Публикация «Тема: „Драматизация сказки Л, Пантелеева „Две лягушки“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Лягушки, лягушата
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Воспитывать внимание, нравственные качества характера детей (настойчивость, трудолюбие, волю, терпение, веру в свою победу, не терять присутствие духа в трудной жизненной ситуации). Предварительная работа
Предварительная работа.
Беседа о животных, рассматривание иллюстраций, заучивание поговорок о (о труде, воле, дружбе, чтение сказок о лягушках (Теремок, Царевна-лягушка).
Оборудование: портрет Л. Пантелеева, маски-шапочки с изображением лягушек, указка, кувшин, иллюстрации с изображением сказочных героев.
Методические приё мы:
Вводная беседа (о авторе, сказке, вопросы к детям:
— Откуда берётся сметана?
— Как получаются сливки?
— А сливочное масло?
— О ком этот сказка?
— Где жили лягушки?
— Какой была первая лягушка? Вторая?
— Почему утонула одна из лягушек?
— Почему осталась в живых вторая?
— Где можно барахтаться?
— Чему учит эта сказка?
— Как вы повели себя бы в данной ситуации?
Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, показ, объяснение, игра – драматизация по данному произведению, действия детей (участие в театрализованной деятельности, физминутка «лягушата», конкурс пословиц (о дружбе, труде).
Итог, анализ.
Словарная работа. Канава, мох, сырость, плесень, барахтаться, погреб, свалились, дрыгает, шалишь.
Главные герои
Главные герои в сказке Пантелеева — две лягушки, других персонажей, помимо них, в произведении нет. Они являются полными противоположностями друг друга, но при этом живут вместе в одной канаве и хорошо дружат. В их образах автор использует приём антитезы — противопоставления. Их описание и характеристика:

Первая — настоящая лесная лягушка, отважная, сильная, весёлая, оптимистка, никогда не собирающаяся сдаваться.
Вторая — лентяйка, засоня, трусиха, «ни то ни сё», пессимистка. Про неё даже говорили, что она родилась где-то в городском парке, а не в лесу. Она слабохарактерная, быстро сдаётся перед трудностями, не верит в успех, лишается надежды и не хочет бороться даже за собственную жизнь. В итоге она погибает по собственной вине.
Характеры героинь показаны на контрасте, как и то, что случилось с каждой из них в финале сказки. Произошедшее с ними — наглядный рисунок того, как люди часто поступают в безвыходной ситуации. Многие сдаются, думая, что поиском выхода будут только напрасно тратить силы и трепать себе нервы. Обычно такие люди — это лентяи, трусы и плуты, не желающие добиваться целей трудолюбием и честным путём. Другие же — не впадают в отчаяние, а продолжают бороться с обстоятельствами и упорно трудиться, до последнего веря в победу и успех.
Л. Пантелеев «Две лягушки»
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная, весёлая, а другая была ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью пошли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят — стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться. Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться — и утонула.
А вторая лягушка — та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только — нет, ничего не выходит. Как ни плавай — далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие — не вылезти лягушке из сметаны.
Но всё-таки она не сдаётся, не унывает.
«Ничего, — думает, — пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь ещё живая — значит, надо жить. А там — что будет».
И вот — из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг — что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? — думает лягушка. — Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.
«Ну вот, — думает лягушка, — значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой — в лес. А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не квакала.
Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом раньше смерти…
Вопросы для обсуждения:
• О ком эта сказка? Какая из двух подружек-лягушек понравилась тебе больше? Почему?
• Расскажи, какой была одна лягушка. Почему её называли настоящей лесной лягушкой?
• Чем не похожа была на неё вторая лягушка? Какой она была? Как её называет автор?
• Как рассуждали лягушки, когда попали в горшок со сметаной?
• Какая из лягушек смогла спастись? Как ты думаешь, что ей помогло: храбрость, смекалка или трудолюбие?
• Попробуй пересказать сказку. Сколько в ней частей? С каких слов начинается сказка? О чём говорится в первой части сказки? Расскажи, какая неприятность случилась с лягушками.
• О чём говорится во второй части сказки? Расскажи, что стали делать лягушки, когда попали в горшок со сметаной. Не забудь объяснить, как они рассуждали, попав в беду.
• Какой у сказки конец? Как ты думаешь, могла ли эта сказка закончиться по-другому? Почему ты так думаешь?
