Прогулки в саду
После того пошли они гулять по саду и нашли громадный камень. «Ишь какой камень! Нельзя ль его с места сдвинуть?» – сказал Иван-царевич, уперся в него руками, возился-возился – нет, не берет сила; попробовал Иван кухаркин сын – камень чуть-чуть подвинулся. Говорит им Иван Быкович: «Мелко же вы плаваете! Постойте, я попробую». Подошел к камню да как двинет его ногою – камень ажно загудел, покатился на другую сторону сада и переломал много всяких деревьев. Под тем камнем подвал открылся, в подвале стоят три коня богатырские, по стенам висит сбруя ратная: есть на чем добрым молодцам разгуляться! Тотчас побежали они к царю и стали проситься: «Государь батюшка! Благослови нас в чужие земли ехать, самим на людей посмотреть, себя в людях показать». Царь их благословил, на дорогу казной наградил; они с царем простились, сели на богатырских коней и в путь-дорогу пустились.
Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо – повертывается. «Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести». Избушка повернулась. Добрые молодцы входят в избушку – на печке лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок. «Фу-фу-фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». – «Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печки да на лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я добренько скажу». Баба-яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко: «Здравствуй, батюшка Иван Быкович! Куда едешь, куда путь держишь?» – «Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слышал я, что там не одно чудо-юдо живет». – «Ай да Ванюша! За дело хватился; ведь они, злодеи, всех приполонили, всех разорили, ближние царства шаром покатили».
Братья переночевали у бабы-яги, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Приезжают к реке Смородине; по всему берегу лежат кости человеческие, по колено будет навалено! Увидали они избушку, вошли в нее – пустехонька, и вздумали тут остановиться. Пришло дело к вечеру. Говорит Иван Быкович: «Братцы! Мы заехали в чужедальную сторону, надо жить нам с осторожкою; давайте по очереди на дозор ходить». Кинули жеребий – доставалось первую ночь сторожить Ивану-царевичу, другую – Ивану кухаркину сыну, а третью – Ивану Быковичу.
Отправился Иван-царевич на дозор, залез в кусты и крепко заснул. Иван Быкович на него не понадеялся; как пошло время за полночь – он тотчас готов был, взял с собой щит и меч, вышел и стал под калиновый мост. Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы закричали – выезжает чудо-юдо шестиглавое; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился. Говорит чудо-юдо шестиглавое: «Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, а ты, песья шерсть, ощетинилась? Аль вы думаете, что Иван Быкович здесь? Так он, добрый молодец, еще не родился, а коли родился – так на войну не сгодился: я его на одну руку посажу, другой прихлопну – только мокренько будет!»
Читательский дневник по русской народной сказке «Иван Быкович»
Название: «Иван Быкович».
Число страниц: 29.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Иван Быкович, царевич, кухаркин сын.
Второстепенные герои: Баба Яга, Чудо-Юдо и его жёны, мать-змеиха, Отец чудищ, старики, Царевна Золотые кудри.
Характеристика главных героев:
Иван Быкович — сильный и храбрый молодец.
Смелый и ничего не боится.
Справедливый и смекалистый.
Уничтожает злодеев и женится на прекрасной царевне.
Царевич и кухаркин сын — ленивые и неповоротливые парни.
Проспали сладко всю ночь, пока их брат сражался с врагом.
Характеристика второстепенных героев:
Чудо-юдо и его жёны — хитрые и коварные.
Страшные и злые.
Считали себя сильнее и хитрее всех.
Отец Чудо-юда — старый и глупый.
Хотел жениться на прекрасной царевне.
Баба-Яга — добрая старушка. Помогла богатырям.
Старики — мастера на все руки. Помогали Быковичу.
Царевна — красивая и молодая.
Краткое содержание сказки «Иван Быкович»
В одно время родились сыновья у царицы, кухарки и у коровы.
Вместе росли они и играли.
А как подросли, добыли коней богатырских, взяли мечи и поехали с чудом-юдом биться.
Стали Иван дозор держать на реке Смородине.
Но царевич и кухаркин сын засыпали, а Быкович убивал змеев одного за другим.
Убил он последнего, а жёны чудищ решили погубить богатырей.
Но Иван Быкович узнал про то, и разрушил их козни.
Привели его к отцу чуда-юда, а тот посылает Ивана за царевной, себе в жёны.
Отправился Иван в дальний путь, по дороге помощников нашёл.
Отвоевал царевну и назад повёз.
Но царевна в звезду превратилась.
А старик нашёл лишнюю звезду на небе, и Иван вернул царевну.
Привёз он царевну чудищу, и предложил по соломинке пропасть перейти.
Иван легонько перебежал, а царь упал и погиб.
Женился Иван на царевне и зажили они счастливо.
План сказки:
- Три Ивана.
- Кони и оружие.
- Баба-Яга.
- Три битвы.
- Козни жён.
- Старик-отец.
- Старички на все руки.
- Звездочёт.
- Смерть чудища.
- Свадьба.
Основная мысль сказки «Иван Быкович»
Главная мысль сказки состоит в том, что тот, кто трудится и делает добро, всегда будет вознаграждён.
Основная идея сказки в том, что не происхождение делает человека богатырём.
Чему учит сказка
Сказка учит быть добрыми, не ставить себя выше других, надеяться только на собственные силы.
Быть смелыми и умными, не лениться.
Учит не бояться трудностей и смело двигаться к своей цели.
Быть ловкими и использовать смекалку.
Краткий отзыв о сказке «Иван Быкович» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала, что в ней собрано многое из того, о чём говорится в других сказках.
Тут и три брата, которые бьются с чудищем на Смородине.
Тут и жёны убитых змеев.
Тут и старик, у которого не поднимались веки.
Тут и помощники, обладающие разными умениями.
Это интересная волшебная сказка.
В ней говорится о том, как простой коровий сын смог обойти царевича и найти себе жену-красавицу.
Мне понравился Иван Быкович, потому что он был смелым, упрямым и настойчивым.
Он обладал хитростью и силой.
И заслужил счастье.
Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что любой может стать героем.
Ведь для этого нужно самому быть смелым и сильным.
Пословицы к сказке
- Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
- На вид простак, а в душе хитряк.
- Кто кого согнёт — тот того и бьёт.
- Не родом славен богатырь, а подвигом.
- Хорошо то, что хорошо кончается.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Финист-ясный сокол»
- «Марья Моревна»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Баба-Яга»
- «Царевна-Несмеяна»
- «Волшебное кольцо»
- «Медное, серебряное и золотое царства»
- «Никита-Кожемяка»
- «Крошечка-Хаврошечка»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Сивка-Бурка»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Старичок в лодке
Подъезжает к нему старичок в лодке: «Батюшка Иван Быкович, много лет тебе здравствовать! Прими меня в товарищи». – «А ты что умеешь?» – «Умею, батюшка, хлеб есть». Иван Быкович сказал: «Фу, пропасть! Я и сам на это горазд; однако садись на корабль, я добрым товарищам рад». Подъезжает в лодке другой старичок: «Здравствуй, Иван Быкович! Возьми меня с собой». – «А ты что умеешь?» – «Умею, батюшка, вино-пиво пить». – «Нехитрая наука! Ну да полезай на корабль». Подъезжает третий старичок: «Здравствуй, Иван Быкович! Возьми и меня». – «Говори: что умеешь?» – «Я, батюшка, умею в бане париться». – «Фу, лихая те побери! Эки, подумаешь, мудрецы!» Взял на корабль и этого; а тут еще лодка подъехала; говорит четвертый старичок: «Много лет здравствовать, Иван Быкович! Прими меня в товарищи». – «Да ты кто такой?» – «Я, батюшка, звездочет». – «Ну, уж на это я не горазд; будь моим товарищем». Принял четвертого, просится пятый старичок. «Прах вас возьми! Куды мне с вами деваться? Сказывай скорей: что умеешь?» – «Я, батюшка, умею ершом плавать». – «Ну, милости просим!»
Вот поехали они за царицей золотые кудри. Приезжают в невиданное царство, небывалое государство; а там уже давно сведали, что Иван Быкович будет, и целые три месяца хлеб пекли, вино курили, пиво варили. Увидал Иван Быкович несчетное число возов хлеба да столько же бочек вина и пива; удивляется и спрашивает: «Что б это значило?» – «Это все для тебя наготовлено». – «Фу, пропасть! Да мне столько в целый год не съесть, не выпить». Тут вспомнил Иван Быкович про своих товарищей и стал вызывать: «Эй вы, старички-молодцы! Кто из вас пить-есть разумеет?» Отзываются Объедайло да Опивайло: «Мы, батюшка! Наше дело ребячье». – «А ну, принимайтесь за работу!» Подбежал один старик, начал хлеб поедать: разом в рот кидает не то что караваями, а целыми возами. Все приел и ну кричать: «Мало хлеба; давайте еще!» Подбежал другой старик, начал пиво-вино пить, всё выпил и бочки проглотил: «Мало! – кричит. – Подавайте еще!» Засуетилась прислуга, бросилась к царице с докладом, что ни хлеба, ни вина недостало.
А царица золотые кудри приказала вести Ивана Быковича в баню париться. Та баня топилась три месяца и так накалена была, что за пять верст нельзя было подойти к ней. Стали звать Ивана Быковича в баню париться; он увидал, что от бани огнем пышет, и говорит: «Что вы, с ума сошли? Да я сгорю там!» Тут ему опять вспомнилось: «Ведь со мной товарищи есть! Эй вы, старички-молодцы! Кто из вас умеет в бане париться?» Подбежал старик: «Я, батюшка! Мое дело ребячье». Живо вскочил в баню, в угол дунул, в другой плюнул – вся баня остыла, а в углах снег лежит. «Ох, батюшки, замерз, топите еще три года!» – кричит старик что есть мочи. Бросилась прислуга с докладом, что баня совсем замерзла; а Иван Быкович стал требовать, чтоб ему царицу золотые кудри выдали. Царица сама к нему вышла, подала свою белую руку, села на корабль и поехала.
Вот плывут они день и другой; вдруг ей сделалось грустно, тяжко – ударила себя в грудь, оборотилась звездой и улетела на небо. «Ну, – говорит Иван Быкович, – совсем пропала!» Потом вспомнил: «Ах, ведь у меня есть товарищи. Эй, старички-молодцы! Кто из вас звездочет?» – «Я, батюшка! Мое дело ребячье», – отвечал старик, ударился оземь, сделался сам звездою, полетел на небо и стал считать звезды; одну нашел лишнюю и ну толкать ее! Сорвалась звездочка с своего места, быстро покатилась по небу, упала на корабль и обернулась царицею золотые кудри.
Опять едут день, едут другой; нашла на царицу грусть-тоска, ударила себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь пропала!» – думает Иван Быкович, да вспомнил про последнего старичка и стал его спрашивать: «Ты, что ль, горазд ершом плавать?» – «Я, батюшка, мое дело ребячье!» – ударился оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукою и давай ее под бока колоть. Щука выскочила на корабль и опять сделалась царицею золотые кудри.
Тут старички с Иваном Быковичем распростились, по своим домам пустились; а он поехал к чудо-юдову отцу.
Ответы
Автор ответа: Vika148148
В русских народных сказках не раз встречается Калинов мост на реке
Смородине, где происходит бой героя с чудовищем: «Бой на Калиновом
мосту» , «Иван Быкович» , «Иван, крестьянский сын и мужичок сам с перст,
усы на семь верст» и др. С легкой руки талантливого и скрупулезного
исследователя сказок В. Я. Проппа повелось считать, что река Смородина
представляет собой границу между мирами. Стало быть, мост через нее –
переход из одного мира в другой.Одна из версий символики и географических координат этого места уже описывалась в нашем журнале.В частности, была приведена точка зрения, согласно которой этимология Калинова моста связана со словами «калить» (сильно нагревать) или «калеть» (коченеть, цепенеть от жара или стужи) . Впервые она была высказана еще в XIX в. знатоком русских сказок А. А. Потебней, ссылавшимся на неслучайные эпитеты к калине, по значению близкие к огню: красная, жаркая и т. п. Правда, впоследствие автор отказался от собственной догадки, выдвинув другую версию, что, мол, Калинов мост был металлическим.Академик Б. А. Рыбаков объясняет исходную сущность понятия «калинов мост» следующим образом: «Мост, по которому пойдет массивное мифическое чудище изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника, абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать что-либо, но не строить из них.. . Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов) , загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников калины» .Но если так, то почему о калиновом мосте поется в свадебных песнях, в невестинских причитаниях, девичьих напевах? И в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегий» в качестве образа народной женской песни звучит:Уж как по мосту – мосточку, по калиновым досочкам!Вай-ду, вай-ду, вай-ду, вай-ду,По калиновым досочкам.. .Чтобы разобраться в этом, стоит обратиться не к этимологии, а к символике калины.Много народных сказаний повествует о калине.Украинцы из века в век передают историю о том, как татаро-монгольское войско взяло в проводники девушек, которые завели их то ли в непроходимую чащу, то ли в болото. Закололи саблями супостаты героинь, и на месте их гибели выросла калина с ягодами-кровинками. В общем, было у кого поучиться Ивану Сусанину.Другое предание рассказывает, как в галицких землях покончила собой Оленочка, которую брат хотел продать туркам, те с досады порубили ее тело на куски, и тогда калиновые рощи расколыхались от великой печали.Существует легенда, что когда-то ягоды калины были слаще малины. Но однажды юная красавица полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. От отчаяния она решила сжечь тот лес, и когда жестокосердый наведался туда, все уже сгорело. Лишь под кустом калины сидела заплаканная девушка. Глянул на нее кузнец и полюбил, и до самой смерти видел в жене красавицу, потому что одарила его калина умением отвечать на любовь и ценить ее. Но ягоды ее с тех пор и стали горчить – как слезы неразделенной любви.Калина с самых древних времен олицетворяла красоту и девственную любовь.Ее выращивали возле хаты – на счастье. Она была непременным атрибутом свадебных ритуалов, начиная с украшения ветками, венками и ягодами горницы и обрядовых калачей и кончая оглашением доказательств невинности новобрачной.Обряды похорон калины означали принесение девственности в жертву при замужестве во имя продолжения рода. Брокгауз и Эфрон, исходя из исследований того же А. А. Потебни, утверждают, что «Калиновые мосты — обычное, постоянное общее место в свадебных песнях (мост – соединение, связь)» . Позднее это дерево стало символом женщины и любви вообще.