждую минуту подстерегает опасность.

Так и вышло: как-то раз, не желая ждать, пока его доведут от одной крепости до другой «провожающие солдаты», Жилин выдвинулся вперёд с одним-единственным спутником — новым знакомым по фамилии Костылин. Увы, этот Костылин оказался ненадёжным товарищем. Когда путники подошли к дороге, ведущей в ущелье, Жилин рассудил, что там может быть засада, — и решил поехать вперёд и посмотреть: нет ли татар? Костылин пообещал ждать и, в случае чего, помочь главному герою отбиться — но, только увидев неприятеля, сразу же бросился наутёк. Однако этот манёвр не помог ему спастись: и Жилин, и Костылин попали в плен.

В ауле оказалось, что русские нужны не в качестве «рабов», а чтобы — вот ещё одно отличие от пушкинского и лермонтовского текстов! — получить за них выкуп от родственников. За жизнь Костылина попросили огромную по тем временам сумму в пять тысяч рублей (в пересчёте на современные деньги — больше шести миллионов). Жилин же настоял, что больше пятисот рублей не даст, — а когда его вынудили-таки послать письмо, указал неверный адрес, чтобы даже такая «пустяковая» просьба не дошла до его матери: главный герой, хоть и дворянин, богато никогда не жил.

Наконец, не обошлось в рассказе и без кавказской девушки — но, в отличие от пушкинской и лермонтовской героини, в прекрасного русского офицера она не влюбилась. Тринадцатилетняя Дина — ещё ребёнок, и волнуют её вовсе не свидания, а куклы и дворовые игры. Вот какой мы видим эту героиню во второй главе:

Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали.

Чёрный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то: «Дина!»

Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. <…> Голова непокрытая, коса чёрная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный.

Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли. Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьёт — как на зверя какого.

Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец засмеялся. Послал её еще куда-то. Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресного на дощечке круглой, и опять села, изогнулась, глаз не спускает — смотрит.

«Всё это хорошо, — подумает школьник, — но почему Толстой не назвал рассказ как-нибудь по-другому?»

Дело в том, что Лев Николаевич создал «путаницу» вполне осознанно. Он хотел, чтобы опытный читатель вспомнил пушкинский сюжет и сам рассудил, чья версия лучше. Такие отсылки — что что-то вроде профессиональной писательской забавы: интересно же взять хорошо знакомый сюжет, переделать на свой лад, «дополнить» новыми смыслами… А у кого получилось лучше — пусть каждый решает сам!

Ну а если читатель окажется неопытным и отсылку не увидит, ничего страшного: произведение от этого хуже не станет.

Лев Толстой / Экранизации

  • 1958 — «Три медведя». Мультфильм. «Союзмультфильм». Режиссер Р. Давыдов.
  • 1973 — «Детство». «Отрочество». «Юность» (в 3 частях). Художественный фильм. СССР. Режиссер П. Фоменко.
  • 1975 — «Кавказская повесть». Художественный фильм. Грузия-фильм. Режиссер Г. Калатозишвили (по рассказу «Кавказский пленник»).
  • 1980 — «Прыжок». Мультфильм. Свердловская киностудия. Режиссер Г. Тургенева.
  • 1982 — «Филипок». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер Р. Зельма.
  • 1983 — «Лебеди». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер М. Новогрудская. (по мотивам рассказов Л. Н. Толстого).
  • 1984 — «Три медведя». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер А. Зябликова.

Глава 2. В плену у горцев. Письма домой

Жилин почти не спал. Вскоре к нему пришли двое горцев, среди них Абдул-Мурат, стали по-своему что-то говорить и по-русски приговаривали: «корошоурус!».

Абдул-Мурат
 — горец, хозяин Жилина в ауле, глаза чёрные, светлые, бородка маленькая, подстри­женная, румяный, с весёлым лицом, одет в синий шёлковый полу­кафтан, красные башмачки, на поясе сереб­ряный кинжал.

Жилин руками и губами дал понять, что хочет пить, те поняли, позвали Дину.

Дина
 — дочь Абдул-Мурата, 13 лет, тоненькая, худенькая, глаза чёрные, светлые, красивая, с чёрной косой, одета богато в длинную синюю рубаху с широ­кими рука­вами, в штаны и башмачки, на шее монисто из монет.

Дина принесла воды, села на корточки и стала рассматривать Жилина. Потом отец велел ей принести хлеба. Горцы ушли, Жилина заперли.

Вскоре к Жилину пришёл слуга и позвал за собой. Привели его в дом Абдул-Мурата. Дом оказался дорого убранным: на полу пёстрые пуховики, ковры и пуховые подушки на них, на стенах ковры, «на коврах ружья, пистолеты, шашки — всё в серебре». Русского­ворящий горец объяснил Жилину, что его взяли в плен, а потом продали Абдул-Мурату.

Затем Жилину приказали писать письмо домой с требованием выкупа: 3000 монет. Жилин сказал, что таких денег нет, и предложил только 500 рублей. Горцы стали ругаться друг с другом, но поняли, что 500 рублей лучше, чем ничего, и согласились.

Привели Костылина — его тоже схватили. С Костылина выпросили 5000 монет, и тот написал письмо с требуемой суммой.

Жилин письмо написал, но адрес изменил, чтобы письмо не дошло: он знал, что и этих денег его мать не соберёт. Он решил сбежать.

Жилин договорился с горцами, чтобы их с Костылиным держали вместе, кормили, поили, одели. Пленников отвели в сарай, на ночь сняли колодки.

Три пленника

Первое произведение под названием «Кавказский пленник» написал А. С. Пушкин, и произошло это в 1821 г. Работа открывала цикл так называемых «Южных поэм», действие которых проходило в необычных для тогдашнего читателя местах: на востоке Украины («Братья-разбойники»), в Крыму («Бахчисарайский фонтан») и на берегу Чёрного моря, в области под названием Бессарабия, которая в наши дни поделена между Молдавией и Украиной («Цыганы»). Писатели начала XIX века очень любили всякую экзотику!

В пушкинском «Кавказском пленнике» дело происходит в ауле — так называются посёлки, расположенные в горах. Живут в этих посёлках представители многих народностей: чеченцы, лезгины, ногайцы, черкесы, аварцы… Все они исповедуют ислам, но в XVIII веке вооружённые столкновения между ними и войсками Российской империи происходили не столько на почве религии, сколько из-за желания этих народностей отстоять независимость.

Дело в том, что начиная с 1730-х годов Россия начала активно продвигаться на юг. Какие-то земли отходили к Российской империи добровольно, как это было, например, с Грузией: в 1783 году власти этой страны сами «попросились» под опеку более могущественного государства, потому что не могли справиться с последствиями «внутренних», междоусобных столкновений. Но, конечно, большинство народностей стремились отстоять независимость. В такие регионы направляли правительственные войска; все эти кампании получили общее название Русско-Кавказской войны.

Именно из-за этих событий любому нашему соотечественнику, даже если он не был военным, в южных регионах грозила серьёзная опасность. Вот и главный герой пушкинской поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник» попал в опасную переделку. Он отправился на Кавказ не воевать, а просто путешествовать: ему хотелось, говоря современным языком, «развеяться» после личной драмы — ссоры с друзьями и расставания с любимой девушкой. Но, как следует из названия произведения, развлекательной поездки не получилось, ведь молодой человек попал в плен к черкесам:

  • Людей и свет изведал он,
  • И знал неверной жизни цену.
  • В сердцах друзей нашед измену,
  • В мечтах любви безумный сон, <…>
  • Отступник света, друг природы,
  • Покинул он родной предел
  • И в край далёкий полетел
  • С весёлым призраком свободы. <…>
  • Свершилось… целью упованья
  • Не зрит он в мире ничего.
  • И вы, последние мечтанья,
  • И вы сокрылись от него.
  • Он раб. Склонясь главой на камень,
  • Он ждёт, чтоб с сумрачной зарёй
  • Погас печальной жизни пламень,
  • И жаждет сени гробовой…

В начале поэмы главному герою хотелось только одного: сбежать из шумного города — и, оказавшись в незнакомых краях, обрести свободу. Но, попав в плен, он и вовсе перестал о чём-то мечтать: разве только о том, чтобы «погас печальной жизни пламень»… Попрощавшись с последней надеждой изменить свою жизнь, молодой человек решил, что лучше ему просто погибнуть. Более того: когда кавказцы заметили одинокого путешественника, завязалась битва, и пленника привезли в аул «с обезображенной главой» — то есть всего израненного, в крови. Молодой человек думал, что погибнет от полученных травм, но судьба распорядилась иначе. Ранения оказались неопасными, и герой быстро пришёл в себя, ему снова захотелось жить:

  • Казалось, пленник безнадежный
  • К унылой жизни привыкал.
  • Тоску неволи, жар мятежный
  • В душе глубоко он скрывал.
  • Влачася меж угрюмых скал,
  • В час ранней, утренней прохлады,
  • Вперял он любопытный взор
  • На отдалённые громады
  • Седых, румяных, синих гор.
  • Великолепные картины!
  • Престолы вечные снегов,
  • Очам казались их вершины
  • Недвижной цепью облаков…

Но, конечно, ради одних только красивых видов пленник не мог смириться с произошедшим: ему страстно захотелось вернуться на волю. Но как сбежать из аула, если тебя день-деньской сторожат вооружённые похитители? Допустим, можно ещё улучить момент, когда кавказцы соберутся всем войском и куда-то уедут; но далеко ли уйдёшь, когда на ногах — кандалы?

Помощь пришла с неожиданной стороны. Ухаживать за пленником поручили молодой черкешенке: местные воеводы и подумать не могли, что та влюбится в чужеземца! И вот герой понимает, что девушка с радостью поможет ему бежать, — но тогда пришлось бы взять её с собой и, как подобает честному человеку, жениться. Но, увы, он не любит черкешенку: в его воображении всё ещё живёт «образ вечно милый» — воспоминания о той светской даме, которая разбила его сердце…

Глава 4. План побега

Днём Жилин ходил по аулу, рукодельничал, а ночью делал подкоп. Также он высматривал, в какую сторону бежать к своим.

Как-то Абдул-Мурат уехал, приказав маленькому сыну следить за пленником. Сказав мальчику, что ему нужны травы для лечения горцев, Жилин поднялся на гору и запомнил местность.

Он решился бежать, так как ночи были тёмные, но вернулись горцы. Они приехали ни с чем, да ещё и своего потеряли. Убитого похоронили по местному обычаю. Три дня горцы поминали покойника, на четвёртый день куда-то собрались. Жилин уговорил Костылина бежать с ним. Тот сначала испугался, сказал, что они дороги не знают, что ночью идти страшно. Жилин ответил, что дорогу он знает, лепёшек припас, и вообще их хотят убить. Костылин согласился бежать.

Глава 5. Неудавшийся побег

Вылезли пленники из дыры под сараем, но Костылин зацепил ногой камень, и тот загремел. Прибежала хозяйская злая собака, а за ней и другие. Жилин это предусмотрел, заранее прикармливая собаку хозяина. Усмирив её, пленники тронулись в путь. Но в этот момент народ собирался в мечеть, и Жилину с Костылиным пришлось ещё долго дожидаться подходящего момента.

Когда они выбрались, Жилин снял неудобные сапоги и пошёл босиком. Костылин тоже снял сапоги, но быстро стёр ноги в кровь.

Пленники немного сбились с пути, но Жилин вовремя это заметил. Потом они встретились с оленем. Вскоре Костылин, громко вскрикнув от боли, отказался идти дальше. Жилин не мог бросить товарища и посадил его на спину. Крик Костылина услышали горцы, стали их преследовать. Товарищи спрятались, но собаки нашли их. Пленников вернули в аул. Сбежавшиеся дети стали бить их камнями и плётками.

Взрослые горцы решали, что делать. Абдул-Мурат пригрозил: если не пришлют деньги в течение двух недель, он их запорет. А если вздумают бежать — убьёт.

Пленников заставили написать ещё по письму, а затем посадили в глубокую яму, заковав в колодки.

Музеи, памятники

  • Музей-усадьба «Ясная Поляна» : сайт.
  • Музей-усадьба в Хамовниках : сайт.
  • Государственный музей Льва Толстого : сайт.
  • Мемориальный музей «Астапово» : сайт.
  • Памятные толстовские места // Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа «Централизованная библиотечная система» : сайт.
  • Памятник Л. Толстому в Москве, во дворе Государственного музея Л. Н. Толстого (1912, установлен в 1972, автор – С. Д. Меркуров).
  • Памятник Льву Толстому на Поварской улице в Москве, во дворе «дома Ростовых» (1956, авторы — скульптор Г. Н. Новокрещёнова, архитектор В. Н. Васнецов).
  • Памятник Льву Толстому в сквере Девичьего поля на пересечении Большой Пироговской улицы и проезда Девичьего поля в Москве (1972 году, скульптор — А. М. Портянко, архитекторы — В. В. Богданов, В. П. Соколов).
  • Памятник Л. Н. Толстому в Химках (Московская обл.).
  • Мемориальная доска в Петербурге, на доме, где жил Л. Н. Толстой (Набережная Фонтанки, 38).
  • Памятник Льву Толстому и его литературному герою Хаджи-Мурату в Махачкале (Дагестан) на пересечении улиц Льва Толстого и Магомеда Гаджиева. (2012, скульптор — Ш. Карагаджиев).
  • Памятник «Учитель и ученик» Новокузнецке (Кемеровская область) посвящён Л. Толстому и его секретарю В. Булгакову, посвятившего жизнь сохранению литературного наследия писателя (2010, скульпторы — А. Миронов, Р. Цыденова).
  • Памятник Л. Толстому в Оренбурге (1994, авторы — скульптор Ю. Л. Чернов, архитектор А. И. Агафонов).
  • Памятник Льву Николаевичу Толстому в Пятигорске (2005, скульптор — С. Авакова).
  • Памятник Льву Толстому в Туле (1973, скульптор — В. И. Буякин, архитектор — А. Н. Колчин)
  • Памятник в станице Старогладовской Шелковского района (Чечня). В станице также работает музей Л. Н. Толстого.

Глава 1. Жилин в плену

На Кавказе служил офицер Иван Жилин.

Иван Жилин
 — офицер из небо­гатой семьи, ростом не велик, но удал, храбрый, смелый, хороший товарищ, мастер на все руки.

Жилину от матери пришло письмо с просьбой приехать. Она писала, что уже стара, что хочет повидать сына перед смертью, что нашла ему хорошую невесту. Жилин решил ехать.

Тогда на Кавказе была война, и ни днём, ни ночью нельзя было проехать: либо горцы убьют, либо уведут в плен. Поэтому два раза в неделю из крепости в крепость вместе с народом ходили провожатые солдаты.

Было лето, Жилин поехал с провожатыми. Сам ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Всего надо было проехать 25 вёрст, но из-за мелких проблем и жары двигались очень медленно. Жилин решил ехать вперёд один.

Пока Жилин думал, к нему подъехал Костылин и тоже предложил поехать вперёд одним: и жарко, и есть хочется.

Костылин
 — офицер, грузный, толстый, мало­душный, трус­ливый.

У Костылина с собой было заряженное ружьё. Договорились не разъезжаться, ехать вместе. Когда проехали степь, дорога пошла между двух гор. Жилин решил забраться на гору и посмотреть, нет ли поблизости горцев. Взобравшись, он увидел их, а те увидели его и погнались за ним. Жилин крикнул Костылину: «Вынимай ружьё!». Но Костылин, увидев горцев, испугался и поскакал к крепости. Жилин решил живым не даться.

Горцы подстрелили лошадь Жилина, которая падая придавила ему ногу, схватили его самого, связали и повезли в аул — горскую деревню. Жилин пытался запомнить дорогу, но кровь застлала ему глаза.

В ауле на Жилина надели колодку на ноги, чтобы не сбежал, и заперли в сарае.

Филиппок Толстой Л. Н. рассказ с иллюстрациями

Рейтинг:   / 716

Филиппок  Л. Н. Толстой.

I.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: «Куда ты, Филиппок, собрался?» — «В школу».

— «Ты ещё мал, не ходи»,-и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, а мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, «Взял старую отцовскую и пошёл в школу.

 II. 

Школа была за селом. Когда  Филиппок шёл по своей слободке, собаки не трогали его — они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой — большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать; собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?» Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филиппка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: «Все учатся, а ты что тут стоишь?»

III.

Филиппок пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что — закричал он на Филиппка. Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил.- Да кто ты?

— Филиппок молчал.- Или ты немой? 

— Филиппок так напугался, что говорить не мог.- Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.

А Филиппок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по головке и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филиппок, Костюшкин брат; он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

—  Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

IV.

Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уже знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи своё имя. Филиппок сказал: 

— Хве-и — хви, ле-и — ли, пе-ок — пок. Все засмеялись.

— Молодец,- сказал учитель.- Кто же тебя учил читать?

Филиппок осмелился и сказал:

— Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!

Учитель остановил его и сказал:

— Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.

Л. Н. Толстой.

Похожие по содержанию произведения раздела:

Я выхожу в космос Леонов рассказ с иллюстрациями …Я выхожу в космос.
Вот и космическое небо. Я первый вижу космос с миллиардами звёзд не из кора …

Шесть километров пути Хомченко рассказ с иллюстрациями …Шесть километров пути.
I.
. Был холодный день, солдатам дали увольнительные. Шли они весёлые, …

Шар в окошке Митта …Шар в окошке.
 
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щи …

Чужое яичко Ушинский рассказ с иллюстрациями …ЧУЖОЕ ЯИЧКО К. Д. УШИНСКИЙ
Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко …

  • < Стеклянные лягушата Бианки рассказ
  • Шар в окошке Митта >
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказочная страна
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: